Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 июля 2025
СК завершил расследование крушения SSJ100 в «Шереметьево»

СК завершил расследование крушения SSJ100 в «Шереметьево»

Следствие провело более ста экспертиз
03.12.2019
СК завершил расследование крушения SSJ100 в «Шереметьево»

Следственный комитет России (СКР) в рекордно короткие сроки завершил расследование уголовного дела о катастрофе самолета SSJ 100 в мае этого года, когда при аварийной посадке в столичном аэропорту Шереметьево погиб 41 человек.

Всего полгода потребовалось следователю главного управления по расследованию особо важных дел СКР Ивану Сибулу на расследование обстоятельств катастрофы самолета SSJ 100 «Аэрофлота» в столичном аэропорту Шереметьево. Обычно на расследование ЧП в авиации уходят годы, но в данном случае с ним разобрались быстрее, чем с ДТП.

Не дожидаясь окончательных выводов Межгосударственного авиакомитета (МАК), следствие назвало виновником катастрофы командира экипажа Дениса Евдокимова. Потерпевшими от его действий признаны 77 человек, включая второго пилота Максима Кузнецова. Вину в крушении самолета и в гибели пассажиров Евдокимов не признает.

К моменту предъявления пилоту обвинения в окончательной редакции в нарушении правил полетов или подготовки к ним, повлекшим по неосторожности гибель двух и более лиц (ч. 3 ст. 263 УК РФ), следствие успело провести и получить результаты более ста своих экспертиз — 46 медицинских, 41 генетических, а также летных, психолого-лингвистических и других. На днях, находящийся под подпиской о невыезде обвиняемый вместе со своим адвокатом Натальей Митусовой были вызваны в здание СКР, где их ознакомили с постановлением об окончании основных следственных действий. В ближайшее время они начнут читать материалы уголовного дела.

По версии следствия, 5 мая после взлета в SSJ, следовавший в Мурманск, попала молния, что привело к переходу управления бортом в ручной режим (Direct mode), а также вызвало определенные проблемы со связью у его пилотов. Кстати, в другие самолеты типа SSJ до этого молнии попадали 16 раз, что не приводило к каким-либо серьезным последствиям, сказано в предварительном отчете МАК. Между тем Евдокимов, получив разрешение вернуться в аэропорт, как считают участники расследования, совершил посадку с превышением вертикальной и горизонтальной скоростей, да к тому же с большим углом атаки, что привело к так называемому «козлению» — подпрыгиванию самолета от ударов о взлетно-посадочную полосу. Во время них подломившаяся стойка шасси пробила топливный бак, из-за чего произошла утечка керосина и его возгорание. Большинство жертв катастрофы погибли от отравления угарным газом и ожогов. А ущерб только от уничтоженного самолета составил 1,5 млрд руб. Следует отметить, что, по данным МАК, это был четвертый случай посадки SSJ в ручном режиме, но предыдущие не приводили к каким-либо ЧП. В том же отчете говорится и о шести грубых посадках на таком же типе самолетов, которые не повлекли никаких последствий.

Евдокимов и его адвокат с выводами следствия не согласились, утверждая, что самолет при посадке «швыряло из стороны в сторону», так как он не слушался бортовой ручки управления. Пилот полагает, что возгорания вообще не должно было произойти, так как при жесткой посадке у SSJ шасси должны были «отскочить в сторону». Корпус самолета, отмечает он, мог выдержать высокую температуру, а пассажиры успели бы покинуть салон, но этого не произошло из-за открытой двери — приток воздуха усилил огонь.

Адвокат Митусова сообщила, что защита, в свою очередь, ходатайствовала о назначении почти трех десятков экспертиз и исследований, в том числе связанных с защитой самолета от попадания молний и повреждения стоек шасси, но ей было отказано. Отклонило следствие и ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении участников аварийно-спасательных работ, которые, по версии защиты, появились на месте ЧП с запозданием. В результате, по словам Митусовой, к уголовной ответственности решили привлечь только пилота, который свою вину не признает. В «Аэрофлоте» от комментариев пока воздерживаются.

В предварительном отчете Межгосударственного авиационного комитета (МАК) также было указано на множество ошибок, которые допустили Евдокимов и второй пилот Максим Кузнецов при управлении самолетом. В частности, экипаж не запросил обход грозового фронта, и после взлета в самолет попала молния. Кроме того, при посадке командир не мог выдержать требуемую высоту, вертикальная скорость снижения была почти вдвое выше рекомендуемой.

По материалам газеты «Коммерсант», газеты «Ведомости».



Эксклюзив
24.06.2025
Беседа с исполнительным директором благотворительного фонда «Вклад в будущее»
К Дню Победы (1941-1945)
20.06.2025
Владимир Кршлянин
Выступление посла Сербии на торжественном собрании по случаю 80-летия Победы над фашизмом
Фоторепортаж
26.06.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее на Поклонной горе открылась выставка, посвященная легендарным парадам




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.