Равнение на Лермонтова

Образ Михаила Лермонтова, а через него – образ эпохи и образ самой России отчётливо проглядываются по внимательном прочтении книги Николая Лукьяновича «Михаил Юрьевич Лермонтов. Тайны и загадки военной службы русского офицера и поэта», вышедшей в 2023 году в издательстве «Наш мир».
«Пушкин – наш товарищ» – называлась статья Андрея Платонова, написанная почти столетие назад. Вот и современный автор максимально старается приблизиться к Лермонтову, сделать его своим старшим товарищем, тем самым открывая путь к этому товариществу для сегодняшнего юного поколения.
Это стало возможным отчасти потому, что Николай Васильевич Лукьянович и сам русский офицер – капитан 1 ранга в отставке, служил на атомных подводных лодках Северного флота и в Главном штабе Военно-морского флота. А, стало быть, знает, что военная служба – это предстояние перед лицом смерти. Ему в какой-то мере легче, чем иным исследователям, обратиться к воинской стороне жизни Лермонтова.
За последнее десятилетие это уже вторая, вышедшая в свет, книга о Лермонтове как об офицере, прежде всего. В 2015 году издана новелла полковника Игоря Срибного «Лермонтовская сотня», где автор – герой-спецназовец, участник войны в Чечне, в Боснии, в Донбассе рассказал о великом поэте как о командире казачьей сотни – некоем прообразе и предтече сегодняшнего спецназа.
Значит, пришло время сверяться по Лермонтову не только в поэзии. Отчётливый образ реального офицера, образ борца за правду, а не киборг из американских боевиков должен стать героем нашего времени.
Особенности сорокалетней войны на Кавказе, техническое состояние и нравственная атмосфера тогдашней армии, взаимоотношения и поведение военных, писателей, издателей, собеседников в окружении Лермонтова, мотивы, послужившие созданию того или иного стихотворения… Обо всём этом в мельчайших подробностях пишет доктор политических наук Николай Лукьянович. По сути, к этому четырёхсотстраничному изданию, снабжённому справочным материалом, можно обращаться как к энциклопедии биографии поэта.
К примеру, читателю любопытно будет познакомиться с текстом присяги времени государя Николая I. Может быть, сегодня пора пересмотреть этот важный документ, а ещё обратиться к тексту присяги советского времени, взять из опыта столетий всё лучшее в сегодняшний день.
Образ Лермонтова входит в наше сознание со школьной скамьи непременно с образом воюющего Кавказа. По официальной версии, эта война, как пишет Н. Лукьянович, «продолжалась с 1817 по 1864 годы, но это были, скорее всего, длительные партизанские боевые действия, напряжённые периоды которых чередовались с вполне мирными годами, когда развивалась взаимная торговля и укреплялись дружеские отношения между горцами и русскими». Напоминает автор и то, что оружие горцам поставляли Персия, Османская империя и стоявшая за ними Великобритания. Начиная с XVI века турки и крымский хан ежегодно вывозили с Кавказского побережья более 12 тысяч рабов, как значится в исследовании Н. Смирнова «Политика России на Кавказе в XVI – XIX веках». Вспомним вместе с автором новой книги о Лермонтове картину И. Айвазовского «Взятие русскими матросами турецкой лодки и освобождение пленных кавказских женщин» (1880 год) данную в иллюстративном ряду книги. Перечитаем вместе с Н. Лукьяновичем то, что писал аварец М. Хандиев в газете «Кавказ» после пленения Шамиля: «Мы, горцы Дагестана, в большинстве своём не питаем никакой ненависти к русским за то, что они – отняли у нас возможность грабить и убивать. <…> Мы меньше потеряли от русской картечи, чем от хищничества мюридов!».
А Грузия? Разве перед ней не стоял вопрос: «быть поглощённой отсталыми, феодальными странами – шахской Персией и султанской Турцией или присоединиться к России», как цитирует Н. Лукьянович И.Л. Андронникова.
Понимал этот вопрос и Лермонтов, отразивший своё отношение к присоединению Грузии к России в поэме «Мцыри»:
…И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков…
Лермонтову выпало воевать в один из самых горячих периодов Кавказской войны, когда в марте 1840 года пало Михайловское укрепление Черноморской береговой линии, а ранее горцами был захвачен форт Лазаревский. А Тенгинский пехотный полк, как сообщает Лукьянович, «фактически был штрафным подразделением Отдельного кавказского корпуса». Тогда же, в июле 1840 года, и произошла битва при реке Валерик. «Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками…», – описывал Михаил Юрьевич в письме А. Лопухину подробности сражения.
Почему Лермонтов так и не был награждён, имея явные заслуги в этой битве, имея ходатайство о награждении Станиславом третьей степени… Этот и многие другие вопросы звучат в исследовании Н.В. Лукьяновича. К примеру, был ли причастен к убийству Лермонтова на дуэли его родственник и однополчанин Алексей Аркадьевич Столыпин? Почему Лермонтова сослали на Кавказ за его стихи на смерть А.С. Пушкина, ведь известны слова управляющего Третьим отделением Мордвиновым: «Я давно читал эти стихи графу Бенкендорфу, и мы не нашли в них ничего предосудительного»? Почему Лермонтова хотели разжаловать в солдаты за дуэль с Эрнестом де Барантом, в которой никто не пострадал, и спасло его только свидетельство начальства об усердной службе, а Мартынов не был наказан за убийство Лермонтова на дуэли?..
Книга о Лермонтове – это ещё и книга о геополитическом значении России в мире, о её историческом предназначении, о её друзьях и недругах, спасителях и предателях. Имена, портреты, поступки и взаимоотношения людей… Отражение эпохи, одним словом.
Автор данной книги всецело обращается к работам лермонтоведов прошлых лет и нашим современниками – П.А. Висковатову, И.Л. Андронникову, В.А. Мануйлову, Э. Гернштейн, Г. Абсаве… Порой дискутирует или соглашается с ними, и это важно для живой традиции лермонтоведения.
Изданная на мелованной бумаге книга Н.В. Лукьяновича представляет собой и художественный альбом, в котором собрано около двух десятков рисунков и акварелей самого Михаила Юрьевича, его портреты разных авторов – К.А. Горбунова, П.Д. Палена, П.Е. Заболотского… Каким виделся каждому из них Лермонтов? Какой он ближе нашему современнику?..
А картины Э. Дмитриева-Мамонова, Ф. Рубо, В. Полякова, В. Серова служат неотменимым дополнением к повествованию. К примеру, Н. Лукьянович не раз в своей книге обращается к роману «Война и мир», к образам офицеров, описанных Львом Толстым, размышляет над тем, как повлиял на юного Лермонтова дух победного времени, в которое ему суждено было родиться. Поэтому и картина А. Шмаринова «Андрей Болконский на Бородинском поле» и многие другие важны в книге.
Весьма кстати здесь и картины кавказской службы: «Взятие штурмом горского аула 2-м батальоном Тенгинского пехотного полка 27 сентября 1836 г.» художника Е. Геевского – поручика того же полка, где служил Лермонтов, а также «Подвиг рядового 77-го пехотного Тенгинского полка Архипа Осипова 22 марта 1840 года» А.А. Козлова. А «Русская гвардия в Царском Селе в 1832 году» Ф. Крюгера даёт читателю наглядное представление, какая среда формировала офицера и поэта Лермонтова… Верим, что и нынешняя война в скором времени будет достойно отражена в литературе и в живописи. Нам сегодня очень не хватает Михаила Лермонтова и Льва Толстого, Василия Верещагина и Франца Рубо, чтобы найти слово и краски образно осмыслить происходящую трагедию в самом сердце славянского мира – в Донбассе.
Замечательно, что есть огромный круг людей, которые перекликаются с тем или иным великим именем. А русская культура богата такими именами. О Михаиле Юрьевиче Лермонтове писали и пишут десятки выдающихся литераторов, открывая всякий раз то, что каждому из них ближе и понятнее. Анатолий Парпара, к примеру, писал о Лермонтове как о человеке, которому, возможно, больше многих открыты были тайны Земли и Неба.
Мир Лермонтова, самого мистического поэта, по определению Дм. Мережковского, можно только приоткрыть, познать его до конца, наверное, не стоит и пытаться.
«Чтобы понять Лермонтова как офицера и поэта, нужно любить Россию, – пишет в своей книге Николай Лукьянович, – а не себя в России, и быть готовым пожертвовать для неё всем, даже жизнью. Истинные качества человека и гражданина проявляются только тогда, когда Родина в смертельной опасности, когда она на краю гибели. Поэтому в самые тяжёлые времена произведения Лермонтова помогали русским людям выстоять в неравной борьбе за её честь, свободу и независимость».
Кому-то может показаться, что автор слишком идеализирует и быт тогдашней России, и русскую армию, и офицера Лермонтова. Но не достаточно ли уже нам мерзостей, которыми пытаются вымарать образ Лермонтова, на что и мне приходилось откликаться в своих заметках. Можно, наконец, хоть кому-то позволить себе такую роскошь – возвышенно сказать о том, что он любит?..
Автор книги Н.В. Лукьянович на мой вопрос: «Какое, на ваш взгляд, сегодня самое актуальное стихотворение в лермонтовском наследии?», ответил, не задумываясь: стихотворение «Дума».
– По моему мнению, глубоко оно современно. Великий поэт как будто предугадывал, что будет происходить на его Родине через много-много лет после его гибели.
Почти два столетия прошло со дня его смерти, но как актуальны сегодня строки этого замечательного стихотворения. Во что и в кого должно верить молодое поколение, выросшее в период развала великой страны в 1990-е годы? В чём причина отсутствия глубоких нравственных ориентиров у значительной части юношей и девушек, когда обессмысливается сама жизнь? Чем занимались лучшие из них последние десятилетия? Лермонтов пишет от их имени:
Мы иссушили ум наукою бесплодной,
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Но имеет ли право старшее поколение, жившее в период кажущегося могущества Советского Союза, упрекать молодежь? Лермонтов защищает «племя младое незнакомое» говоря словами Пушкина, он отвечает за него:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
И основные причины прошлых и нынешних нестроений и неурядиц в России Михаил Юрьевич видит не в падении уровня жизни, не в отсутствии тех или иных материальных благ, не в политическом режиме, не в системе государственного управления. А в чём?..
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны
И перед властию – презренные рабы.
Эти строки русского офицера и великого поэта необходимо перечитывать всем, кому не безразлична судьба нашей Родины.
…Книга, действительно, издана с любовью к герою, к слову, к русской культуре, как уже заметили литераторы. А по мнению поэта Валентина Сорокина и руководителя Московского лермонтовского общества Александра Сахарова выход таких книг должен становиться событием в литературном мире, и к ним хорошо бы обратить внимание учителей и наставников, а главное – юношества.
Ирина Ушакова, член Московского лермонтовского общества