Юрий Сергеев: «Потому казаки и были непобедимы...»
Писатель Юрий Васильевич Сергеев 2 октября отмечает своё 70-летие. Что бы он ни делал в своей жизни, всё выдаёт, что он – казак. Через его романы мы, молодёжь 1990-х, воспринимали веру в Бога и верность родной земле – те ценности, за которые в 1920-е – 1930-е годы казаки пострадали сильнее всех иных сословий. В 1977 г. в журнале «Полярная звезда» был опубликован рассказ Ю. Сергеева «Зыбь». Позже выходили его книги «Королевская охота», «Самородок» (Всесоюзная премия за лучшую книгу о рабочем классе и крестьянстве), сборник повестей и рассказов (премия имени Горького «За лучшую первую книгу в столице»), романы «Становой хребет», «Княжий остров».
Юрий Сергеев много сделал для воспитания молодёжи, создав ежегодный спортивный лагерь на Хопре «Золотой щит – Казачий Спас». В августе этого года проведён десятый семинар.
Художественное слово Юрия Сергеева – образное, доходчивое. Ему есть, чем поделиться с читателем. В настоящее время писатель работает над заключительной частью трилогии: «Становой хребет», «Княжий остров», «Держава непобедимая» – о русской славе, об историческом пути нашего народа.
– Юрий Васильевич, как создавался самый читаемый ваш роман «Княжий остров» – о тяжелейшем сопротивлении и о победе русского духа в страшной Великой Отечественной войне, о незримом заступничестве наших предков?
– Ещё в конце 1980-х я понял: что-то надо делать с молодёжью. И сел писать роман «Княжий остров». В 1986 г. мой друг Олег Пащенко пригласил меня в Оптину Пустынь. Приехали. Он говорит: пойдём к старцу. Пришли мы в келию известного святого старца XIX века Амвросия Оптинского. И здесь выходит к нам маленький согбенный старчик – отец Илий (Ноздрин). Как взглянул на меня из-под бровей! А глаза голубые-голубые! Я так и улетел в них. Спрашиваю: «Благословите писать роман». А он мне так по-светски: «Расскажи сюжет!..».
Начал писать роман. Помолюсь перед родовыми иконами и сажусь за роман. Бывало, за ночь тридцать страниц напишу. Часто ездил в Оптину Пустынь.
Когда написал 700 страниц рукописи, поехал на Оптинское подворье, что находится в бывшей усадьбе Шереметьевых, передал Илию. А сам подумал: ну когда ему читать, он молится с пяти утра. Когда келейник Илия вернул мне роман, он был весь в пометках. Прочёл! Позже я спросил старца: может убрать кусок, где о ведичестве. А он сказал: «Нет, не трогай». И объяснил, что после 1980-х, когда шла оголтелая пропаганда кришнаитства, рериховства, этот кусок романа будет им всем как блесна. Они увидят что-то своё, знакомое, а в итоге всё ведет к Православию.
Когда тираж разошёлся, вскоре мне пришло письмо из Тюмени: «Юрий Васильевич! Мы создали по всем городам Тюменской области общества по изучению наследия Блаватской, Рериха. Начали читать Ваш роман в “Роман-газете”. Просим прислать продолжение». Я не поскупился и отправил целый ящик книг. Через два месяца эта же дама прислала мне второе письмо: «Юрий Васильевич, что Вы натворили! Мы, не дочитав романа, раздали книги по всем нашим центрам. Люди перестали увлекаться эзотерикой. Изучают историю России. Многие приняли Православие и я в том числе, спасибо вам!».
– Схиархимандрит Илий действительно понимает беды русского народа, поскольку сам плоть от плоти – народ. Расскажите об этом удивительном старце нашего времени.
– Старцу Илию дважды было явление Богородицы. Он был тогда ещё мальчишкой, рос на Орловщине в большой семье. В военные голодные годы двоих старших братьев отправили на Украину, обменять вещи на хлеб. Когда они ехали назад, уснули в поезде и у них из-под голов вытащили мешок с хлебами. Представьте трагедию, когда они вернулись домой! Вот тогда и было первое явление Богородицы будущему старцу. Божия Матерь явилась и сказала: «Вставай, никому ничего не говори. Иди на железнодорожный переезд. Пройдёт поезд. Походи по рельсам, поищи, найдёшь шесть хлебов». А там как раз прошёл воинский эшелон, и выкинули меж вагонов шесть буханок чёрствого солдатского хлеба. Семья так воспряла духом! Выжили!
А второе явление было, когда немцы стояли под Орлом. Божия Матерь явилась мальчишке и сказала: «Иди в степь на росстань. Там пройдёт несколько машин. Остановятся. У них выпадет папка. Возьми её и передай партизанам». А это ехали генералы от Гитлера, поддатые садились в машину и вытолкнули портфель с сиденья. Мальчишка взял папку из портфеля, нашёл партизан и передал им. По-моему, Рокоссовский в своих мемуарах писал: «Мальчик из-под Орла». В папке был полный план Курской битвы за подписью Гитлера. За 20 дней до битвы план попал к нашим. По приказу Рокоссовского была проведена мощная артподготовка, по немцам было выпущено 96 эшелонов снарядов.
– Что повлияло на ваше становление как писателя? Какие книги вас воспитывали в детстве?
– Писателем меня сделала бабушка. Она была 1881 года рождения. Непростая судьба. Двенадцать детей – и почти всех она пережила. Двое сыновей погибли на фронте. Отец мой вернулся с фронта раненый в живот. Пуля снайпера его настигла под Ельней.
У бабушки был старый казачий сундук. Когда она открывала его горбатую крышку, я крутился рядом и видел, какие там были наклеены линогравюры – портреты всех наших императоров. Там же лежало её «смертное», в узелочек завязанное, бельё. Самое ценное, что было в том сундуке, это учебник «Родная речь», по которому бабушка сама училась в школе. Эта книга насквозь проникнута героизмом, в ней были собраны героические наши былины, прекрасно иллюстрированные линогравюрами. Бабушка научила меня читать по этой церковнославянской азбуке. В станице была школьная и станичная библиотеки, которые я перечитал. Майн Рид, Джек Лондон…
До 8 класса я спал на печи. Бывало, затащу керосинку на печь и ещё бутылку с керосином, чтобы хватило на ночь. Всё ждал, пока бабушка помолится. У неё были иконы, которые она спасла из разорённой церкви в 1930-е годы. Помолится, укладывается спать, а зима – ставни открыты, снег. Я ей: «Бабуль, расскажи сказку!». Она мне: «Да нечистый ты дух, уже на печи не помещаешься, уже ухажёрки, небось, за тобой ухлёстывают, а тебе всё – сказку!». Уговорю. И вот она приляжет на кровать, начинает рассказывать и рукой водит: «В некоем царстве, в неком государстве…» Потом встанет, начинает ходить по хате, идёт, руками разводит – играла сказки. Она знала наизусть «Сказку о царе Салтане», «Руслан и Людмила». Так учили в дореволюционной станичной гимназии.
Свои романы я пишу карандашом в толстой тетради. У писателя должны быть обострены все органы чувств. Представьте, едет семья на Пасху в село. Доезжает до кургана и уже слышит звон с колокольни. Заезжает за курган, там площадь заставлена повозками. Заходят они в церковь и чувствуют запах ладана. А потом Причастие! У писателя так должно быть написано, чтобы читатель чувствовал всеми органами чувств – зрением, слухом, обонянием и переживал...
– Какая литература нужна современному читателю?
– Надо читать настоящую литературу. Для меня это три столпа: Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Астафьев. Василий Фёдоров – очень хороший поэт. Николай Рубцов – самородок…
– Что бы вы сказали о Викторе Астафьеве?
– Язык у Астафьева удивительный! «Затеси» – какая вещь! «Царь-рыба»! Когда я был у него в гостях в Красноярске, он за ночь прочёл мою первую книгу «Королевская охота». И говорил мне: «Пиши, пиши…»
– Вы из казачьей семьи. Как в царское время жили казаки?
– Вы только представьте! В Елизаветинской станице на Дону было 52 рыбных завода. Каждый станичник мог навялить, насолить, сколько нужно. Но если рыбу продашь на сторону, без ведома станичного правления, – 50 розог.
На соседнем хуторе до революции на 24 семьи было 19 тракторов, пять тысяч голов тонкорунных английских овец, которых выращивали для офицерского сукна. Две тысячи лошадей. Хороший конь стоил до 700 рублей. Для сравнения: корова стоила 2 – 3 рубля. Я читал налоговую декларация этого хутора. Чистый годовой доход одной семьи в среднем был 252 тысячи золотых рублей. И всё это только за счёт труда от зари до зари. Молодые решили пожениться – на свадьбу собирались до двух тысяч человек. Гуляли свадьбу. Собиралась вся станица Елизаветинская и строили молодым дом. Лодками подгоняли рыбу, чтобы семья разжилась.
Нынешних атаманов я довожу до истерики. Спрашиваю у них, кто правил казачьим родом. Они отвечают: атаманы. А я говорю: бабы. В одном из казачьих домов раз в месяц на флагштоке поднималась белая женская косынка. И ни один казак, даже атаман, не имел права порог этого дома переступить. Туда собирался только матриархат – мудрые женщины со всей станицы. У каждой из них были тетрадки с песнями. Сначала «играли» песни. А потом начинали высчитывать, кому на ком нельзя жениться, чтобы не было родового смешения кровей. Такое было самосохранение у казаков.
– Трудно поверить, что и в казачьей среде началась гражданская война…
– У моего деда в семье было 12 детей. Две пары лошадей. Пара рабочих, пара – выездных. Две пары быков. Раскулачивание началось: дом крыт железом – кулак, юбка у бабы суконная – кулачка, а если машинку «Зингер» находили в доме – семья пропала. Был случай, когда в станице Вёшенской лютовали красноармейцы. Один старик обозвал их, они прибили ему гвоздем язык к подбородку и водили по станице, пока он не изошёл кровью. Страшное было время. Брат брата стрелял.
– Что руководило красными?
– Думаю: халява – грабь награбленное. И жаба – жадность. Жаба – самое большое животное и самое опасное.
– Юрий Васильевич, как было создавалось ваше казачье молодёжное движение «Золотой щит – Казачий Спас»?
– В 2009 году мы поехали в Волгоград, встретились с областной администрацией. Для зам. главы администрации Волгоградской области я написал на полстранички программу: школа казачьей песни, казачьего пляса, казачьей кухни. И главное: строгий сухой закон. Когда мы провели первое мероприятие, у нас спрашивали местные жители: «Что такое? Ни одного пьяного не видели за 10 дней?! Никто не подошёл попросить прикурить».
Задача наших слётов не в том, чтобы показать, кто лучше машет руками, ногами, шашками, хотя это тоже надо и мы этому обучаем. А главное – оттянуть молодёжь от компьютеров, от пива. Мы не можем видеть спокойно, как молодежь спивается!
Два года назад я спросил ребят, которые в движении уже пять лет, что им за это время дал «Золотой щит»? Они говорят: «Мы живём в Волгограде в самом злачном районе, где пьянство и наркотики. Но никто из нас не курит, не пьёт, наши друзья не курят и не пьют, и друзья наших друзей такие же». Мы создали “моду” в районе. И девчонки на нас “толпой” идут». Сейчас в нашем движении собирается на Хопре до пяти тысяч человек, участвуют также подростки из кадетских корпусов, школ. Если я замечал хоть одного пьяного, сразу выгонял из семинара.
Беда в том, что казачество спивается. Ещё в конце 1970-х я приехал на родину и увидел, что мои одноклассники почти все спились. С оставшимися друзьями мы тогда пошли на реку, и каково же было их удивление, когда я сказал, что не пью. «Какой же ты казак?!», – было мне в ответ. Вот, как перевернули всё с ног на голову! Вместо доблести казакам стали приписывать пороки. Только враги казачества могли придумать такие «казачьи» тосты: «Атаман пьёт с шашки». Да за такое до революции этой шашкой сразу бы голову отсекли. Потому что шашка считалась белым оружием, святым. С шашкой даже в церковь можно заходить. Или говорят, что жена казаку подаёт стременную рюмку, а его за курганом ждёт любовница и подносит закурганную. А в казачьих станицах за это «закурганное» дело, знаете, что было?! Как рассказывали мне казаки-некрасовцы, если старики узнавали, что кто-то к кому-то «ходит», арестовывали обоих. Уводили от станицы этих двоих, связывали, зарывали по горло в песок и уходили. Наутро приводили туда детей из станицы. А там из песка торчали обглоданные шакалами черепа. И говорили детям: «Вот, что будет, если вы нарушите супружескую верность и завет Игнатия Некрасова». Хватало на поколение.
В целомудрии, честности – сила духа и православная вера. Потому казаки и были непобедимы.
– Как вернуть современных детей на почву – историческую, религиозную, культурную?
– Когда у меня родился сын, я купил целую упаковку дисков с русскими сказками. Сын засыпал и просыпался под сказки. Когда он пошёл в школу, учительница удивлялась, как это мы так воспитали сына: он тянет руку на уроке и говорит: «Скажите на милость…» Сказки формируют образное мышление, язык, родовые корни. Начинать воспитание надо со сказок. Американские мультики воспитывают на негативе, а наши сказки – только на позитиве.
Беседовала Ирина Ушакова
?>