Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
В РПЦ оценили устав «новой украинской церкви»

В РПЦ оценили устав «новой украинской церкви»

06.12.2018
В РПЦ оценили устав «новой украинской церкви»

Появившийся в прессе проект устава религиозной структуры, создаваемой на Украине под видом «независимой» церкви официальным Киевом и Константинопольским патриархатом, предполагает не автокефалию, за которую так ратует украинский президент Пётр Порошенко, а всего лишь урезанную автономию, даже меньшую, чем имеет сегодня каноническая Украинская православная церковь, находясь в юрисдикции Московского патриархата (УПЦ МП). При этом будет создана церковная иерархия Константинопольской церкви, параллельная иерархии УПЦ МП.

«Разные православные церкви возглавляются и патриархами, и митрополитами, и архиепископами. Однако в данном случае такая зависимость от Константинополя даёт право утверждать, что новая церковь носит черты не автокефальной, а автономной или даже полуавтономной церкви — не более того», — сказал в беседе с РИА Новости протоиерей, доктор церковного права, профессор Владислав Цыпин и добавил: «Это статус церковной единицы внутри Константинопольского патриархата, обладающей некоей ограниченной автономией».

По «конституционной хартии» архиерейский собор новой украинской церкви должен будет по всем глобальным вопросам связываться с Константинопольским патриархом, который будет сообщать ему свои решения. Даже миро (ароматное масло, используемое в таинстве крещения) они будут получать от Константинополя.

«Позиция Русской церкви состоит в том, что каждая автокефальная церковь сама варит миро. Хотя есть церкви, которые получают миро от Константинополя, но признаются автокефальными, например Элладская и Чешских земель и Словакии», — отметил священник.

Новая церковь не сможет сама канонизировать своих святых, она должна будет ждать окончательного решения фанариотов (Фанар — квартал в Стамбуле, где располагается резиденция Константинопольского патриарха). «Это, разумеется, тоже означает отсутствие автокефального статуса, — констатирует протоиерей. — Если речь идёт о внешнем утверждении решений синода, то это признак отсутствия автокефалии».

Помимо этого, все внутренние дисциплинарные решения также будут приниматься за пределами Украины. Патриарх Варфоломей получит право забирать в своё прямое подчинение любые монастыри. В проекте содержится и ряд других требований.

В то же время русские богословы сравнивают создаваемую на Украине религиозную структуру с Эстонской церковью в составе Константинопольского патриархата, созданной в 1996 году и до сих пор существующей параллельно с Эстонской церковью Московского патриархата. Но в Эстонии речь шла всего о нескольких десятках приходов, и компромисс Константинополя с Москвой был найден. Что же касается Украины, то тут ситуация «принципиально другая». «Это прямое вторжение Константинополя на территорию, которая с XVII века никогда не была в его юрисдикции. Это захват территории без всяких прецедентов», — подчеркнул профессор.

По его словам, канонически может существовать только одна иерархия. Существование двух иерархий на одной территории неправомерно. «Это всё равно что сказать, что конституционно в России есть одна власть во главе с президентом и параллельно — какая-то другая власть, — говорит протоиерей. — Мы исходили из того, что параллельные иерархии имеются только в диаспоре, то есть в странах, где православные церкви находятся вне рамок своей чётко обозначенной территории. Но Украина — православная страна, поэтому никаких двух параллельных структур, которые были бы каноническими и признавали бы друг друга, абсолютно не может быть!»

Об этом же говорят и на Фанаре, только с точностью до наоборот, утверждая, что с того момента, как их экзархи были назначены управлять церковью на территории Украины, все христиане, которые не подчинены экзарху Константинопольского патриархата, «не существуют канонически».

«Константинополь претендует на то, что в диаспоре возможна исключительно его юрисдикция. Но с этим согласны только этнические греческие церкви. Другие же православные церкви всегда игнорировали претензии Фанара на власть и создавали собственные структуры на территории Европы», — заключил богослов.

Секретарь отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата по межправославным отношениям протоиерей Игорь Якимчук тоже считает, что «эта автокефалия будет номинальной». «Константинополь заранее резервирует за собой права, закрепляющие зависимость от него новой церкви. Этот документ разработан Константинопольским патриархатом для того, чтобы создать прецедент осуществления на практике новоизмышленной доктрины о своём "первенстве без равных", не соответствующей традиционному православному учению о природе Церкви», — сказал он.

В свою очередь, священник Андрей Ткачёв, комментируя появившийся в СМИ устав предполагаемой украинской «автокефалии», заметил: «Сегодняшний статус Украинской православной церкви (МП) вполне удовлетворяет всем требованиям автономизма. Если я хозяин в своём доме, никто мной не командует, то чего мне ещё искать? Но у них мотив – не автономия Церкви, а исторический разрыв связей с Москвой, разрыв с Россией и Русским миром», – пояснил он.

Фактически, говорит протоиерей, украинские раскольники через новую структуру попадут в большую зависимость, причём не от Константинополя.

«Варфоломей-то в золотой клетке сидит. Он же сидит на маленьком пятачке земли с турецким паспортом. И имеет два сильных вектора влияния – это Вашингтон и Стамбул. Поэтому Украина попадает под полное внешнее управление ещё и с этой стороны», – добавил священник.

В этой связи, полагает он, украинского президента стоит рассматривать не как инициатора «автокефальных» процессов, а как исполнителя чужой воли.

«Однажды став на скользкий путь, он теперь летит вниз по наклонной и не может остановиться. И все его дела будут всё хуже и хуже, ничего там хорошего. Он не самостоятелен в своих решениях, 100%», – заключил о. Андрей Ткачёв.

По материалам РИА Новости, телеканала «Царьград»



Материалы по теме:

Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..