В Центробанке оценили сценарии перехода России на зеленую энергетику

Аналитики Банка России оценили сценарии перехода страны на зеленую энергетику и пришли к выводу, что в любом случае уровень благосостояния общества снизится.
Наименее «травматичный» путь достижения цели в 25% энергии из возобновляемых источников заключается в повышении производительности сектора зеленой энергетики. При этом просчитать степень трансформации инвестиций в эффективность производства практически невозможно, считают эксперты.
Еще один способ добиться установленной цели по декарбонизации – повысить внутренние налоги на традиционную углеродную энергетику и перенаправить вырученные средства в зеленый сектор.
Сотрудники департамента исследования и прогнозирования Банка России Михаил Андреев и Алена Нелюбина рассматривают несколько сценариев возможного энергоперехода в России. Под энергопереходом они имеют в виду значительное смещение в структуре потребления энергии от источников с высокими выбросами углерода к безуглеродным, зеленым источникам энергии. Некоторые страны могут быть не заинтересованы в декарбонизации, например из-за ориентации на экспорт ископаемого топлива или выгод от глобального потепления, отмечают эксперты ЦБ. Однако декарбонизация и энергетический переход могут стать их единственной альтернативой, так как большинство стран могут применить внешнее экономическое давление, чтобы стимулировать декарбонизацию, указывают они.
Один из таких инструментов – европейский механизм пограничной корректировки углеродных выбросов (CBAM), вступивший в силу с октября прошлого года. Пока импортеры некоторых видов продукции в ЕС должны ежеквартально отчитываться о ее углеродном следе, но с 1 октября 2026 года они должны будут платить за выбросы, образовавшиеся при производстве в третьих странах.
Все сценарии предполагают, что уровень общественного благосостояния в процессе достижения целей энергоперехода снизится. Однако авторы предупреждают, что в расчетах не учитывается положительный эффект от энергоперехода – «устранение угрозы глобального потепления». Этот фактор, если бы его можно было рассчитать, мог бы внести положительный вклад в динамику благосостояния, указывают они.
Наибольшее снижение общественного благосостояния происходит в сценарии снижения внешней цены на «коричневую» энергию: экономика недополучает экспортный доход, а рост неэнергетического экспорта лишь смягчает, но не компенсирует снижение. Варианты же сценария роста внутреннего налога являются менее обременительными для экономики. При этом наиболее предпочтительным авторы называют вариант с перенаправлением средств производителям зеленой энергии. «В этом случае снижение общественного благосостояния ниже, энергопереход происходит быстрее, а рост цен на энергию также ниже. Данный результат, на наш взгляд, делает актуальным вопрос налоговой стратегии в климатической политике», – подчеркивают они.
«Согласно расчетам, энергопереход возможен и устойчив к предпосылкам относительно устройства экономики, если страна-экспортер применяет собственные инструменты стимулирования: повышает внутренний налог на «коричневое» производство или стимулирует производительность в зеленом секторе, а не констатирует внешнее воздействие в форме снижения экспортной выручки», – заключают эксперты ЦБ.
В декабре прошлого года был обнародован проект плана мероприятий в рамках стратегии низкоуглеродного развития России. В нем есть пункт о разработке к 2028 году системы взимания платы за углерод.
Сейчас доля возобновляемой энергии в России составляет всего 2,3%, солнечной и ветровой – 1,8%. Накануне сообщалось, что в ЕС намерены снизить парниковые выбросы на 90% к 2040 году за счет «зеленых» технологий.
По материалам РБК, Агентства экономических новостей, Газеты.ру