Стоимость нефти WTI впервые упала ниже нуля

Цена на нефть марки WTI опустилась до отрицательных значений, подешевев более чем на 300%. Торги на товарной бирже в Нью-Йорке накануне закрылись на отметке в минус 40,32 доллара за баррель. Это стало историческим антирекордом.
Сенсационный обвал вызван тем, что вторник станет последним днём продажи майских фьючерсов WTI. При этом хранить это сырьё негде — спрос резко упал, а хранилища почти заполнены.
Сегодня цены на чёрное золото WTI с самой ближайшей поставкой поднялись почти до 1,5 долларов за баррель. Между тем июньские контракты на WTI, активность торгов которыми в несколько десятков раз выше, котируются выше 22 долл., подорожав более чем на 8%.
Июньский фьючерс на нефть Brent торгуется выше 25 долларов, подешевев на 0,74%.
Президент США Дональд Трамп считает, что падение стоимости сырья – «краткосрочное явление» и цены «примерно через месяц будут на уровне в 25-28 долларов за баррель».
Экс-премьер России, а ныне замглавы Собвеза РФ Дмитрий Медведев, комментируя происходящее, отметил у себя в Facebook, что ситуация с обвалом цен должна стать предметом внимательного анализа, так как она подрывает восстановление мировой экономики.
«Вероятно, в будущем принципы торговли нефтью могут измениться, например, с учётом опыта заключения долгосрочных энергетических контрактов, использующих принцип "бери или плати" (take or pay)», — написал он.
«То, что мы наблюдаем в отношении нефтяных фьючерсных контрактов, очень напоминает картельный сговор», – добавил Медведев.
Тем временем в России резко упали оптовые цены на бензин. Как сообщает РБК со ссылкой на данные экспертов агентства «Аналитика товарных рынков», нефтяники начали продавать топливо на бирже себе в убыток. Отмечается, что в период с 13 по 19 апреля стоимость на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже опустилась на 11%, до 35,77 тыс. рублей за тонну (в европейской части страны). При этом издержки компаний, включающие акциз, выплаты в бюджет по демпферу, НДС и НДПИ, составляют 38,07 тыс. рублей за тонну. В результате компании получают чистый убыток примерно в 2,3 тыс. рублей на тонну бензина АИ-92.
По данным издания, цены на топливо снизились не из-за ситуации на нефтяном рынке, а из-за резкого падения спроса. В России растёт число заражённых коронавирусной инфекцией, из-за этого в крупных городах был введён режим самоизоляции. Это привело к падению автомобильного трафика.
«Бери или плати» (take or pay) — распространённая норма построения договоров о поставках энергоносителей крупным покупателям. В её рамках поставщик обязуется предоставить товар вплоть до оговорённых в контракте максимальных объёмов, а покупатель обязуется оплатить определённую часть этих объёмов, независимо от того, сколько он закупил.
По материалам РИА Новости, «Интерфакса», РИА ФАН, Ленты.ру.