Пекин признал дефектным купленный у Украины авианосец «Варяг»

Первый китайский авианосец «Варяг», купленный у Украины в недостроенном виде и переименованный в Liaoning, признан властями КНР дефектным. Об этом сообщает издание Asian Times со ссылкой на репортаж Центрального телевидения Китая.
Китайская промышленность за восемь лет произвела более 1,2 тыс. технологических элементов в попытках улучшить приобретённый крейсер, однако возможности его усовершенствования оказались ограничены из-за структурных ограничений и «врождённых дефектов».
Один из лётчиков-испытателей рассказал о трудностях, с которыми сталкиваются пилоты во время посадки на авианосец истребителя третьего поколения Shenyang J-15 (создан на основе купленного у Украины прототипа Су-33). По словам 17-летнего пилота, для посадки на Liaoning самолёту необходимо сбросить вес – оружие и топливо. При этом лётчик отмечает, что запуск истребителя проходит «намного проще, чем посадка» из-за урезанной взлётной палубы «Варяга». По информации издания, Liaoning значительно уступает американским авианосцам и требует замены.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, комментируя публикацию, отметил, что корпус корабля, оставшийся после развала СССР на Украине в качестве недостроя, был приобретён Китаем якобы на металлолом, но на самом деле для доступа к технологической документации, конструкции и изучения вариантов модернизации. Это был промежуточный этап для строительства Китаем своих собственных полноценных атомных авианосцев, уверен эксперт.
«Китай ставит перед собой амбициозную задачу — создание авианесущего флота. И иметь в ближайшей перспективе четыре или пять авианосных ударных группировок. Естественно, школа проектирования и строительства кораблей такого класса у Китая не было. Поэтому приобретённый в качестве металлолома, а потом модернизированный и переделанный в полноценный авианесущий крейсер данный проект использовался китайскими корабелами для наработки соответствующего опыта», — сказал Коротченко.
«Помимо отработки советских конструкций, а это всё базируется на советской школе проектирования авианесущих крейсеров, в ближайшей перспективе Китай самостоятельно создаст школу проектирования и строительства полноценных авианосцев с атомной энергоустановкой. И будет всерьёз угрожать США доминированием на Тихом океане. Собственно, где сегодня и происходят столкновения интересов Вашингтона и Пекина, вокруг островных территорий и за то, кто будет доминировать в южных морях в ближайшие 20, 30, 50 лет», — считает эксперт. По его мнению, судьбу Liaoning решат ВМС Народно-освободительной армии Китая. Судно способно выполнять ограниченные функции.
В свою очередь, капитан 1 ранга запаса Василий Дандыкин отметил: «Как бы там ни было, китайцы довели "Варяг" до ума. Он сейчас участвовал в параде, который принимал верховный главнокомандующий КНР. В принципе, они смогли поставить крейсер в первую линию, посадить на него самолёты — аналог наших тяжёлых Су-33. На основе "Варяга", тяжёлого авианесущего крейсера, китайцы фактически построили авианосец, и недочёты, которые озвучили в СМИ, скорее, являются их недоработками, а не "врождёнными дефектами" судна, разработанного Невским проектно-конструкторским бюро».
Дандыкин тоже подчеркнул, что крейсер «Варяг» китайцы приобрели, когда он был построен менее чем на 70%. Второй же китайский авианосец, напомним, был спущен на воду год назад на судостроительном предприятии Dalian Shipbuilding Industry Company и представляет собой копию Liaoning, но целиком построенную в Китае.
«Они целенаправленно идут к атомному авианосцу. Они получили отличный опыт при доводке "Варяга". Не знаю, поставят ли они ударное ракетное оружие на свой Liaoning или нет. Если нет, то, значит, авиакрыло на нём будет больше. Он трамплинного типа, там нет катапульты», — объяснил Дандыкин.
Что касается трудностей, о которых журналистам рассказали лётчики-испытатели, то, по мнению капитана, всё дело в их недостаточном опыте, а не во «врожденных» дефектах судна, приобретенного у Украины в 1998 году, после почти шестилетнего простоя. Эксперт советует китайским лётчикам больше тренироваться.
«Профессия лётчика палубной авиации — одна из самых сложнейших в мире. Может, даже посложнее профессии космонавта. Это особая каста морской авиации во всех флотах — и в американском, и в нашем. Пусть китайские палубники лучше обучаются посадке и взлёту, и всё у них будет хорошо. А сейчас китайцы, конечно, испытывают проблемы, как они испытывают их в связи с созданием атомного подводного флота. И жаловаться на корабль не стоит», — считает Дандыкин.
Из семи авианесущих противолодочных крейсеров проекта 1143 «Кречет», созданных в СССР, к настоящему времени в боевом состоянии осталось лишь три. «Киев» и «Минск» проданы Китаю, где превратились в развлекательные центры. «Новороссийск» распилен на металлолом в Южной Корее. «Ульяновск» разобран ещё на стапеле. «Адмирал Горшков» продали Индии, где он проходит модернизацию и станет Vikramaditya — флагманом ВМС. «Варяг» продан Китаю, где после переоборудования получил название Liaoning. У России остался «Адмирал Кузнецов».
По материалам РИА Новости, Ленты.ру, Asian Times, «Известий», РИА ФАН.