Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 июня 2021
Анатолий Степанов: «Сегодня Россия становится нравственным центром человечества»

Анатолий Степанов: «Сегодня Россия становится нравственным центром человечества»

Недавно в северной столице появился клуб «Консервативная перспектива». Одним из инициаторов его создания стал наш собеседник, главный редактор «Русской народной линии»
03.08.2016
Анатолий Степанов: «Сегодня Россия становится нравственным центром человечества»

– Анатолий Дмитриевич, ваш клуб не зря называется «Консервативная перспектива». В чем вы видите актуальность сегодня русской консервативной идеи? Насколько она может быть востребована обществом?

- В обыденном сознании консерватизм часто воспринимается как некое ретроградство, как стремление сохранить любые формы наличного бытия. На самом деле это ошибочное восприятие, поскольку консерватизм вовсе не исключает реформы, изменение социальной и политической среды. Консерватизм лишь требует, чтобы эти изменения, эти реформы проводились с опорой на традиции, с учетом специфики национального менталитета, культурных доминант, которые созидают общество и сохраняют народ в его уникальном облике. Политические консерваторы – противники тех реформ, которые строятся на попытке переформатировать сам духовный код народа.

– Имеете в виду горький опыт 90-х…

– Да, такие реформы у нас проводились в 90-е годы, когда считалось, что институции, которые показали свою дееспособность и эффективность на Западе, легко приживутся и на почве русской цивилизации. Практика показала, что это вредное заблуждение. Однако сторонники таких взглядов безуспешность реализации либерально-рыночного проекта отнесли на счет того, что народ не готов к реформам. Дескать, виноват во всем народ – и надо его исправить. То есть, как ранее большевикам, нынешним либералам опять не повезло с «отсталым» народом, который не захотел переделываться на иноземный лад. Я и мои единомышленники полагаем, что в условиях тяжелейшего идеологического кризиса, в котором оказался либерализм, именно консервативная идея может прийти ему на смену и сплотить общество.

– И что предлагает консерватизм?

– Одна из его основ – преемственность. Сегодня для России – это важнейшая идея - непротиворечиво соединить советскую и дореволюционную эпохи. Это важнейшая задача, которая стоит не только перед элитой, но и перед всем народом. Мы видим уже попытки снова противопоставить одну часть общества другой – именно по той линии, по которой была расколота Россия в 1917 году, по линии – «красные» и «белые». Консерватизм отстаивает те универсальные ценности, которые разделяли не только представители русского дореволюционного общества, но и советского, когда коммунистические лидеры отказались от идеи мировой революции. Советская идеология обратилась к русскому героическому наследию, к русским воинам – Суворову, Кутузову, Ушакову, Александру Невскому, Дмитрию Донскому и другим вождям русского народа, которые защищали Отечество в годину испытаний. В тот же период были свернуты ленинско-троцкистские проекты. Советская идеология взяла на вооружение те глубинные смыслы, которыми веками жили русские люди. Причем, хочу отметить, что я понимаю под русскими – суперэтнос, в котором этнические немки, сестры священномученицы императрица Александра Федоровна и великая княгиня Елизавета Федоровна являются русскими, а не немецкими святыми. А этнический грузин Петр Багратион является русским генералом. Немец по происхождению Владимир Даль, потомок эфиопа Александр Пушкин, потомок шотландца Михаил Лермонтов являются великими русскими писателями и поэтами. Русский суперэтнос вобрал в себя многих представителей разных национальностей и племен, объединив их языком, верой и любовью к Отечеству.

– А что еще предполагает консервативная перспектива?

– Идею сильной державы, идею великодержавия, которая согревала сердца русских людей, как в дореволюционное, так и в советское время. Эта идея уходит корнями к представлению о Москве как Третьем Риме – той силе, которая удерживает мир после падения в 1453 году Рима второго, Константинополя. Эта идея восходит к христианскому пониманию государственности и самой истории. Третий Рим не может быть слабым государством. Чтобы нам исполнять функции удерживающего, должна быть построена великая держава. Консервативная формула была лапидарно выражена министром народного образования эпохи Николая I графом Сергеем Уваровым: «Православие, Самодержавие, Народность». А русский философ советского времени Арсений Гулыга назвал эту знаменитую триаду «формулой русской культуры». Вся русская консервативная традиция, начиная от Николая Карамзина и славянофилов, заканчивая практически нашим современником Александром Панариным, опиралась именно на эту триаду.

– А что мы возьмем из советского периода? Может быть, идею социальной справедливости?

– Разумеется, идея справедливости пронизывает всю консервативную мысль. В советское время она была просто поднята на щит властью. Но она была принята народом именно потому, что была понятна и узнаваема. Формулу социальной справедливости, можно сказать, вывел святой благоверный князь Александр Невский, который провозгласил: «Не в силе Бог, а в правде». И это стремление к правде (а отсюда и однокоренное – справедливость) веками согревало души русских людей. Большевикам и удалось удержаться у власти, поскольку самые умные из них сумели адаптировать коммунистическую идею к вековым русским традиционным ценностям. Советская эпоха должна быть нами понята и принята как один из эпизодов русской истории.

В преддверии столетия революции будет, наверное, много споров и дискуссий на тему наследия ХХ века. На мой взгляд, зачастую нам предлагается совершенно неприемлемая формула понимания событий, когда Февральскую революцию считают чуть ли не продолжением императорской России, а Ленина, Сталина и Троцкого чем-то единым. И такое ошибочное понимание приводит к столкновению идейных наследников «красных» и «белых», к ожесточению в дискуссиях. На мой взгляд, нужно признать, что до февраля 1917 года существовала традиционная Россия, которая исповедовала консервативные идеалы и ценности и это была великая страна, с сильным народом и мощной армией. Но нашу страну к тому времени разъедали очень многие противоречия, которые были использованы международным интернационалом для того, чтобы столкнуть лбами русских людей. И пошел брат на брата, и пошел сын на отца, - началась страшная гражданская война. В 20-е годы, когда идеи мировой революции насаждались в России, большевики попытались отменить семью, изменить народную нравственность, отношения мужчины и женщины свести к чистой физиологии в рамках теории «стакана воды», которую предлагала Александра Коллонтай. Народ это не принял. И уже в конце 20-х годов этот проект стали сворачивать. Новая эпоха советской истории, робко вступившая в свои права в 30-е годы, а в полную силу заявившая о себе в 40-е годы, во время Великой Отечественной войны, - это была уже иная эпоха, которая совершенно не противоречила в своих идеалах и ценностях тем идеалам, которые исповедовала дореволюционная Россия.

– Выход из смуты – это всегда возвращение к корням?

– Да. Нам важно понять, что период с 1917-го года до начала 30-х годов это эпоха второй смуты на Руси. Она была продолжительной, но и довольно длительной была эпоха первой русской смуты ХVII века, от смерти Бориса Годунова в 1605 году до воцарения Михаила Романова в 1613 году прошло восемь лет. А если считать от смерти последнего Рюриковича царя Федора Иоанновича в 1598 году, то даже 15 лет. Да и первому Романову – Михаилу Федоровичу пришлось еще долгие годы изживать последствия смуты. Как удачно определил русский историк Иван Забелин, в смутное время боролись «прямые» и «кривые». И во второй смуте в ХХ веке тоже боролись «прямые» и «кривые». И в конце концов победил коммунизм в славянофильской упаковке. Ведь сталинская идея «построения социализма в отдельно взятой стране» абсолютно противоречила канонам марксистской идеологии, по сути, порывала с ней. Зато она была близка и понятна славянофильски ориентированному сознанию русского человека. Славянофилы говорили об особой миссии России и ее особом пути. Сталинисты начали говорить о том же, только используя коммунистическую фразеологию. Поэтому они и смогли быстро утвердить в России свои идеи. И об этом уроке истории надо помнить.

– Какие сегодня вызовы стоят перед российским обществом, на ваш взгляд?

– Мы живем в благословенное время, когда есть возможность связать времена. Русский народ сегодня можно сравнить с эдаким коллективным Гамлетом – мы хотим связать нить времен, что пытался сделать принц Датский. В переводе Бориса Пастернака это звучит так: «Порвалась дней связующая нить и должен я ее восстановить». Мы должны соединить «белое» и «красное», соединить эпохи и выстроить с опорой на нашу интеллектуальную традицию единую непротиворечивую идеологию. Сегодня Россия становится нравственным центром человечества. Это происходит в условиях, когда «передовые народы» Запада открыто порывают с традиционной христианской нравственностью, порывают с христианским наследием. Мы слышим, как вице-президент США, католик Джо Байден говорит о том, что главные права, которые США будут защищать всей своей мощью, – права гомосексуалистов. Это – свидетельство тяжелейшего идеологического кризиса, в котором оказался Запад. Это – демонстрация открытого разрыва не только с евангельскими максимами, но даже с ветхозаветным пониманием того, «что такое хорошо и что такое плохо». И Россия в этих условиях становится нравственным центром мира, фактически становится тем самым удерживающим, который сохраняет мир от катастрофы. Теперь дело за малым, – чтобы мы, граждане России, русские люди, соответствовали этому великому предназначению, которое Господь уготовал России. Чтобы мы были готовы к тому служению, которого Господь ждет от нас, чтобы каждый из нас своим малым деланием способствовал утверждению миссии России в мире.

– Запад находится именно в духовном кризисе?

– Да, Запад оказался в условиях духовно-нравственного кризиса, несмотря на свою экономическую, военную и технологическую мощь. Мы помним из истории, как пала Римская империя, которая была не менее мощным государством, не менее развитым в правовом отношении, чем, к примеру, современные США и другие западные страны. Но духовно-нравственный кризис, с которым Рим не смог справиться, привел к падению Рима и захвату его варварами. Мы видим похожие процессы сейчас на Западе, который фактически захватывают представители других цивилизаций, и они скоро полностью переформатируют христианские по своим корням западные страны. И в этих условиях Россия становится действительно той силой, которая может сказать новое слово не только русским, но и всему миру. Об этом грезил полтора века назад в своей знаменитой «Пушкинской речи» великий русский писатель Федор Достоевский. Он говорил, что «нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру». И мы сейчас видим, как сбывается пророчество нашего великого писателя и прозорливца. Хочу напомнить и еще одно пророчество – преподобного Серафима Вырицкого, который в послевоенные 40-е годы говорил, что настанет время, когда в Россию побегут люди с Запада. Кто мог в это поверить в то время? Кто мог представить, что такое может произойти? Но сейчас мы воочию это видим. Представители западных стран все чаще переезжают в Россию, чтобы укрыть своих детей от «прелестей» ювенальной юстиции, сексуального просвещения, – того, что сейчас активно навязывают своим народам политические элиты стран Запада.

– Мы видим, что во внешней политике Россия проводит суверенный курс, чего не скажешь о внутренней политике, где у нас остается какой-то колониальный уклад. Как вы объясняете это противоречие?

– Государство олицетворяет чиновничество, а чиновники у нас разные по своему мировоззрению. К сожалению, в 90-е годы многие ключевые позиции в сфере информации, образования и воспитания, экономики и финансов заняли представители крайне либеральных взглядов, радикал-либералы. И эти люди пытаются сохранить свои позиции во власти, в СМИ, в бизнесе. Идет борьба государственнической части элиты и либеральной. Но я вижу, что патриоты-государственники во власти постепенно отвоевывают позиции. Этому способствует смерть либеральной идеи, реанимировать которую, на мой взгляд, невозможно. Внешним показателем этого является полная бездарность и невостребованность либеральных политических партий.

– Должны ли православные люди участвовать в политике? Или лучше это делегировать, а самим думать только о спасении души?

– Если мы не будем заниматься политикой, политика займется нами, – гласит афоризм. Нет ничего предосудительного в том, чтобы православные шли в политику. Да у нас ведь и президент православный, и глава правительства православный, а также – многие министры, губернаторы, силовики. Мы видим, как уже не первый год парад 9 мая в честь Дня Победы начинается с того, что перед въездом на Красную площадь министр обороны Сергей Шойгу крестится.

Другое дело, что Церковь не должна участвовать в политике и партийной борьбе. На заре постсоветской России у нас были депутаты-священники. Но это привело к очень печальным последствиям, иные священнослужители-депутаты оказались даже в расколе. Поэтому Священноначалием было принято мудрое решение – Церкви отказаться от участия в политической борьбе. Православные миряне участвуют в государственной и политической жизни, в идеологических баталиях. А вот священники могут давать только нравственные оценки политическим событиям. И это активно делается. Мы видим, что стало уже традицией, что во время Рождественских чтений Святейший Патриарх Кирилл выступает в Государственной Думе или в Совете Федерации, где говорит о тех насущных проблемах, которые волнуют Церковь.

– На «Русской народной линии» публикуется много интересных материалов, посвященных христианской экономике, которую мы должны создать в нашей стране. Иногда это называют «православным социализмом». Что вы об этом думаете?

– Я бы хотел отметить, что нам нужно размышлять не только над тем, какой должна быть экономика России, – перед нами стоит целый спектр вопросов. К примеру, каким должно быть устройство общества в России. Общество дореволюционной России было сословным. В советскую эпоху было, по сути, корпоративное устройство общества, когда представители каждой профессии имели некие права и привилегии, имели свои санатории, дома культуры, а также свои праздники – День медицинского работника, шахтера, металлурга и т.д. Это объединяло людей. Сегодняшнее общество никак не структурировано. И это порождает социальные болезни, которые ведут к фрагментации и расколу общества.

Не менее важный вопрос – каким должно быть политическое устройство нашей страны. Та партийная система, которая сложилась за последнюю четверть века, не функционирует. Еще наш «политический златоуст» покойный премьер-министр Виктор Черномырдин подметил, что сколько партий ни строй, все равно получается КПСС. Никак не структурированы сегодня и церковно-государственные отношения, что также является серьезной проблемой. В нашем сознании есть идеал – «симфония властей». В обыденной речи мы этот образ используем, но в чем на практике должна выражаться «симфония властей»? Какое место должна занимать Церковь в государственном устройстве, – это тоже вопросы не праздные. И на все эти вопросы у нас нет ясного и однозначного ответа. Мы еще должны его найти.

А что касается экономики, то, на мой непрофессиональный взгляд, экономика наша должна строиться на двух идеологических принципах. Это – принцип справедливости, который был реализован в советское время в идеях социализма. И принцип нравственности, который вытекает из христианского понимания мира и человека. Это и пытаются выразить в идее «православного социализма» некоторые наши авторы. На мой взгляд, у этой идеи есть будущее. Но она должна быть осмыслена профессиональными экономистами, которые могли бы сформулировать ее системно.

Беседу вела Татьяна Медведева



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 134 найденных.
Александр Мясникян- Петру Петровичу
15.09.2016 20:56
Во многом Вы правы, даже совершенно правы- все это печальное знамение времени. Будь сейчас социализм, не было бы прежнего состояния которым Вы восхищаетесь... Поверьте, меняется качественно человек, меняется не в лучшую сторону, дело совсем не в "измах"...
Петр Петрович - Александр Мясникян
13.09.2016 1:58
Вы правы, человек не совершенен, иначе мы бы обсуждали здесь иные вопросы, например, есть ли жизнь на Марсе? Но согласитесь, что человек развивается и мы уже далеко не неандертальцы. Пройден огромный путь и на всём этом пути род людской жил в несправедливости. Спасибо капитализму с его навыками массового производства ширпотреба, быт наш значительно улучшен, много времени остаётся на развлечения и образование. Но и социализм нам обеспечивал эти же блага, только по иной цене и иной ценой. У нас в СССР была одна мораль (моральных уродов рассматривать не будем), теперь у нас моралей много: буржуазная у буржуев, религиозная у верующих, национальная у националистов, пролетарская у пролетариев, своя мораль у среднего класса, у интеллигенции, у люмпена и у бомжа тоже у каждого своя мораль. Как в таком разобщённом обществе воспитать достойное поколение молодых людей? В СССР школа давала не только образование, школа ещё и воспитывала. Воспитывало также и само социалистическое государство - через книги, фильмы, театр, детские кружки, телевизионные передачи. Сейчас воспитание молодёжи целиком зависит от родителей и это плохо. Воспитание это хаотичное, случайное и, как показала практика, даёт плохие результаты. Налицо падение нравов и морали в обществе, которые произошли при переходе от социализма к капитализму. Согласно вашей же теории, чем хуже общество, тем хуже его правители. Мне только не понятны ваши рассуждения: "... духовная деградация нашего народа (и армян и русских и др.) и привели к той катастрофе, которая зародилась в царские времена и продолжилась как при коммунистах так и нынешних либертариях...". Не знаю, как при царях, ибо тогда не сильно-то власть предержащие беспокоились о моральном здоровье нации, но при коммунистах общество коренным образом поменялось и вчерашние мальчишки и девчонки крестьян и рабочих стали новой советской интеллигенцией и советскими трудящимися, у которых была конкретная цель - построение государства нового типа без эксплуатации человека человеком. Одна из главнейших и важнейших задач была воспитание человека нового типа. Как видите, коммунисты шли в ногу с эволюцией, их задачей было развитие человека. Сегодня в буржуазном обществе идёт обратный процесс, налицо деградация народа.
Про дебилизацию образования кричат уже на каждом углу. Но отчего молчат про культуру? Эстрада - жалкое нудное подражание зарубежной попсе. Фильмы - сплошные мыльные оперы для домохозяек и криминальные сериалы для всех прочих. Юмористические передачи - низкопробный юмор ниже пояса. Почти нет научных передач.
В общем-то, всё ясно, буржуям дураками править проще. И не надо тут наводить тень на плетень разглагольствованиями о несовершенстве человека. Буржуям оно не нужно, их интересует только прибыль. Если бы буржуям не нужна была квалифицированная рабочая сила, то уверяю вас, мы бы на своей шкуре познали самые жестокие формы рабства.
Александр Мясникян
12.09.2016 21:41
Петр Петрович, есть непреложный закон критической массы- когда большинство народа стоит на твердом основании (имеется ввиду область духовно-нравственная)то власть предержащие редко когда будут представлены совершенными бяками-у таких просто не будет шансов пройти во власть, но когда у общества сбит прицел что такое хорошо, и что такое плохо (опять же в духовном плане, искушенности в духовном опыте)то проходимцам во власти раздолье...Это библейские даже ветхозаветные истины (и будет дан народу жестокосердному и упорному правитель жестокий и т.п.)Лукавые правители также не избегнут той меры, которой меряли, как никто из нас не избегнет своего личного суда собственной совести на Судном дне, речь не о том. Но нет никаких сомнений в том, что если общество морально здорово, если морально здоров и такой важный его элемент как простолюдины-не может быть у такого общества лукавого правителя-ведь лукавый всегда процветает и паразитирует на среде где есть пороки-они его подпитывают и дают место для маневра (зависть, наветы, взяткодательство, подсиживание ближнего и т.п.-именно в подобной среде царящей в больном обществе может верховодить лукавый и несправедливый правитель )
Надо честно признать-именно духовная деградация нашего народа (и армян и русских и др.) и привели к той катастрофе, которая зародилась в царские времена и продолжилась как при коммунистах так и нынешних либертариях...
Согласитесь, что Владимир Иванович дело написал о зависти- то.....это очень нехорошее чувство низов, очень нехорошее...Да и про бедняка с сотовым и пособиями не желающего на земле матушке потрудится в поте лица своего, он тоже очень метко написал....Тот кто не хочет работать найдет 1000 причин не делать этого-поэтому мы и есть род лукавый и грешный, уважаемый ПП...Я так уж точно такой,-знаю о чем пишу- помилуй меня Господи....
Петр Петрович - Владимир Иванович
12.09.2016 21:42
\\ Сегодня те, кто за этой чертой, живут лучше, чем в 1990-х. Эта бедность с мобильным телефоном, субсидиями от государства, временными оплатами от центров занятости и пр. Всё-таки жить можно.\\

Бедность это всегда бедность, тем более, что мобильный телефон нынче есть у каждого дворника в самой занюханой стране мира. Не такого ждал народ от жуликов-приватизаторов, не такого. Когда ломали СССР и социалистическую экономику в РФ, некто Чубайс изрёк истину - 20 миллионов не впишется в рынок. 23 миллиона нищих в РФ и есть порождение Чубайса и других разрушителей страны.
Как сказал Остап Бендер: "Раз в стране бродят какие-то денежные знаки, то должны же быть люди, у которых их много." Чубайсы породили дуальную пару "бедняк-богач". Один не может существовать без другого. Так что Бедность это обратная сторона капитализма, на аверсе которого написано Богатство.
Да, Владимир Иванович, есть люди способные к ведению бизнеса и есть люди не способные. Но это не даёт право первым грабить вторых. Карл Маркс очень доходчиво объяснил, как результаты общественного труда присваиваются кучкой жуликов. За это жулики очень не любят Маркса и организовали против него войну, наняв свору профессиональных лжецов и очковтирателей.
ВЕРА для П.П.
12.09.2016 18:39
Читайте внимательнее, чтобы не быть смешным.
\\ в каждом высшем учебном заведении в СССР изучали труды Маркса и Ленина. Миллионы людей, между прочим. \\
Я об этом же писала, но как там изучали прекрасно знаю. Самые добросовестные прочитывали указанные отрывки и конспектировали, остальные сдирали у отличников, чтобы сдать конспект преподавателю.

\\Не учите меня жить\\
Вот и вы не учите других. Быть им здесь на сайте или нет. Без вас разберутся.
Владимир Иванович
12.09.2016 5:04
Петр Петрович - Владимир Иванович
11.09.2016 14:44""

Есть люди заточенные для ведения бизнеса. Кому-то это удаётся лучше всех.  Флаг им в руки, когда их труд реализуется на благо общества и государства. Если у меня нет таких талантов, не повеситься же. По сравнению с ними я живу в тысячи раз скромнее, но у меня нет зависти к их богатству. Оно ведь великое испытание. Мне же и своих хватает.

Когда Путин пришёл во власть, за чертой бедности жили более 30 млн. россиян. И эта бедность была настолько реальна после 1998 г. Что просто ай-яй-яй. Сегодня те, кто за этой чертой, живут лучше, чем в 1990-х. Эта бедность с мобильным телефоном, субсидиями от государства, временными оплатами от центров занятости и пр. Всё-таки жить можно. Другое дело, что этих "бедняков" не загонишь на землю. Там трудиться надо в поте лица своего.

Чтобы рассуждать о православии, нужно быть православным. А со стороны не поймёшь. Так что не обижайтесь.

Александр Мясникян
11.09.2016 17:36""

И я с Вами солидарен, Александр. Но вот это не исстребимое чувство зависти к рядом живущему и благополучному. Революционеры прошлого очень хорошо на нём сыграли и принесли в крестьянскую среду семена революционного разрушения. И тогда, и сейчас для бесовщины важно обыграть ситуацию. Направить недовольство жизнью против власти, более успешных. Сейчас они криком исходят об олигархах, завтра возьмутся за средний класс. Вы думаете это так они озабочены благом народа? Как бы не так. Многие ли после революции получили блага от новой власти? Если по мнению большевиков благо для народа политика сверхнасилия, с расстрелами и репрессиями, с "безбожными пятилетками", с отъёмом земли и имущества у крепких хозяев, с отрицанием государства и семьи. То это уже не свобода, которая может быть только в Боге, это вседозволенность. Нас снова хотят привести к этому повтору в истории?!  
Петр Петрович - Александр Мясникян
11.09.2016 21:47
\\ Петр Петрович БЕЗУСЛОВНО честный и совестливый человек...\\

Вот то и странно, что вы пытаетесь привести к смирению и покорности "честного и совестливого" Петра Петровича, но ни слова не молвите о власть предержащих, от которых зависит судьба и благополучие всего общества. Идите лучше к ним с вашими увещеваниями и проповедями, смягчите их каменные сердца. Но вы же не идёте, вместо этого вы призываете к покорности простолюдинов: Поковыряйся в себе, смирись, вся власть от Бога.

Александр Мясникян
11.09.2016 17:36
Владимир Иванович, солидарен с Вами, точно так же как по многим моментам с Верой и Лесником. Петр Петрович БЕЗУСЛОВНО честный и совестливый человек, но согласен, что он слабо верит, а значит понимает опасность лукавой силы инфернальных существ, особенно в их способность рядится в одежды овечьи (коммунизм, как пример). Тут ему конечно вместо истмата и всесильного ученья здорово бы помогло доверие к святоотеческой литературе, объясняющей ЧТО же на самом деле лежит в основе человеческих страданий...речь идет не о том, что ЭТО попы придумали, чтобы для господ держать в повиновении и страхе простой народ, а значит уверенно его эксплуатировать и дальше, речь идет о СВЯТООТЕЧЕСКОМ предании объясняющем важнейший момент человеческой жизни: механизм возникновения человеческого страдания как такового в недрах КАЖДОЙ души человеческой, а значит и внимание к СЕБЕ прежде всего, к собственному исправлению, а чрез это к гармонии ш семье и далее в государстве-подобно расходящимся кругам на воде. Но мы упрямо ищем миры насилья, которые надо разрушить...Может их надо разрушить, но при этом мы забываем о том, что прежде может стоит разрушить кое-что нехорошее сидящее в каждом из нас, о чем говорил Господь безропотно возшедший на Голгофу? Может после разрушения этого внутреннего врага в нас, соборного и покаянного разрушения разрушится и сам мир насилья, так как не будет уже самих больных членов этого мира, делающих мир таковым?...Но нет мы призываем к перманентной революционности...Уверяю вас-без покаяния мы будем обречены на вечное ниспровержение воздвигнутых собственными же руками кумиров....опомнитесь, господа.
Петр Петрович - Владимир Иванович
11.09.2016 14:44
\\Сегодня появились богатые люди, и с каждым годом их всё больше.\\

1% богатеев владеет 71% активов в России. Количество, живущих ниже уровня бедности удвоилось за последние несколько лет и равно 23 миллионам.

\\ Вы для начала поймите, что такое православие, а после закройте рот и послушайте святых отцов.\\

Хорошо ещё, что не предлагаете, по примеру французской принцессы, российским нищим питаться пирожеными. И на том спасибо!

Владимир Иванович
11.09.2016 8:10
Петр Петрович - Владимир Иванович
09.09.2016 11:04""

И вот ведь какая история получается. Был советский социализм, почти в коммунизм шагнули. А народ был полу-нищим.
Сегодня появились богатые люди, и с каждым годом их всё больше. Народ в итоге живёт много лучше, чем в советском социализме. И это исторический факт. Но коммунисты-словоблуды никак не успокоятся. Реальностей признавать не хотят, это для них смерти подобно.

Вы для начала поймите, что такое православие, а после закройте рот и послушайте святых отцов. Вы хороший человек, но вами водит БЕС революционный. В этом беда. Ваша, разумеется, а уж после ближних.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 134 найденных.

Эксклюзив
15.06.2021
Михаил Колесник
В ГД внесен законопроект об упрощении предоставления гражданства украинцам и белорусам.
Фоторепортаж
15.06.2021
Подготовила Мария Максимова
Грандиозное событие в Новой Третьяковке – выставка «История России глазами художников. К 800-летию Александра Невского».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.