Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 октября 2024
СК завершил расследование крушения SSJ100 в «Шереметьево»

СК завершил расследование крушения SSJ100 в «Шереметьево»

Следствие провело более ста экспертиз
03.12.2019
СК завершил расследование крушения SSJ100 в «Шереметьево»

Следственный комитет России (СКР) в рекордно короткие сроки завершил расследование уголовного дела о катастрофе самолета SSJ 100 в мае этого года, когда при аварийной посадке в столичном аэропорту Шереметьево погиб 41 человек.

Всего полгода потребовалось следователю главного управления по расследованию особо важных дел СКР Ивану Сибулу на расследование обстоятельств катастрофы самолета SSJ 100 «Аэрофлота» в столичном аэропорту Шереметьево. Обычно на расследование ЧП в авиации уходят годы, но в данном случае с ним разобрались быстрее, чем с ДТП.

Не дожидаясь окончательных выводов Межгосударственного авиакомитета (МАК), следствие назвало виновником катастрофы командира экипажа Дениса Евдокимова. Потерпевшими от его действий признаны 77 человек, включая второго пилота Максима Кузнецова. Вину в крушении самолета и в гибели пассажиров Евдокимов не признает.

К моменту предъявления пилоту обвинения в окончательной редакции в нарушении правил полетов или подготовки к ним, повлекшим по неосторожности гибель двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ), следствие успело провести и получить результаты более ста своих экспертиз — 46 медицинских, 41 генетических, а также летных, психолого-лингвистических и других. На днях, находящийся под подпиской о невыезде обвиняемый вместе со своим адвокатом Натальей Митусовой были вызваны в здание СКР, где их ознакомили с постановлением об окончании основных следственных действий. В ближайшее время они начнут читать материалы уголовного дела.

По версии следствия, 5 мая после взлета в SSJ, следовавший в Мурманск, попала молния, что привело к переходу управления бортом в ручной режим (Direct mode), а также вызвало определенные проблемы со связью у его пилотов. Кстати, в другие самолеты типа SSJ до этого молнии попадали 16 раз, что не приводило к каким-либо серьезным последствиям, сказано в предварительном отчете МАК. Между тем Евдокимов, получив разрешение вернуться в аэропорт, как считают участники расследования, совершил посадку с превышением вертикальной и горизонтальной скоростей, да к тому же с большим углом атаки, что привело к так называемому «козлению» — подпрыгиванию самолета от ударов о взлетно-посадочную полосу. Во время них подломившаяся стойка шасси пробила топливный бак, из-за чего произошла утечка керосина и его возгорание. Большинство жертв катастрофы погибли от отравления угарным газом и ожогов. А ущерб только от уничтоженного самолета составил 1,5 млрд руб. Следует отметить, что, по данным МАК, это был четвертый случай посадки SSJ в ручном режиме, но предыдущие не приводили к каким-либо ЧП. В том же отчете говорится и о шести грубых посадках на таком же типе самолетов, которые не повлекли никаких последствий.

Евдокимов и его адвокат с выводами следствия не согласились, утверждая, что самолет при посадке «швыряло из стороны в сторону», так как он не слушался бортовой ручки управления. Пилот полагает, что возгорания вообще не должно было произойти, так как при жесткой посадке у SSJ шасси должны были «отскочить в сторону». Корпус самолета, отмечает он, мог выдержать высокую температуру, а пассажиры успели бы покинуть салон, но этого не произошло из-за открытой двери — приток воздуха усилил огонь.

Адвокат Митусова сообщила, что защита, в свою очередь, ходатайствовала о назначении почти трех десятков экспертиз и исследований, в том числе связанных с защитой самолета от попадания молний и повреждения стоек шасси, но ей было отказано. Отклонило следствие и ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении участников аварийно-спасательных работ, которые, по версии защиты, появились на месте ЧП с запозданием. В результате, по словам Митусовой, к уголовной ответственности решили привлечь только пилота, который свою вину не признает. В «Аэрофлоте» от комментариев пока воздерживаются.

В предварительном отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК) также было указано на множество ошибок, которые допустили Евдокимов и второй пилот Максим Кузнецов при управлении самолетом. В частности, экипаж не запросил обход грозового фронта, и после взлета в самолет попала молния. Кроме того, при посадке командир не мог выдержать требуемую высоту, вертикальная скорость снижения была почти вдвое выше рекомендуемой.

По материалам газеты «Коммерсант», газеты «Ведомости».



Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.