Счётная палата предупредила о риске повторения топливного кризиса

Россия может столкнуться с риском повторения топливного кризиса 2018 года, когда из-за резкого роста цен правительству пришлось принимать экстренные меры. Об этом говорится в итоговом отчёте Счётной палаты (СП) РФ о работе за 2020 год.
«В настоящее время отмечаются риски повторения роста розничных цен на топливо и, как следствие, возникновение социальной напряженности», – говорится в документе.
Бензин в России стремительно дорожал в первой половине 2018 года на фоне роста цен на нефть и слабого рубля. Тогда Кабмин принял ряд беспрецедентных мер, которые позволили стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. В частности, были снижены акцизы и отменено ранее запланированное их повышение. Кроме того, правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо и увеличении поставок на внутренний рынок, пригрозив повысить экспортные пошлины на нефтепродукты, если бензин продолжит дорожать.
В конце 2020 — начале 2021 года на фоне роста стоимости нефти правительство рекомендовало нефтяным компаниям увеличить загрузку НПЗ для удовлетворения растущего спроса, увеличило минимальный уровень продажи топлива на бирже и скорректировало демпфирующий механизм.
Сейчас в Минэнерго опровергли риск нового топливного кризиса в России. Комментируя отчёт СП, замминистра Павел Сорокин сказал: «Мы не видим предпосылок для повторения событий 2018 года в 2021 году».
По его словам, нефтяные компании в полном объёме снабжают внутренний рынок нефтепродуктами. «Производство бензина увеличено, запасы товарные растут, с начала февраля они выросли более чем на треть. Данный рост продолжается в рамках подготовки к весеннему периоду», — добавил Сорокин.
Он указал, что в четвёртом квартале прошлого года президент РФ подписал закон о предоставлении инвестиционных стимулов компаниям и нефтеперерабатывающим заводам, заключающим инвестиционные соглашения.
«На данный момент уже начат процесс подписания данных соглашений. Уже подписано несколько соглашений с начала года с нефтеперерабатывающими заводами, которые будут вкладывать более 50 млрд рублей на протяжении следующих нескольких лет в установке по глубокой переработке нефти и в увеличении производства бензина», — отметил замглавы Минэнерго. По его словам, данные меры помогут обеспечить «дополнительное предложение на рынке», что, в свою очередь, позволит удовлетворить растущие потребности России в бензине.
Ранее в министерстве заверили, что уже приняли ряд шагов для сдерживания роста розничных цен на бензин и дизтопливо, а также на обеспечение топливом регионов и доходности АЗС. В ведомстве также отметили, что важную роль продолжает играть разработанный в 2018 году демпферный механизм, минимизирующий эффект от колебания мировых цен на нефть на стоимость бензина в России. Именно благодаря этому цены на АЗС в прошлом году держались в рамках инфляции, добавили в Минэнерго, напомнив, что, в частности, розничная цена АИ-92 выросла за этот период на 2,2-2,5% при инфляции 4,9%.
Сейчас, чтобы реагировать на изменившиеся реалии мирового рынка, Минэнерго и Минфин занимаются корректировкой демпфирующего механизма в сторону его увеличения. По словам вице-премьера Александра Новака, нововведения могут вступить в силу с 1 мая. Источник РИА Новости сообщал, что в 2021 году может быть скорректирован демпфер только по бензину, а по дизтопливу — в 2022 году.
Тем временем Кремль успокоил россиян по поводу возможного роста цен на бензин и дизель.
«Исходим из того, что правительство держит ситуацию под контролем, имеющиеся механизмы задействованы и они не позволят резко меняться ценам на топливо», – подчеркнул пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков и тоже напомнил о разработанном в 2018 году демпферном механизме.
Песков отрицательно ответил на вопрос, планируется ли у президента встреча с главами топливных компаний.
По материалам РИА Новости, НТВ, «Известий», ТАСС.
Материалы по теме: