Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Клубочек страстишек

Клубочек страстишек

«Постхристианское» общество в поисках несуществующей опоры.
Александр Горбунов
06.03.2006

Еду в метро. Миловидная девушка сидит и читает толстую книжку. Удержаться, не посмотреть что за чтение, невозможно. Трясет, толкаются пассажиры, буквы изгибаются, уходят из поля зрения. Ну, конечно же, Браун. Еще удается увидеть слово "код". Сомнений нет, юное существо читает мистера Брауна, его коммерческий богохульный апокриф "Код да Винчи".

Говорят, что Италия наводнена американскими туристами особого рода, теми, кто прочитал книжку мистера Дэна Брауна и желает теперь собственными глазами увидеть, где "все происходило". Словом, вы покажите нам "то, шо в booк", а "макдональдс" мы и сами найдем.

…Совсем недавно вокруг фильма Мартина Скорцезе бушевали страсти. Даже были подожжены некоторые кинотеатры, где собирались показывать "Последнее искушение Христа". Теперь ничего подобного нет. А ведь книжка "Код да Винчи" по своему содержанию не менее одиозная. В ней проводится мысль о том, что у Марии Магдалины был сын от Иисуса Христа. И обсасывается тема их мнимого "потомства". Между прочим, уже идут съемки фильма, который, конечно же, побъёт все кассовые сборы. И будьте покойны, никаких поджогов не случится.

Причина столь разного отношения – временной зазор между двумя упомянутыми фактами массовой культуры. Нам он может показаться чрезвычайно малым, каких-то там десять лет. Однако, учитывая динамику процессов в современном мире – это огромный период, в течение которого на массовое сознание подверглось немалому воздействию, которое парализовало тех, кто еще вчера был активен и готов к действиям в защиту исповедуемых ценностей.

…Тем временем, в одной итальянской деревне завелся оригинал. Он решил доказать через суд (!) "выдуманность исторической фигуры Христа". Дело даже не в том, что историческая наука на нынешний момент твердо и однозначно подтверждает реальность жизни, распятия и воскресения Иисуса. Суть в самом тиражировании попыток выпячивания собственного атеизма как нуждающегося в признании и всеобщем "одобрямс".

Мы не можем требовать сознательности от массовой аудитории, от молодожи. Тем более, что хорошим тоном у нас считаются похвалы в адрес фильма Бортко по "Мастеру и Маргарите". А ведь Бортко ничего не понял, вернее, не услышал в книге. Постановка же булгаковского мечтания о Галилеянине вообще выглядела комично. Особенно, как справедливо заметил Савва Ямщиков, после появления фильма Мэла Гибсона "Страсти Христовы" (каноничного, единственно возможного варианта бытования Евангелия в рамках массовой культуры).

Вообще, введение Евангелия в оборот массовой культуры неизбежно. Оно было и остается смысловой доминантой христианского общества и его вырожденного отражения, которое без стеснения самоназывается "постхристианством". Даже в повседневном споре с евангельской истиной, в её отвержениии общество это не самодостаточно. Убери то, от чего отталкивается "постхристианин", и останется абсолютное ничто. Клубочек страстишек, с самыми примитивными верованиями в новые племенные тотемы (они же всемирно известные бренды). Ведь большинство населения все еще не желает переходить на прямо выраженные антихристианские стандарты, даже несмотря на то, что субкультура Антихриста уже фунционирует в виде "сатанистов" и прочих инфернальных течений.

Основная часть работы ведется с наиболее аморфным "средним классом", находящимся между полюсами традиционалистского и разрушительного меньшинств. Кстати, одной из важнейших стратегий добивания традиционалистов является тезис о якобы имеющем место их духовном родстве с анархо-сатанизмом крайне левого толка. Аморфный середняк, уже утративший связь с религиозным образом жизни, но все еще имеющий смутные представления о том, что он христианин и носитель великой культуры – вот типаж, на которого рассчитаны бесконечные апокрифические "разночтения". Борьба с религией ведется с учетом ошибок прошлого. Отрытое насилие, репрессии и гонения нередко приводят к обратному результату: вера гонимых возрастает и углубляется. Гораздо более эффективный путь – искажение, подрыв фундаментальных религиозных представлений изнутри. Так можно допускать существование Иисуса Христа, сводя его к циркуляции в массовом сознании наряду с мифологическими персонажами. Учитывая многомерность и многовариантность Евангелия, его делают неисчерпаемым источником для кинематографа, комиксов, массовой литературы. Согласитесь, супермен и Спаситель – это звучит по-разному. Супермен может спасти девушку в подворотне, город от маньяка, но не может главного – спасти душу, дать путь и истину. Он ведь герой, а не Бог.

Единственное, что может обнадежить – другая отличительная черта христианского учения, состоящая в его способности пробиваться сквозь наслоения, асфальты и бетоны. Та же рок-опера "Иисус Христос супервезда" в конечном счете только пополнила количество православных среди российской молодежи, подвергавшейся методичному давлению со стороны государственного атеизма советского образца.

Правда, в связи идеей мистера Брауна о возможном "земном потомстве" закрадывается одна актуальная мысль. Если допустить скрытое от глаз людских "божественное потомство", то не из него ли должен родится тот, кого определенная часть человечества ждет как мессию, а другая – как Антихриста. Не являемся ли мы свидетелями закладки новейшего мифа или его контуров, призванного "объяснить" появление и воцарение "родившегося, чтобы спасти человечество", "божественного правителя единого мира"?

Отойдя немного в сторону от темы, мы увидим, что в игру массовой культуры вовлекаются не только смыслы, но и названия, и символы. Недавно один телеведущий решил всех ошарашить, выпустив литературное творение "Евангелие от самого себя". То есть маленький человечек решил пошутковать с Благой Вестью, записанной под водительством Духа Святого. К сожалению, он невнимательно читал Евангелие, иначе бы знал, что подобная хула – единственная, которую невозможно искупить. Несчастный!

Невозможно не обратить внимание и на то, как употребляется символ распятия. Крест становится женским украшением, которое навешивается поверх одежды или на всевозможные части тела, начиная от шеи и заканчивая лодыжкой. Такое игриво-сексуальное прочтение. Возможно, что "блудница из колена Данова", от которой родится сын погибели, будет обвешана крестами с головы до пят, как елка игрушками. И найдутся такие, которые почтут это за признак "избранности". Ведь никакого иного представления о Христе для них существовать не будет.

Учтем, что супермодель и порнозвезда, слившись в одну субстанцию, тоже станут центральными фигурами этого мифа. Нетрудно представить, с какой легкостью завоюют популярность мифологемы построенные на антиморали, античеловечности, антихристианстве. Причем, восприниматься все это будет как "христианское учение", только лишь осовремененное.

Не стоит удивляться, - ведь уже теперь мы видим обвал западного христианства, где дошли до "освящения" гомосексуальных "браков". Антицерковь, антипаства, почитающие псевдо-Христа и ждущие анти-Христа, активно формируются. И произведения поп-культуры, переводящие Бога в ранг суперменов, потребляемых вместе с пережевыванием чипсов, немало способствуют этим изменениям.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.