Хранитель Третьяковки оценила состояние трех вернувшихся из Италии полотен

Два полотна из собрания Государственной Третьяковской галереи и одна работа из постоянной экспозиции музея-заповедника «Абрамцево», возвращенные в Россию после выставки в итальянском городе Удине, находятся в удовлетворительном состоянии. Об этом рассказала журналистам главный хранитель галереи Татьяна Городкова.
«Прошедшая сверка состояния сохранности подтвердила, что состояние всех произведений, вернувшихся после длительного путешествия, удовлетворительное», – сказала она по итогам осмотра произведений искусства специалистами галереи и музея-заповедника.
Картины выставлялись в рамках экспозиции «Форма бесконечности», которая проходила в Музее современного искусства в Удине с 16 октября 2021 года по 23 марта 2022 года. Как пояснила Городкова, одно из полотен входит в собрание музея-заповедника «Абрамцево» – «Явление отроку Варфоломею» живописца Михаила Нестерова, датированное 1923 годом. Оно оформлялось и отправлялось в Италию вместе с произведениями из собраний Третьяковской галереи. По прибытии в Россию галерея приняла картину на временное хранение. Теперь же работа вернется в постоянную экспозицию музея-заповедника. Другие два произведения принадлежат Третьяковской галерее: «Москва. Красная площадь» Василия Кандинского (1916) и «Заключенный» Николая Ярошенко (1878).
Картины были доставлены в специализированном термостатическом фургоне, в котором поддерживалась температура плюс 19 градусов Цельсия. Полотна были упакованы в музейные ящики, которые также обеспечивали сохранность шедевров.
Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отметила, что картины в течение более трех месяцев пробыли на выставке, и в ответ на вопрос ТАСС рассказала о дальнейшем их использовании в экспозициях галереи. «Думаю, что Ярошенко, со всей вероятностью, вернется в постоянную экспозицию», – сказала она. Трегулова добавила, что сотрудники галереи рассмотрят возможность размещения полотна Кандинского в его именном зале.
«Понятно, что произошедшее в Финляндии можно рассматривать как прецедент, который дает основания полагать, что подобное может произойти, – сказала журналистам гендиректор галереи. – Думаю, что очень многие европейские музеи и коллекции тоже задумались над этим инцидентом».
Ранее российские предметы искусства при возвращении в Россию из Италии проходили таможенную проверку на границе РФ и Финляндии как санкционный груз. Позже Еврокомиссия сообщила, что участвовавшие в европейских выставках российские экспонаты не попадают в перечень санкций, введенных Евросоюзом в отношении России. 9 апреля музейные экспонаты, проходившие таможенную проверку на финской границе, пересекли границу РФ.
Полотно «Дама в белом» Поля Элле из собрания ГМИИ имени Пушкина вернулось в учреждение в целости. Процесс распаковки проходил в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в присутствии СМИ, эксперта-реставратора, а также хранителя картины Анны Познанской. Произведение было извлечено из короба, а затем переложено на специальный стол, где ее изучили сначала в раме, а затем без нее.
«Картина в порядке, очевидных повреждений не обнаружено», — резюмировал эксперт-реставратор. «Ящик всегда находился в особых климатических условиях, неважно, в музее она была, в грузовике или на финской границе. Как мы и рассчитывали, ничего страшного с картиной не случилось, и она прибыла к нам в том же состоянии, что и уезжала», — добавила Познанская.
Рама, в которой полотно возвратили ГМИИ, не была родной для картины. В ближайшее время полотно вернут в прежнюю раму и поместят в зал Ренуара, «вероятно, на следующей неделе», сообщила журналистам Познанская.
По словам хранителя, сомнений в том, полотно вернется в музей с финской таможни, не было. «Мы не переживали, что картина не вернется — это ведь имущество РФ, к тому же есть такой документ, как государственная гарантия. Несоблюдение этой гарантии — прежде всего, серьезный урон репутации государства, которое решит не возвращать произведение», — подчеркнула Познанская.
«Дама в белом» участвовала в экспозиции городского музея Тиба (Япония), посвященной влиянию японской культуры на европейскую.
В понедельник полотна Эрмитажа уже были возвращены в музей. Сотрудники Эрмитажа в присутствии представителя Федеральной таможенной службы разгрузили ящики, в которых перевозились произведения. В составе груза — работы Антонио Кановы, Жана Огюста Доминика Энгра, Элизабет Виже-Лебрен, Джулио Карлини и других мастеров.
Среди экспонатов — живописные полотна и скульптуры. Заведующий отделом западноевропейского искусства Эрмитажа Сергей Андросов сообщил, что в течение нескольких дней произведения вернутся в постоянную экспозицию музея.
Тем временем Министерство культуры и Министерство иностранных дел России ведут интенсивную работу по возвращению из Парижа в Россию картин из коллекции Морозовых.
Ранее французские СМИ сообщали, что власти Франции задержали в Париже «Автопортрет в сером» Петра Кончаловского и портрет Тимофея Морозова кисти Валентина Серова. Первое произведение принадлежит российскому предпринимателю Петру Авену, второе — Московскому музею авангарда.
В Министерстве культуры заявили, что две картины из коллекции не вернут в Россию на фоне ситуации с Украиной.
Упоминаемые работы были продемонстрированы публике на российской выставке в Париже «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства», которая открылась в фонде «Луи Виттон» 21 сентября 2021 года при участии президента Франции Эммануэля Макрона и завершилась 3 апреля.
По материалам ТАСС, Газеты.ру, РИА Новости, Афиша