Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2024
Хранитель Третьяковки оценила состояние трех вернувшихся из Италии полотен

Хранитель Третьяковки оценила состояние трех вернувшихся из Италии полотен

12.04.2022
Хранитель Третьяковки оценила состояние трех вернувшихся из Италии полотен

Два полотна из собрания Государственной Третьяковской галереи и одна работа из постоянной экспозиции музея-заповедника «Абрамцево», возвращенные в Россию после выставки в итальянском городе Удине, находятся в удовлетворительном состоянии. Об этом рассказала журналистам главный хранитель галереи Татьяна Городкова.

«Прошедшая сверка состояния сохранности подтвердила, что состояние всех произведений, вернувшихся после длительного путешествия, удовлетворительное», – сказала она по итогам осмотра произведений искусства специалистами галереи и музея-заповедника.

Картины выставлялись в рамках экспозиции «Форма бесконечности», которая проходила в Музее современного искусства в Удине с 16 октября 2021 года по 23 марта 2022 года. Как пояснила Городкова, одно из полотен входит в собрание музея-заповедника «Абрамцево» – «Явление отроку Варфоломею» живописца Михаила Нестерова, датированное 1923 годом. Оно оформлялось и отправлялось в Италию вместе с произведениями из собраний Третьяковской галереи. По прибытии в Россию галерея приняла картину на временное хранение. Теперь же работа вернется в постоянную экспозицию музея-заповедника. Другие два произведения принадлежат Третьяковской галерее: «Москва. Красная площадь» Василия Кандинского (1916) и «Заключенный» Николая Ярошенко (1878).

Картины были доставлены в специализированном термостатическом фургоне, в котором поддерживалась температура плюс 19 градусов Цельсия. Полотна были упакованы в музейные ящики, которые также обеспечивали сохранность шедевров.

Генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова отметила, что картины в течение более трех месяцев пробыли на выставке, и в ответ на вопрос ТАСС рассказала о дальнейшем их использовании в экспозициях галереи. «Думаю, что Ярошенко, со всей вероятностью, вернется в постоянную экспозицию», – сказала она. Трегулова добавила, что сотрудники галереи рассмотрят возможность размещения полотна Кандинского в его именном зале.

«Понятно, что произошедшее в Финляндии можно рассматривать как прецедент, который дает основания полагать, что подобное может произойти, – сказала журналистам гендиректор галереи. – Думаю, что очень многие европейские музеи и коллекции тоже задумались над этим инцидентом».

Ранее российские предметы искусства при возвращении в Россию из Италии проходили таможенную проверку на границе РФ и Финляндии как санкционный груз. Позже Еврокомиссия сообщила, что участвовавшие в европейских выставках российские экспонаты не попадают в перечень санкций, введенных Евросоюзом в отношении России. 9 апреля музейные экспонаты, проходившие таможенную проверку на финской границе, пересекли границу РФ.

Полотно «Дама в белом» Поля Элле из собрания ГМИИ имени Пушкина вернулось в учреждение в целости. Процесс распаковки проходил в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков в присутствии СМИ, эксперта-реставратора, а также хранителя картины Анны Познанской. Произведение было извлечено из короба, а затем переложено на специальный стол, где ее изучили сначала в раме, а затем без нее.

«Картина в порядке, очевидных повреждений не обнаружено», — резюмировал эксперт-реставратор. «Ящик всегда находился в особых климатических условиях, неважно, в музее она была, в грузовике или на финской границе. Как мы и рассчитывали, ничего страшного с картиной не случилось, и она прибыла к нам в том же состоянии, что и уезжала», — добавила Познанская.

Рама, в которой полотно возвратили ГМИИ, не была родной для картины. В ближайшее время полотно вернут в прежнюю раму и поместят в зал Ренуара, «вероятно, на следующей неделе», сообщила журналистам Познанская.

По словам хранителя, сомнений в том, полотно вернется в музей с финской таможни, не было. «Мы не переживали, что картина не вернется — это ведь имущество РФ, к тому же есть такой документ, как государственная гарантия. Несоблюдение этой гарантии — прежде всего, серьезный урон репутации государства, которое решит не возвращать произведение», — подчеркнула Познанская.

«Дама в белом» участвовала в экспозиции городского музея Тиба (Япония), посвященной влиянию японской культуры на европейскую.

В понедельник полотна Эрмитажа уже были возвращены в музей. Сотрудники Эрмитажа в присутствии представителя Федеральной таможенной службы разгрузили ящики, в которых перевозились произведения. В составе груза — работы Антонио Кановы, Жана Огюста Доминика Энгра, Элизабет Виже-Лебрен, Джулио Карлини и других мастеров.

Среди экспонатов — живописные полотна и скульптуры. Заведующий отделом западноевропейского искусства Эрмитажа Сергей Андросов сообщил, что в течение нескольких дней произведения вернутся в постоянную экспозицию музея.

Тем временем Министерство культуры и Министерство иностранных дел России ведут интенсивную работу по возвращению из Парижа в Россию картин из коллекции Морозовых.

Ранее французские СМИ сообщали, что власти Франции задержали в Париже «Автопортрет в сером» Петра Кончаловского и портрет Тимофея Морозова кисти Валентина Серова. Первое произведение принадлежит российскому предпринимателю Петру Авену, второе — Московскому музею авангарда.

В Министерстве культуры заявили, что две картины из коллекции не вернут в Россию на фоне ситуации с Украиной.

Упоминаемые работы были продемонстрированы публике на российской выставке в Париже «Коллекция Морозовых. Шедевры современного искусства», которая открылась в фонде «Луи Виттон» 21 сентября 2021 года при участии президента Франции Эммануэля Макрона и завершилась 3 апреля.

По материалам ТАСС, Газеты.ру, РИА Новости, Афиша



Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.