Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Зрим в корень

Зрим в корень

В июне в Москве прошел XXVII Международный московский кинофестиваль (ММКФ)
Ольга Волошина, Анна Щербина
29.06.2015
Зрим в корень

Несмотря на то, что так много говорят о свободе искусства от политики, на деле это невозможно. Вот и нынешний фестиваль в какой-то степени пострадал от западных санкций против Москвы и просто от негативного отношения к нашей стране.

С одной стороны, организаторы были вынуждены урезать бюджет мероприятия на 20%, что привело к сокращению фестивальных дней. С другой стороны, по красной дорожке в этом году прошло не так уж много именитых кинодеятелей.

Все это, конечно, печально, но есть и положительные стороны – кино снимают не только в Европе и узнать больше о кинематографе Болгарии, Мексики, Африки – не так уж и плохо.

Доказательством тому фильм, получивший Золотого Георгия, – «Лузеры» (режиссер Ивайло Христов, Болгария). Четверо учеников средней школы живут в маленьком провинциальном городке и уверены, что все они неудачники. Коко влюблён в Елену. Девушка мечтает стать певицей. Она очень волнуется из-за предстоящих гастролей знаменитой рок-группы. Этот концерт взбудоражил весь город, положил начало новым любовным романам, а кое-кому помог повзрослеть. Фильм подкупает свой ненавязчивостью и «настоящестью», без лишней демагогии, без манипуляций режиссер просто рассказывает историю, украшая ее долей юмора, расцечивая черно-белую картину искренними человеческими эмоциями. Поэтому, несмотря на название фильма, герои сохранившие человечность в непростых условиях, неудачниками не кажутся. У них многое не получается, да и надо ли им все сразу? Юмор и надежда на лучшее будущее вполне разумный способ вписаться в существующие реалии.

«Лузеры» в полной мере заслужили свою главную награду.

Из конкурсной программы хотелось бы выделить датский фильм «Росита» режиссера Фредерикке Аспека. Главная героиня фильма – филиппинка Росита, из-за нового мирового порядка путь ее лежит «только в Европу». Фильм рассказывает о так актуальной сейчас проблеме мигрантов и о том, на что они готовы ради бытового благополучия. И, казалось бы, все складывается удачно – Роситу приглашают замуж, но любви с Европой у нее не получилось, она, та что по рассчету, еще никого счастливым не сделала. И мигранты, и Старый Свет, идущие на компромисс, сами не знают, ради кого и чего это делают. Подобно тому, как герой Йоханнес теряет право быть рядом с любимой, Европа теряет право выбора, право на свободу и в том числе от мигрантов.

Картина из Казахстана «Шлагбаум» Жалсуна Пошанова очень точно раскрывает всем известную и наболевшую проблему пропасти между богатыми и бедными в любом обществе постсоветского пространства. Эти два мира, конечно, пересекаются, да и проблемы схожи, как и методы их решения. При этом «богатым можно все». В «Шлагбауме» эта тема прорисована настолько бескомпромиссно, что, казалось бы, уже ставшая вечной проблема становится архиважной и снова требует решения.

Вне конкурса также было немало хороших и стоящих внимания фильмов. В программе «8 1/2 фильмов» показали иранское «Такси» Джафара Панахи, уже победившее на Берлинском кинофестивале. Картина особенная и во-многом благодаря необычной форме подачи. По пёстрым людным улицам Ирана ездит жёлтое такси. В него садятся самые разные люди, они откровенно высказывают своё мнение, когда водитель задаёт им разные вопросы. А за рулём некто иной, как сам режиссёр, Джафар Панахи. Во время этих комических и драматических поездок установленная перед лобовым стеклом в его мобильной студии камера стремится запечатлеть дух современного Ирана. Кино настолько реалистично, что на всем его протяжении задаешься вопросом, как режиссер это сделал? Не скатываясь в документалистику, он вскрыл главные проблемы современной жизни иранцев.

Наверное, именно так ненавязчиво и честно надо снимать кино, чтоб достучаться до зрителя и внести свой вклад в развитие демократического общества.

«Гора девственности» Дагура Кари (Исландия, Дания). Кино, поднимающее проблему одиночества в благополучном европейском обществе. И вроде бы много фильмов уже снято на эту тему, но одиночество здесь не безысходное. Главный герой, несмотря на свою инфантильность, много делает для того, чтобы преодолеть этот бич нашего времени и несмотря на все неудачи, он выглядит достойно, в нем сохраняются все человеческие качества и начала, что дает надежду. Кажется, нужно немного подождать, только немного подождать и все будет.

Фильм «Атлантида» Инес Мариа Баррионуэво (Аргентина) в программе «Будем знакомы: аргентинское кино» очень тонко и деликатно поднимает вопросы взросления подростков. Действие происходит в аргентинском поселке в 1987 г. Две сестры остаются дома одни, 15-летняя Лусия со сломанной ногой проводит время у телевизора, болтая с подружками, и мешает старшей 17-летней сестре Элене готовиться к вступительным экзаменам в университет. Неожиданно обе девушки получают возможность выбраться из дома, и каждая из них совершает небольшое путешествие, которое меняет их отношение к жизни и друг к другу. В фильме почти нет взрослых, будучи извлеченными из взрослого мира подростковые проблемы приобретают свою истинную важность и серьезность. У каждого свой путь, и путь взросления героев вызывает уважение у зрителя, несмотря на то, через что им приходится пройти.

Еще один фильм о взрослении шведки Санны Ленкен «Моя тощая сестра» был показан в программе «Женский взрыв». Кино двуслойное – с одной стороны, поднимается проблема вполне четкая, внешняя, медицинская – анорексия у школьницы, стремящейся стать великой фигуристкой. С другой стороны – жизнь, метания ее младшей сестры, глазами которой мы и смотрим на все происходящее, именно она оценивает ситуацию, принимает решения, влюбляется, взрослеет. Удивительная игра молодых актрис, особая атмосфера подросткового кино делает его важным не столько с художественной точки зрения, сколько с родительской, ведь понять своего ребенка в самый сложный для него период – это так сложно.

В последний день фестиваля можно было посмотреть наш фильм «Без границ!» режиссеров Резо Гигинеишвили, Карена Оганесяна и Романа Прыгунова. Своеобразный десерт перед закрытием. Легкий, действительно смешной, слегка затрагивающий разные актуальные вопросы, но самое главное – фильм о любви. И, конечно, фильм украсили своей игрой Инна Чурикова и Олег Басилашвили.

Посмотрев такое количество хороших фильмов ни у кого рука не поднимется сказать, что фестиваль не удался. Да, это не Канны и не Венеция, не хватает мэтров и метров, однако почему бы не открывать новые имена и новые горизонты именно в Москве?

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..