Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 декабря 2022
Зрим в корень

Зрим в корень

В июне в Москве прошел XXVII Международный московский кинофестиваль (ММКФ)
Ольга Волошина, Анна Щербина
29.06.2015
Зрим в корень

Несмотря на то, что так много говорят о свободе искусства от политики, на деле это невозможно. Вот и нынешний фестиваль в какой-то степени пострадал от западных санкций против Москвы и просто от негативного отношения к нашей стране.

С одной стороны, организаторы были вынуждены урезать бюджет мероприятия на 20%, что привело к сокращению фестивальных дней. С другой стороны, по красной дорожке в этом году прошло не так уж много именитых кинодеятелей.

Все это, конечно, печально, но есть и положительные стороны – кино снимают не только в Европе и узнать больше о кинематографе Болгарии, Мексики, Африки – не так уж и плохо.

Доказательством тому фильм, получивший Золотого Георгия, – «Лузеры» (режиссер Ивайло Христов, Болгария). Четверо учеников средней школы живут в маленьком провинциальном городке и уверены, что все они неудачники. Коко влюблён в Елену. Девушка мечтает стать певицей. Она очень волнуется из-за предстоящих гастролей знаменитой рок-группы. Этот концерт взбудоражил весь город, положил начало новым любовным романам, а кое-кому помог повзрослеть. Фильм подкупает свой ненавязчивостью и «настоящестью», без лишней демагогии, без манипуляций режиссер просто рассказывает историю, украшая ее долей юмора, расцечивая черно-белую картину искренними человеческими эмоциями. Поэтому, несмотря на название фильма, герои сохранившие человечность в непростых условиях, неудачниками не кажутся. У них многое не получается, да и надо ли им все сразу? Юмор и надежда на лучшее будущее вполне разумный способ вписаться в существующие реалии.

«Лузеры» в полной мере заслужили свою главную награду.

Из конкурсной программы хотелось бы выделить датский фильм «Росита» режиссера Фредерикке Аспека. Главная героиня фильма – филиппинка Росита, из-за нового мирового порядка путь ее лежит «только в Европу». Фильм рассказывает о так актуальной сейчас проблеме мигрантов и о том, на что они готовы ради бытового благополучия. И, казалось бы, все складывается удачно – Роситу приглашают замуж, но любви с Европой у нее не получилось, она, та что по рассчету, еще никого счастливым не сделала. И мигранты, и Старый Свет, идущие на компромисс, сами не знают, ради кого и чего это делают. Подобно тому, как герой Йоханнес теряет право быть рядом с любимой, Европа теряет право выбора, право на свободу и в том числе от мигрантов.

Картина из Казахстана «Шлагбаум» Жалсуна Пошанова очень точно раскрывает всем известную и наболевшую проблему пропасти между богатыми и бедными в любом обществе постсоветского пространства. Эти два мира, конечно, пересекаются, да и проблемы схожи, как и методы их решения. При этом «богатым можно все». В «Шлагбауме» эта тема прорисована настолько бескомпромиссно, что, казалось бы, уже ставшая вечной проблема становится архиважной и снова требует решения.

Вне конкурса также было немало хороших и стоящих внимания фильмов. В программе «8 1/2 фильмов» показали иранское «Такси» Джафара Панахи, уже победившее на Берлинском кинофестивале. Картина особенная и во-многом благодаря необычной форме подачи. По пёстрым людным улицам Ирана ездит жёлтое такси. В него садятся самые разные люди, они откровенно высказывают своё мнение, когда водитель задаёт им разные вопросы. А за рулём некто иной, как сам режиссёр, Джафар Панахи. Во время этих комических и драматических поездок установленная перед лобовым стеклом в его мобильной студии камера стремится запечатлеть дух современного Ирана. Кино настолько реалистично, что на всем его протяжении задаешься вопросом, как режиссер это сделал? Не скатываясь в документалистику, он вскрыл главные проблемы современной жизни иранцев.

Наверное, именно так ненавязчиво и честно надо снимать кино, чтоб достучаться до зрителя и внести свой вклад в развитие демократического общества.

«Гора девственности» Дагура Кари (Исландия, Дания). Кино, поднимающее проблему одиночества в благополучном европейском обществе. И вроде бы много фильмов уже снято на эту тему, но одиночество здесь не безысходное. Главный герой, несмотря на свою инфантильность, много делает для того, чтобы преодолеть этот бич нашего времени и несмотря на все неудачи, он выглядит достойно, в нем сохраняются все человеческие качества и начала, что дает надежду. Кажется, нужно немного подождать, только немного подождать и все будет.

Фильм «Атлантида» Инес Мариа Баррионуэво (Аргентина) в программе «Будем знакомы: аргентинское кино» очень тонко и деликатно поднимает вопросы взросления подростков. Действие происходит в аргентинском поселке в 1987 г. Две сестры остаются дома одни, 15-летняя Лусия со сломанной ногой проводит время у телевизора, болтая с подружками, и мешает старшей 17-летней сестре Элене готовиться к вступительным экзаменам в университет. Неожиданно обе девушки получают возможность выбраться из дома, и каждая из них совершает небольшое путешествие, которое меняет их отношение к жизни и друг к другу. В фильме почти нет взрослых, будучи извлеченными из взрослого мира подростковые проблемы приобретают свою истинную важность и серьезность. У каждого свой путь, и путь взросления героев вызывает уважение у зрителя, несмотря на то, через что им приходится пройти.

Еще один фильм о взрослении шведки Санны Ленкен «Моя тощая сестра» был показан в программе «Женский взрыв». Кино двуслойное – с одной стороны, поднимается проблема вполне четкая, внешняя, медицинская – анорексия у школьницы, стремящейся стать великой фигуристкой. С другой стороны – жизнь, метания ее младшей сестры, глазами которой мы и смотрим на все происходящее, именно она оценивает ситуацию, принимает решения, влюбляется, взрослеет. Удивительная игра молодых актрис, особая атмосфера подросткового кино делает его важным не столько с художественной точки зрения, сколько с родительской, ведь понять своего ребенка в самый сложный для него период – это так сложно.

В последний день фестиваля можно было посмотреть наш фильм «Без границ!» режиссеров Резо Гигинеишвили, Карена Оганесяна и Романа Прыгунова. Своеобразный десерт перед закрытием. Легкий, действительно смешной, слегка затрагивающий разные актуальные вопросы, но самое главное – фильм о любви. И, конечно, фильм украсили своей игрой Инна Чурикова и Олег Басилашвили.

Посмотрев такое количество хороших фильмов ни у кого рука не поднимется сказать, что фестиваль не удался. Да, это не Канны и не Венеция, не хватает мэтров и метров, однако почему бы не открывать новые имена и новые горизонты именно в Москве?

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
02.12.2022
Валерий Панов
Запад намерен финансировать войну на Украине за счет российских активов.
Фоторепортаж
02.12.2022
Подготовила Мария Максимова
Памяти великого исследователя дальневосточных земель.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.