Россия может заработать на сомалийских пиратах
В российском военном ведомстве прорабатывается вопрос об организации сопровождения кораблями Военно-морского флота судов других стран на коммерческой основе. С просьбами такого рода к России уже обратились несколько стран, в том числе ближневосточного региона, рассказали военные моряки.
"Командир корабля принимает решение в зависимости от обстановки. Основная задача - обеспечить безопасность россиян", - пояснил помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало. Он добавил, что экипаж "Неустрашимого" в зоне дежурства по некоторым вопросам координирует свои действия с кораблями других стран. "Решения о проведении совместных специальных операций возможны после согласований по внешнеполитической линии. Флот выполнит любую поставленную задачу", - отметил помощник главкома ВМФ. Он также отметил, что экипаж российского корабля действует в соответствии с нормами ООН.
Премьер-министр переходного правительства Сомали Нур Хасан Хусейн признал, что собственными силами власти страны справиться с пиратами не могут, и призвал иностранные государства бороться с пиратами не только на море, но и на суше. Право оказывать вооруженный отпор сомалийским пиратам подтвердила резолюция, принятая Советом Безопасности ООН еще 7 октября. Документ призывает все страны, заинтересованные в сохранности морских перевозок, принимать активное участие в борьбе с пиратством у берегов Сомали, в частности, размещая в водах морские суда и военно-воздушные силы.
Свои услуги по охране судов от сомалийских пиратов сегодня предлагают и многие охранные предприятия. Цены на рынке зависят от квалификации охранников (они должны не только хорошо уметь стрелять, но и знать правила поведения на море, чтобы избежать нарушения международных законов) и от репутации фирмы. Создание морской охраны могут оплатить международные доноры, такие как ООН, Международная организация судоходства, Всемирный банк, правительства Франции и США. Ранее частным компаниям наладить охрану сомалийских вод не удавалось - в конце 1990−х это пыталась сделать английская компания Hart, а в 2005−м - американская Topcat, которая отказалась от участия в программе, потому что Госдепартамент США счел, что это будет нарушением международного эмбарго на поставки оружия в Сомали.
По мнению ряда экспертов, другим вариантом решения проблемы могло бы стать вооружение команд коммерческих судов – в настоящее время запрещенное. Однако считается, что если на борту гражданского транспорта будет даже только небольшое количество автоматического стрелкового оружия, то на пиратских катерах немедленно появятся еще более мощные противокорабельные ракетные комплексы. И это приведет лишь к обострению и без того сложной ситуации на морских путях.
С начала этого года сомалийские пираты провели около 90 атак на иностранные суда. По данным международного морского бюро, в плену у пиратов находятся около 12 судов и 200 заложников, в том числе двое россиян - члены команды захваченного украинского сухогруза Faina.
?>