Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Игорь Лизунов: «Русская община – фундамент государства»

Игорь Лизунов: «Русская община – фундамент государства»

Беседа с руководителем Обнинской городской казачьей общины «Спас»
26.08.2009
Игорь Лизунов: «Русская община – фундамент государства»

Община существует с 1996 года. Работа по охране и обустройству части усадьбы в деревне Белкино Боровского района Калужской области, памятника XVIII века, воспитание детей, реабилитация и профилактика правонарушений выработали свой ритм и образ жизни, создали устойчивую среду, накоплен богатый практический опыт. На базе «Спаса» действует Автономная некоммерческая организация «Общинный центр педагогики «Спас», где могут пройти подготовку педагоги-организаторы по созда­нию будущих общин, будь то атаманы казачьих формирований, церков­ные старосты или командиры детских дружин и военно-патриотических клубов. Почерпнуть много полезного для себя могут здесь и работники органов местного самоуправления. Предлагаем вашему вниманию беседу нашего корреспондента с руководителем общины Игорем Константиновичем Лизуновым. Фоторепортаж смотрите на нашем сайте

- Игорь Константинович, не обессудьте, начну беседу несколько провокационно. Объединение русских людей, проживающих за рубежом, объяснимо. Там объединяются для сохранения своего образа жизни, защиты своих прав. В России русских подавляющее большинство. Русский народ велик, являет собой целую цивилизацию. Зачем в России нам объединяться в общины?

- Сам современный образ жизни является ответом. Внешние факторы действуют разлагающе на душу человека. Сейчас многие русские (великороссы, малороссы, белорусы – не важно) считают себя русскими по национальности, но суть русскости многие из них забыли. Затем они и национальность могут забыть, станут «гражданами мира».

Русские общины за рубежом – это, фактически, русская диаспора. Русские и русскоязычные там объединяются для сохранения своего уклада, обычаев и культуры. А в России русская община, по нашей мысли, – нижняя по уровню организации форма объединения людей в общей системе государственного устройства.

- Но российским законодательством о местном самоуправлении определена территориальная основа самоуправления – города, села, волости, иные населенные пункты. Люди, проживающие в этих поселениях, напрямую или через избранные органы местного самоуправления решают вопросы своих территорий.

- Территориальный критерий важен, но не является ключевым. Общность людей по состоянию души важнее. Общие духовно-нравственные ценности, вызывающие доверие друг к другу, являются основой устойчивой самоорганизации граждан. Наша община православная, поэтому мы не участвуем в мероприятиях, которые претят нашей религиозной совести. Люди, которые тяготеют к нашей общине, не согласны идти на поводу навязываемого им бездуховного образа жизни.

- Закон об общих принципах организации местного самоуправления был принят «сверху» в 1993 году. Приняли закон и ожидают, когда же повысится активность граждан?

- В действующей системе законодательства активность граждан не повысится. Общность людей должна базироваться, как показывает практика, на традиционных ценностях: религии, исторической цели развития общества, обычаях. Тогда община становится огромной силой для возрождения российской государственности. Увы, сегодня современная община, как самостоятельный субъект общественных отношений, лишена правосубъектности.

Политический процесс за годы всевозможных «реформ» в стране задавил наиболее пассионарную часть людей. Люди разочаровываются в общественной жизни.

Работу нашей общины мы изначально ориентировали на государственное служение. Отсюда, кстати, слово «казачья» в названии организации. Казаки – служивые люди. Общины всегда помогали государству в решении местных вопросов. Да и не только местных. Помощь в ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в погашении локальных конфликтов - этому пример.

Как показывает опыт, самой эффективной, жизненной, самодостаточной и общественно-полезной формой самоорганизации является община, построенная по мировоззренческому принципу.

Самоорганизацией граждан нужно сейчас серьезно заниматься, стимулировать, вести серьезную разъяснительную работу. Показывать перспективу, в том числе, и для каждого человека. Вообще-то этим должно заниматься государство, но создается впечатление, что в настоящее время оно к этому не вполне готово.

- Чем же можно объяснить такое отношение государства к столь важному вопросу? Каково отношение чиновников к вашей общине?

- Кругу лиц, принимающих принципиальные решения в органах власти, это неинтересно, они не понимают, что это такое. Нет юридического статуса общины. «Община» как понятие «не читаема» для чиновников.

Вся наша работа по образованию и сплочению коллективов общинного типа вызывает непонимание. Хотя нам и не мешают, за что мы весьма благодарны. (Смеется).

Декларативно большинство чиновников поддерживают наши усилия, говорят, что дело хорошее, но, видимо, далекого будущего.

Мы обращались с конкретными предложениями в органы государственной власти. Мы предлагали органам местного самоуправления заключать с нами договоры о выполнении с нашей стороны отдельных местных функций. Наши предложения имеют практический интерес не только для нас, но и для органов управления. Но все наши предложения тонут в бюрократической рутине и текучке.

По отдельным направлениям нам удается взаимодействовать с государственными органами. Например, с правоохранительными в области профилактики правонарушений. Но и это происходит больше на неформальном уровне, никакой общей системы пока наладить не удается.

- Много ли по России общин, аналогичных вашей?

- Общественных русских православных центров много по стране. Но каждый из них чаще концентрируется в какой-то отдельной сфере: или в вопросах культуры, или общественно-политической деятельности, или педагогики.

К сожалению, православных общин в России с таким уровнем организации как у нас, немного. Процесс развития общин по стране идет, но идет стихийно. Общины должны не обосабливаться, а помогать государству, служить государственным интересам. Это мы и хотим показать на собственном примере.

- Так значит, в целом, по стране люди не готовы объединяться в русские общины?

- Готовность есть, но в таком масштабном деле необходима воля государства. Ее пока нет. Поэтому сам по себе процесс объединения, повторюсь, идет стихийно, формы самоорганизации граждан неразвиты.

Вообще-то, объединение людей свойственно человеческой природе. Другое дело – какова мотивация к объединению. Чем больше позитивных организаций снизу, тем крепче государство.

Процесс объединения людей в общины пойдет целенаправленно и организовано, когда необходимость этого поймет и поддержит государство.

- Говоря о православной общине, не забываем ли мы о громадной силе приходов Русской православной церкви?

- Несомненно, объединение людей в приходах - это высокий уровень организации, так как здесь объединение происходит на духовном уровне. Но на практике объединение здесь ограничивается совместными богослужениями, проведением крестных ходов и встречами по православным праздникам. Да и не все категории людей может привлечь православный приход. Все-таки восприятие церковной жизни требует серьезной внутренней подготовки. А как быть верующим, но еще не церковным людям?

Православные воскресные школы выполняют большую духовную миссию для семьи, особенно для молодежи. Но и здесь охвачен ограниченный контингент людей. В воскресных школах не хватает мужского воспитания, столь необходимого для повседневной жизни.

Хотя в нашей общине происходит объединение по мировоззренческим принципам, но мы совместно решаем самые различные житейские вопросы. Воспитание детей в православном духе сочетается с привитием личных сильных качеств, физической подготовкой. Приобщение к воинской традиции привлекает детей.

Приход должен стать не просто организационной структурой, а живым организмом, то есть церковной общиной. Естественно, в этом процессе должны участвовать и священники, и миряне. И этому надо учиться.

- Готовясь к встрече, я знакомился с вашими наработками, доступными в Интернете. В своих документах вы говорите о новой общественной модели развития общества в рамках государственного строительства. О какой модели идет речь?

- Об основных параметрах этой модели мы сейчас с Вами и говорим. Имеется в виду модель реализации негосударственными самоорганизациями основных направлений государственной политики, которые бы разгружали органы власти. Но здесь должны соблюдаться условия: самоорганизации должны быть ответственными и проникнутыми духом государственного служения. Прививая своим служением государству, обществу и людям традиционные нравственные ценности, такие негосударственные организации постепенно будут оздоровлять государственное и общественное тело, испорченное коррупцией, индивидуализмом и потребительством.

- Какие формы борьбы с коррупцией, на ваш взгляд, наиболее эффективны?

С коррупцией невозможно результативно бороться принятыми сегодня мерами. Антикоррупционный пакет законов, принятый Государственной Думой, сможет лишь незначительно и временно снизить рост коррупции.

Само это явление создает свою специфическую среду и формирует образ жизни. Коррупционеры тоже объединяются в свои, если можно так выразиться, «антиобщины», то есть сообщества с отрицательной мотивацией. Их целая сеть по стране! Коррупцию нельзя запретить административно в обществе потребления, где все стремятся достигнуть высокого уровня жизни любыми путями. Ее можно только «выдавить» другой средой, положительной, что и пытаемся мы на микроуровне показать всей своей деятельностью.

- Ваше отношение к национальным диаспорам в России? Я имею в виду общины национальных меньшинств в России.

- Стремление людей объединяться по национальному признаку естественно, поэтому к этому процессу нужно относиться спокойно. Неестественно другое: часто национальным диаспорам в нашей стране оказывается приоритетная государственная поддержка. Но эти диаспоры, по сути, преследуют корпоративные интересы. Они пытаются вырвать для себя преференции в ущерб окружающему обществу.

Государственная поддержка должна в первую очередь оказываться как раз общинам русским, объединяющим коренное население территории. Кстати, в таких общинах не обязательно должны быть только русские. Людей здесь объединяют исторические традиции развития исконно российских территорий. Объединение в русских общинах идет не по этническому, а по культурному принципу.

- Согласен. Нужны государственные меры по адаптации представителей национальных меньшинств к российским порядкам, обычаям, а не стимулирование их индивидуальности и обобщенности в обществе. Их национальные чувства, обычаи и манера поведения пусть стимулируются на их родине.

- Вы сказали «манера поведения». Своеобразная манера поведения представителей отдельных народов становится причиной конфликтов местного населения с представителями национальных меньшинств, чаще кавказских народов. Русские общины нужны и в этом вопросе. Если происходят межэтнические конфликты, то, по традиции практически всех культур, разбираться должны старейшины общин. А старейшины, как самые мудрые люди, всегда найдут мирные пути. При «наезде» представителей национальных меньшинств на местное население с русской стороны некому разбираться. Потому что отсутствуют всеми признанные представители общественности местного населения.

Милиция? Органы местного самоуправления? Там на кого попадешь! Это первое. А второе – та же коррупция. У диаспор, как правило, хватает средств, чтобы навязать местным чиновникам свою точку зрения.

- Некоторые диаспоры получают поддержку из бюджетных или внебюджетных источников своих государств. А с другой стороны, средства, заработанные ими в России, направляются на развитие своих государств.

- Национальные диаспоры в России уже много лет, включая советский и перестроечный периоды, развиваются в условиях наибольшего благоприятствования. Необходимо восстановить баланс сил.

Если говорить в целом, то государству необходимо провести анализ деятельности некоммерческих организаций на предмет их полезности обществу. Любая общественная организация граждан, выполняющая социальную функцию или иную полезную работу для российского общества, должна получать государственную поддержку: организационную, финансовую, любую другую.

Отдельные некоммерческие организации при благовидных целях, указанных в их уставах, могут, по сути, вести антигосударственную деятельность. В иных организациях может взращиваться криминальная среда. Многие сообщества создаются только ради проведения сомнительных финансовых операций. Антигосударственные и асоциальные организации должны пресекаться или ограничиваться силой государства. Но для этого нужен серьезный анализ по целям, задачам и результатам работы каждой организации. Вот бы чем заняться органам юстиции. А они сейчас сконцентрированы на формальных вопросах контроля за деятельностью некоммерческих организаций.

- Ваше отношение к политическим партиям?

- Я не считаю себя политиком. Но, как избиратель, свое мнение выскажу. Не думаю, что партии должны играть ключевую роль в формировании органов управления любых уровней. Сейчас роль политических партий возрастает, а активность людей, о которой мы уже говорили, снижается. И еще… Я сожалею, что в спектре существующих политических партий отсутствуют национально-патриотические партии.

- Позвольте не согласиться с тем, что Вы не политик. В нашей беседе Вы поднимаете вопросы основ государственного обустройства.

Еще недавно на политической арене достаточно серьезно был представлен «Конгресс русских общин». Вы в него входили? Ваше отношение к этой организации.

- Нет, мы в него не входили. Нас никто не приглашал, а сами мы к этому не стремились. Думаю, что эта организация состоялась во многом благодаря самому названию. Сработала генетическая память людей, что обеспечило приток членов в эту организацию. Когда начинаешь говорить об общинах с человеком, который в течение своей жизни вообще не сталкивался с общинным обустройством, то, в конечном счете, он соглашается с ним. Ведь, не смотря ни на что, генетически заложенное общинное сознание не вытравлено до конца у русского человека. Общины исторически являлись фундаментом народной жизни.

- Возьмем идеальную ситуацию. Предположим, что в России создана система бытия народа на основе духовных и нравственных начал. Людям не нужно уже «прятаться» в общины. В этом случае роль общины отмирает?

- Во-первых, без общин этой идеальной ситуации никогда не будет. Если у государства появится политическая воля к построению крепкого народного общества по мыслям Достоевского, Ильина, Солженицына, то первым делом оно начнет с построения фундамента государства. А фундаментом являются именно общины. Во-вторых, после обустройства такого государства, эти же общины в совокупности своей, наряду с другими государственными институтами, и будут составлять само государство. Только задачи общины перейдут на качественно новый уровень, уровень дальнейшего культурного и социально-экономического развития.

- К вам постоянно приезжают по обмену опытом. Какие результаты это дает?

- Мы рады всем, кто к нам приезжает. Безусловно, посещение нашей общины дает людям много нового. Могу судить по письмам. Вот письмо, пришедшее сегодня из Ваниной Бухты (Дальний Восток): «То, что я увидел в Белкино – это целое НИИ по организации русской жизни. … Ваша методика нам очень помогла». Пишут многие, благодарят, интересуются, советуются. Тем, кто просит помощи – помогаем.

Но специально мы не выстраиваем структур по России, не занимаемся аналитической работой по состоянию дел в организации русских общин по стране. Сил не хватает. Достаточно проблем в развитии нашей общины.

- Не устали?

- Я человек православный, а значит, обязан принимать все как должное. Общинное делание – это моя жизнь. Впереди еще много практической работы.

- Если бы на самом высоком уровне при государственной поддержке Вам предложили организовать общинное движение по России, согласились бы?

- Согласился бы, так как убежден, что самоорганизация граждан является ключом к созиданию и лечению многих застаревших социальных болезней российского общества. В условиях же современного кризиса развитие различных форм самоорганизации сможет усилить многие антикризисные программы и создать модели, нейтрализующие негативные явления в обществе.

Беседовал Виталий Филяев

Более подробно с опытом работы ОГКО «Спас» можно ознакомиться на официальном сайте общины www.mirspas.ru

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..