Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 мая 2025
Правительство делит «бюджетный пирог»

Правительство делит «бюджетный пирог»

Кабинет министров рассмотрел основы бюджетной политики на будущий год и на период до 2014 года
07.07.2011
Правительство делит «бюджетный пирог»

Главная новость – бюджетный дефицит сохранится не только в течение ближайшей трехлетки, но и в 2015-м. Таким образом, задача сбалансировать в посткризисный период бюджет, которую ставило перед собой правительство, останется невыполненной.

В будущем году доходы запланированы в объеме более 10,6 триллиона рублей. В дальнейшем они должны увеличиваться примерно на 1 триллион в год, что, впрочем, не покрывает расходов. Правительство намерено в следующем году продолжить наращивать расходы на национальную оборону – на 20,5 процента к 2011-му, национальную безопасность и правоохранительную деятельность – на 37,2 процента и, в меньшей степени, на социальную политику – на 20,4 процента. Как замечают обозреватели, Министерство финансов «пиетета к модернизации и инновационным инициативам президента не испытывает». Финансирование фонда «Сколково» упадет с 27,1 миллиарда рублей в 2012-м до 17,1 миллиарда в 2014-м, проекты президентской комиссии по модернизации в 2012-м получат 10 миллиардов рублей, в 2013-м — 6,3 миллиарда и в 2014-м — 3,6 миллиарда рублей.

В кабинете министров уже признают, что в 2015-м не удастся перейти на нулевой дефицит. По мнению экспертов в правительстве, бездефицитный бюджет был бы возможен при цене нефти в 125 долларов за баррель, но он просчитан исходя из среднегодовой стоимости нефти «Юралс» в 93 доллара за баррель в 2012-м. Предполагается, что резервный фонд пополнится в 2012-м на 164 миллиарда рублей и в 2013-м — на 51 миллиард, на этом взносы в фонд прекратятся. Многое осталось неизменным по сравнению с прошлогодними расчетами. В частности, инфляция, которая в 2012-м должна составить 6 процентов, в 2013-м – 5,5 и в 2014-м – 5 процентов. То же самое касается прогноза курса доллара – 27,9 рублей за 1 доллар в 2012 и 2013 годах и 28 рублей – в 2014-м.

Уже в канун обсуждения многие специалисты назвали формируемую бюджетную политику «военно-правоохранительной»: расходы федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в ближайшие три года будут расти, и составят в 2012-м 1 триллион 847,7 миллиардов рублей, в 2013-м - 2 триллиона 334,7 миллиарда, и в 2014-м - 2 триллиона 752,6 миллиарда рублей. При этом отмечается, что основной прирост расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных сил РФ новой техникой и вооружением. Гособоронзаказ сокращен не будет, хотя в мае в правительстве рассматривалось предложение о его уменьшении на 300 миллиардов рублей за три года.

В то же время в других сферах отмечается сокращение расходов. В частности, объем бюджетных ассигнований на реализацию расходных обязательств в сфере образования составит в 2012-м 547,2 миллиарда рублей, в 2013-м - 508,5 миллиарда, в 2014-м - 454,5 миллиарда рублей. На сферу науки гражданского назначения в 2012-м будет выделено 254,7 миллиарда рублей, в 2013-м - 244,8 миллиарда, в 2014-м - 199 миллиардов рублей. В сфере здравоохранения в те же годы, соответственно, 498,8 миллиарда, 454 миллиарда и 445 миллиардов рублей. А вот ассигнования на военные исследования и НИОКР будут увеличены. Социальные акценты в бюджете сохраняются, однако основные растущие статьи связаны с увеличением пенсий военнослужащим - рост расходов по ним в 2012-м в сравнении с 2011-м составит 79 процентов.

Доля нефтегазовых доходов в процентах от объема валового внутреннего продукта снижается. Однако это связано с тем, что ВВП растет быстрей, чем объемы добычи и чем предусмотренная цена на нефть. Эксперты считают, что бюджет, который в критической степени зависит от цен на нефть, не может считаться устойчивым. При этом они не исключают возможности развития событий в мировой экономике по неблагоприятному для России сценарию: ряд стран Европы находится в преддефолтном состоянии. Их крах грозит новым кризисом, а значит, падением спроса и цен на энергоносители и сырье – основной источник наполнения нашего бюджета.

Что касается других слагаемых бюджета, то некоторые аналитики уверяют: Министерство финансов считает главной задачей обеспечение налоговых доходов бюджета, а не создание стимулов для развития экономики. Еще в декабре прошлого года замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что после президентских выборов 2012-го правительству придется повышать налоги, отменять льготы, сокращать бюджетные расходы, а возможно, также увеличивать пенсионный возраст. Поэтому в основных направлениях закладывается рост акцизов на алкоголь и табак, рост налога на добычу природного газа, сокращение специальных льготных режимов налогообложения и других налоговых льгот, рост налогов с недвижимости, принадлежащей физическим лицам.


По материалам СМИ


Эксклюзив
05.05.2025
Валерий Мацевич
Во Львове уничтожают последний памятник Великой Отечественной войне
К Дню Победы (1941-1945)
05.05.2025
Владимир Карагодин
Строить храмы в честь ратных сражений и побед на Руси всегда было традицией
Фоторепортаж
05.05.2025
Подготовила Мария Максимова
В Третьяковской галерее открылась выставка, приуроченная к 80-летию Великой Победы




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.