Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
5 мая 2025
Новак: дисконт на российскую нефть снизился втрое

Новак: дисконт на российскую нефть снизился втрое

13.10.2023
Новак: дисконт на российскую нефть снизился втрое

Вице-премьер России Александр Новак в интервью RT Arabic отметил, что дисконт на российскую нефть и нефтепродукты формируется рыночно и не пересматривается властями.

«Дисконт формируется рыночно. То есть мы сами его не пересматриваем. И собственно, дисконт – это отражение, по сути дела, рыночной стоимости наших нефтепродуктов, нашей нефти. Когда риски высокие, дисконт высокий. Когда риски снижаются, дисконт тоже снижается. В начале года мы видели, что дисконт на нашу нефть доходил до 35-38 долларов за баррель. На сегодняшний день это примерно 11-12 долл., – сказал он. – Это означает, что стабилизировались поставки, стабилизировались транспортно-логистические цепочки. Договорились с нашими дружественными странами о новых рынках и об участии компаний, поэтому сейчас идёт большая конкуренция за наш продукт».

Новак отметил, что уменьшение дисконта говорит о снижении рисков, связанных с поставками российской нефти.

«Если большая конкуренция – все хотят дешёвую нефть и нефтепродукты, спрос большой, значит, дисконт может снижаться. Будем наблюдать. Мы оптимистично на это смотрим», – добавил он.

«Потенциал остался небольшой по снижению дисконта – 5 долл.», – сказал вице-премьер РФ уже в интервью радиостанции Business FM. По его словам, это зависит от увеличившейся стоимости перевозок нефти.

Россия, по его словам, значительно снизила долю торговли нефтью и нефтепродуктами в долларах и евро, во многом перейдя на рубли, юани, рупии и т.д.

«Остаются и расчёты в долларах и евро, но значительно ниже, чем раньше. Самое главное – мы вышли на инструменты и механизмы оплаты, которые позволяют нам по рыночным ценам, которые складываются на наши энергетические ресурсы, обеспечивать поставки в те регионы, где наши продукты востребованы», – подчеркнул политик.

Он напомнил, что проект бюджета РФ на следующий трёхлетний период предполагает цену нефти марки Urals в среднем по году на уровне 70 долл. за баррель.

Тем временем Reuters пишет, что растущий танкерный флот ставит под сомнение эффективность «потолка цен» на российское чёрное золото.

Цены на доставку российской нефти в Индию и Китай опустились до самого низкого уровня почти за год – благодаря растущему числу судов, курсирующих по этим маршрутам, сообщает информагентство со ссылкой на источники в сфере торговли и судоходства.

Приход новых грузоотправителей, работающих за пределом сферы влияния западных правительств, позволяет российским компаниям получать за свою нефть больше 60 долл. за баррель, который США и их союзники стремились навязать России посредством санкций. Это также означает, что ценовое ограничение оказывает ограниченное влияние на доходы Москвы.

В четверг США ввели первые санкции против владельцев танкеров, перевозящих российскую нефть выше предельной отметки (один базируется в Турции, другой в ОАЭ), пытаясь закрыть лазейки в ограничительном механизме.

В декабре 2022 года страны G7 ввели рестрикции, которые запрещают западным грузоотправителям и страховщикам перевозить и страховать российскую нефть, когда цена превышает 60 долл. за баррель. Ограничительные меры не распространяются на судоходные компании и страховщиков из других стран, независимо от цены.

Когда были введены санкции, большинство судовладельцев и судов, участвовавших в торговле, были западными. Если бы цена на нефть в то время превышала 60 долл., ограничения серьёзно нарушили бы российский экспорт. Но цена на российскую нефть превысила 60 долл. только в июле, а это означало, что у трейдеров, судоходных компаний и российских экспортёров были месяцы на подготовку. За это время были раскуплены старые танкеры, а другие были перерегистрированы в странах, которые не ввели санкции.

Согласно анализу Lloyd’s List Intelligence, число танкеров, входящих в так называемый теневой флот, оценивается в 535 судов со средним возрастом 23 года. Про две трети этих танкеров неизвестно, есть ли у них страховка.

«Пока правительства, по понятным причинам, будут использовать финансовые и технические услуги и судоходство в качестве инструмента внешней политики, чтобы попытаться контролировать торговлю, будут те люди, которые будут обходить этих законы и продолжать свою торговлю», – говорит глава отдела внешних связей ведущей страховой компании NorthStandard Майк Солтхаус.

Число судов, готовых плавать с российским сырьём, настолько велико, что фрахтовые ставки упали и это принесло российским производителям ещё больше доходов. По оценкам трейдеров и расчётам Reuters, продавцы российской нефти марки Urals этой осенью сэкономят около 7 долл. за баррель на фрахтовых ставках по сравнению с прошлой зимой. Это означает, что экспортёры зарабатывают около 70 долл. за баррель нефти, загружаемой в прибалтийских портах, что значительно превышает ценовой предел в 60 долл.

Когда в сентябре цены на нефть достигли пика в 97 долл. за баррель, российские экспортёры зарабатывали 79 долл.

Ставки фрахта на поставку российской нефти сорта Urals в Азию в октябре упали до самого низкого уровня с момента введения ценового ограничения, сообщили трейдеры.

Стоимость перевозки 100 000-тонного танкера из портов Балтии в Индию упала до 4,8–5,2 млн долл. (около 7 долл. за баррель) для октябрьской нефти, сообщили трейдеры. В начале 2023-го было более чем 15 млн долл. (около 14 долл. за баррель).

Ставки фрахта также упали после того, как Россия согласилась сократить экспорт нефти на 300 тыс. баррелей в сутки совместно с союзником по ОПЕК+ Саудовской Аравией.

В этом году Россия экспортировала около 5 млн баррелей сырой нефти в сутки. Международное энергетическое агентство сообщило в четверг, что общий экспорт российской нефти и топлива в сентябре подскочил до 7,6 млн баррелей в сутки.

Затраты на транспортировку 140-тысячного уральского груза из российского черноморского порта Новороссийск в Индию в октябре составили в среднем около 4,1–4,2 млн долларов за рейс, по данным источников в сфере судоходства и торговли, по сравнению с примерно 5 млн долларов в летние месяцы.

По словам трейдеров, на этих маршрутах работают судоходные компании, зарегистрированные на Ближнем Востоке, в Африке, Китае, Латинской Америке и даже в России.

Западные чиновники утверждают, что ценовой лимит работает, даже несмотря на то, что российские производители нефти могут продавать по цене выше 60 долл. за баррель, поскольку российская нефть по-прежнему продаётся по ценам ниже тех, по которым она продавалась бы без санкций, поскольку у неё меньше клиентов на её нефть и меньше поставщиков услуг.

Ещё одной ключевой задачей правительств США и других стран, когда они вводили санкции, было предотвращение перебоев в мировых поставках нефти, которые могли бы привести к ещё большему росту цен на нефть.

«Если Россия хочет полностью выйти за пределы системы G7, чтобы перекачивать нефть выше предельного уровня, она может это сделать», – заявила Клэр Макклески, помощник директора по соблюдению санкций подразделения OFAC Казначейства США, на конференции Capital Link по судоходству в Лондоне.


По материалам RT, РИА Новости, ТАСС, НТВ, Reuters



Эксклюзив
29.04.2025
Алексей Тимофеев
Книга Е.А. Бондаревой о короле Югославии Александре переведена и издана в Сербии
К Дню Победы (1941-1945)
30.04.2025
Андрей Селиверстов
Этот генерал армии предпочитал всегда находиться в тени
Фоторепортаж
29.04.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее Победы проходит выставка «Встреча на Эльбе»




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.