Музыка как эхо битв минувших

При поддержке Президентского фонда культурных инициатив с аншлагом прошли уже два концерта из цикла программы «Живое эхо битв минувших», посвящённого 80-летию Великой Победы. Цикл включает пять больших концертов.
В исполнении прославленных российских коллективов и всемирно известных музыкантов-виртуозов звучат как уже ставшие классикой, так и современные музыкальные произведения патриотической направленности. Организатором мероприятия выступил культурный благотворительный фонд «Артэс», партнером – Международный союз деятелей эстрадного искусства. Инициатором фестиваля стал народный артист РФ, руководитель Государственной академической хоровой капеллы России имени Юрлова. Геннадий Александрович Дмитряк. Это не первый такой цикл на счету маэстро. В его творческой биографии значатся такие фестивали как «Кремли и храмы», «Любовь святая» и фестиваль в честь 800-летия рождения Александра Невского. В числе наград музыканта – медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2010), орден святого благоверного князя Даниила Московского (2012), медаль «Славы и Чести» I степени (2017), орден святого благоверного князя Александра Невского III степени (2022).
Первый концерт фестиваля «Живое эхо битв минувших» был посвящен Отечественной войне 1812 года. Героизм защитников Отечества в годы наполеоновского нашествия, торжество русского оружия и российского патриотизма в полной мере отражены в музыке Петра Ильича Чайковского и, прежде всего, в его торжественной увертюре «1812 год». В концерт из двух отделений вошли также кантата «Москва» и концерт №1 для фортепиано с оркестром.
Народный артист России Евгений Князев, который вёл этот вечер, зачитал отрывки из Манифеста императора Александра I, изданного по случаю окончания войны с Наполеоном.
Торжественной увертюре «1812 год» предшествовала в первом отделении концерта кантата П.И. Чайковского «Москва». Написана она была композитором в 1883 году на слова Аполлона Майкова. Произведение повествует о зарождении Великого княжества Московского и приурочено к коронации императора Александра III.
Оба произведения прозвучали в исполнении Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П.И. Чайковского (художественный руководитель – народный артист СССР Владимир Федосеев), Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова (художественный руководитель – народный артист РФ Геннадий Дмитряк), Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ (начальник оркестра – заслуженный артист РФ Сергей Дурыгин). Дирижёр – Геннадий Дмитряк.
Сольные партии в кантате «Москва» исполнили оперные певцы Юлия Меннибаева (меццо-сопрано) и Александр Суханов (баритон).
Во втором отделении прозвучал Концерт №1 Чайковского. Его блистательно исполнили Дмитрий Маслеев (фортепиано) и Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского. Дирижёр – Фёдор Безносиков.
В программу второго фестивального концерта «Вставайте, люди русские!» 18 марта вошли кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский» и концерт №3 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Исполнили произведения Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Ивана Никифорчина (партия фортепиано – Иван Бессонов), Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова и Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова. Вела концерт заслуженная артистка России Екатерина Гусева.
В основе музыкального текста кантаты «Александр Невский», написанной для меццо-сопрано, хора и оркестра, – музыка, созданная Прокофьевым к одноимённому фильму Сергея Эйзенштейна, снятому в 1938 году. Кантата состоит из семи частей, названия которых говорят сами за себя: «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Ледовое побоище», «Мёртвое поле», «Въезд Александра во Псков» и широко известная «Вставайте, люди русские!», которая нередко исполняется отдельно.
Екатерина Гусева напомнила, что эмигрировав в 1917 году сначала в Швейцарию, а затем в США, Сергей Рахманинов оставался русским композитором. Вынужденно оказавшись вдали от России, он почти десять лет не мог писать музыку. «Лишившись Родины, я потерял самого себя», – говорил Сергей Васильевич. Потомственный дворянин, Сергей Рахманинов не принял советскую власть, но в 1920-е его продуктовые посылки помогли выжить многим из соотечественников. А в годы Великой Отечественной войны он перечислял сборы от концертов в фонд Красной армии и в фонд обороны СССР – на эти деньги был построен военный самолёт.
«От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», – писал композитор.
21 апреля, в рамках третьего фестивального концерта «Ты выстоял, ты выжил, Ленинград!», прозвучат симфония №7 «Ленинградская» Дмитрия Шостаковича и концерт №2 для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Концерт №2 Сергея Рахманинова впервые был исполнен автором в Москве 27 октября (по старому стилю) 1901 года – с оркестром под управлением Александра Зилоти. Сегодня это произведение входит в репертуар всех ведущих пианистов мира.
Симфония №7 в четырёх частях – одно из важнейших произведений Дмитрия Шостаковича. Написана она была в 1941 году, первые три части закончены непосредственно в блокадном Ленинграде. Впервые произведение прозвучало 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Во время первого исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Соответственно, её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград гитлеровские войска. Сохранились послевоенные воспоминания двух выживших немецких солдат. Они утверждали: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…».
Исполнят эти произведения в Кремлёвском дворце Филипп Копачевский (фортепиано) и Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением Ивана Никифорчина. Художественное слово – народный артист России Дмитрий Певцов.
29 апреля, в рамках четвёртого фестивального вечера «Пою тебе, святая Русь». Отдельная страница проекта – русская духовная музыка, ведь роль православной веры очень важна в победе над врагом, в объединении народа. Поэтому она тоже прозвучит в пасхальные дни в исполнении знаменитых церковных хоров России, а также Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова.
И, наконец, 3 мая в заключительном концерте, который называется «Не забывай те грозные года», прозвучат фрагменты «Реквиема» Дмитрия Кабалевского, а также знаменитые песни времён Великой Отечественной войны и современные композиции, посвящённые воинам-героям, защищающим в наши дни страну и мир от современных неонацистов. Исполнят их Государственная академическая хоровая капелла России имени А.А. Юрлова, Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, детские хоровые коллективы города Москвы, популярные артисты театра, кино и эстрады.
Благодаря использованию современных мультимедийных технологий на каждом из концертов цикла «Живое эхо битв минувших» гости Государственного кремлёвского дворца не только могут услышать великую музыку в превосходном исполнении, но и погрузиться в атмосферу впечатляющего сюжетного действа, напоминающего о важнейших страницах отечественной истории.
Билеты на концерты цикла можно приобрести в кассах ГКД, но также значительное их количество выделяется бесплатно для ветеранских организаций, пенсионеров, учащихся, а также для участников СВО и членов их семей – в этом организаторам помогают Государственный фонд «Защитники Отчества» и Комитет семей воинов Отечества.
Татьяна Савватеева
Фото предоставлены пресс-службой Государственного Кремлёвского дворца.