Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 апреля 2024
Михаил Демурин: "Эстонцы сводят счеты с Россией"

Михаил Демурин: "Эстонцы сводят счеты с Россией"

Эстония хочет стать Европой, отыгравшись на "советском прошлом"
14.12.2006

Непримиримая позиция официального Таллина к советскому прошлому бросает тень на эту страну, которая отчаянно пытается вписаться в Европу. При этом те методы, которые избираются, не только далеки от норм международного права, но и не могут быть названы "цивилизованными". Ситуацию с попыткой эстонских властей подвести юридическую базу под запрет советской символики специально для интернет-газеты "Столетие" прокомментировал Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса в отставке, член центрального совета, руководитель международного управления аппарата Президиума центрального совета партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" Михаил Демурин.

- Как с точки зрения международного права можно квалифицировать действия Эстонии, которая пытается переписать свою историю? Как Вы оцениваете методы, которые выбирает официальный Таллин?

- Корни проблем, возникших в отношениях России с Прибалтикой (особенно это касается Латвии и Эстонии), с одной стороны, и проблем с государствами СНГ, с другой стороны, принципиально отличаются. Главное отличие в том, что Литва, Латвия и Эстония не считают себя частью бывшего СССР, заявляя, что они с 1940 г. по 1941 г. и с 1944 г. по 1991 г. были "оккупированы".

С точки зрения международного права эта концепция серьезной критики не выдерживает. Об этом неоднократно говорилось в публикациях специалистов, и повторяться не стоит. Но важно иметь в виду, что концепция "оккупации" имеет под собой политическую подоплеку и ориентирована на решение, прежде всего, двух задач: во-первых, создать этнократические государства за счет лишения права на гражданство большинства представителей "нетитульного" населения республик, во-вторых, гарантировать такой же этнопередел собственности.

На последнее мало обращают внимание, но это незаслуженно. "Неграждане" были дискриминированы в процессе приватизации, в частности, получив меньшее число сертификатов ("ваучеров"). Кроме того, в период активной приватизации в 1990-е годы латышским и эстонским национал-радикалам удалось обеспечить контроль над всеми структурами, отвечающими за приватизацию (Агентство приватизации, аппарат правительства и профильные министерства). При том, что часть русских получили гражданство, в госаппарате они практически не были представлены. Такое положение, кстати, сохраняется до сих пор. Вернусь к главному. "Концепция оккупации", на мой взгляд, служит основой дискриминации русскоязычного населения в Прибалтике, в том числе ограничения социально-экономических прав (запрет на профессии, урезанные пенсии).

На втором месте дают, конечно, себя знать исторические обиды. Нелегко признать, что произошедшее в Прибалтике в тридцатые годы прошлого столетия (фашистские перевороты, метания между Гитлером и западноевропейскими демократиями, недружественная линия в отношении СССР при негласном сотрудничестве видных представителей элит с советскими властями) – эти проявления фиаско процессов самостоятельного государственного строительства в этих странах, а вовсе не агрессии с Востока. Отсюда и желание "довоевать" с СССР в лице сегодняшней России, опорочить символы страны и народа, взявших верх над фашистскими полчищами и символами. Советского Союза уже нет, но страна-продолжатель - Россия - существует, и она должна защищать честь страны-предшественника и достижения ее народа. Иначе пренебрежение к правде истории аукнется нам в будущем.

Перед вступлением Литвы, Латвии и Эстонии в ЕС и НАТО западные дипломаты и политики нас убеждали, что прибалты станут "хорошими", но все происходит с точностью до наоборот. В этом – дополнительная причина их агрессивности в последнее время. Официальные Рига, Таллин и Вильнюс считают, что получили карт-бланш на сведение исторических счетов с Россией. Ситуация доведена до абсурда: в Прибалтийских странах, ставших членами НАТО, к воспитательной работе со школьниками и военнослужащими допускаются бывшие легионеры Ваффен СС. Однако нельзя утверждать, что все в этих странах стоят на ультранационалистических позициях. Есть историки, общественные деятели, которые стараются здраво смотреть на станицы прошлого, но они подвергаются гонениям.

С точки зрения международного права все, что делается в Латвии и Эстонии для оправдания действий латышских и эстонских эсэсовцев в годы Великой Отечественной войны (они-де воевали не против Антигитлеровской коалиции, а против СССР), может служить основанием для квалификации этих стран в качестве "вражеских государств" по Уставу ООН. Статья 107 гласит: "Настоящий устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение Второй мировой войны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям". Причем "принудительные действия" в отношении такого "вражеского государства", согласно статье 53, можно предпринять и без получения полномочий от Совета Безопасности ООН. Таким образом, тезис прибалтов о том, что их республики - не новые независимые государства, а продолжение старых, де-юре существовавших и в 1941-44 годах, может обернуться для них серьезными последствиями.

В последнее время Прибалтика пытается "экспортировать" собственный тип конфликтности с Москвой на постсоветское пространство. Так, в Грузии по примеру Латвии тоже стали активно продвигать тезис об "оккупации" и даже учредили "музей оккупации". Это мы также должны учитывать.

- Какой тактики должна придерживаться Россия в отношении Эстонии? Насколько принципиально для Москвы является решение "эстонского вопроса" именно сейчас? Чем, в противном случае, грозит промедление?

- На мой взгляд, во всех аспектах отношений с прибалтийскими странами, и в частности, в вопросах спора об истории, у нас проявляется непоследовательность и мягкотелость. К сожалению, для многих российских бизнесменов и политиков велик соблазн серых транзитных и финансовых схем через Прибалтику, что заметно снижает эффективность мер воздействия на Ригу, Таллин и Вильнюс. Кроме того, ощущается и давление Запада в пользу прибалтов, а у нас, как Вы знаете, немало желающих показать "конструктивность" нашего подхода в важных для Запада вопросах, особенно когда есть проблемы на других, на самом деле, менее значимых для нас направлениях.

Ключевыми составляющими наших стратегии и тактики в Прибалтике видятся следующие: защита исторической правды и заложенных нашими предками основ европейской и мировой политики ("достижения" периода Горбачёва и Ельцина я к ним не отношу), чёткое государственное целеполагание на основе общенационального консенсуса в отношении прибалтов и их сегодняшней политики, защита прав и интересов соотечественников, защита экономических интересов нашей страны и транзитной независимости, упреждение негативных военно-политических шагов у наших границ. Всё это, подчеркну, не только внешнеполитические задачи, но и задачи воспитательные для самой России, которая вырабатывает сегодня свою самобытную национальную доктрину.

Конечно, с точки зрения нормальной государственнической линии время в отношениях с Латвией, Литвой и Эстонией упущено. Особенно большой ущерб был нанесён защите национальных интересов России в Прибалтике в первой половине 1990-х годов, но не только. Много контрпродуктивного, особенно на латвийском и эстонском направлениях, сделано и в последние годы. Всё это надо исправлять. Время и интересы страны не ждут.

- Какую стратегию следует избрать России, отстаивая свои интересы в многополярном мире, не приобретя при этом ярлык "жесткого националистического государства"? Как должна Россия строить свою внешнюю политику, учитывая сложный клубок наследственных проблем, которые достались ей от Советского Союза, а также приоритеты развития экономических и торговых отношений, которые все-таки лежат в рамках бывшего СССР?

- Конечно, следует всегда стараться искать компромисс, баланс интересов, но если не получается такими методами реализовать национальные интересы, то надо не бояться обострять ситуацию в рамках правового поля и защищать свои позиции всеми доступными внешнеполитическими методами. Это нормальная международная практика. И надо изжить внедрённый в сознание многих российских политиков и политологов тезис о том, что Россия "возвращается в цивилизованный мир" и, соответственно, критерий оценки ситуации у нас в стране - плохой ли, хороший ли – находится вовне (в Западной Европе, США и т.д.), а не внутри.

Что же касается непосредственно пространства бывшего СССР, то наиболее важными мне представляются два момента. Полезно было бы сместить акцент с того, что я бы назвал "династической дипломатией", то есть увлечением выстраиванием близких отношений с лидерами, в пользу выстраивания более системных и поливалентных отношений со странами, обществами, политическими силами. Хорошие отношения между лидерами должны быть производными от хороших отношений между странами, а не наоборот. И второе: нужно, конечно, искать продуктивный баланс между линией на интеграцию и преодолением иждивенческих настроений у наших соседей – и у руководителей, и у населения. Но пока это не очень получается, и результатом становится растущее недоверие к политическому курсу России на пространстве бывшего СССР.

Беседовала Татьяна Зубарева

Специально для Столетия


Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Сергея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.