Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Золотая тягомотина

Золотая тягомотина

Две недели Первый канал мучил публику татаро-монгольским игом
Поля Куликова
05.04.2018
Золотая тягомотина

Перед каждой серией «Золотой Орды» титры предупреждали, что к реальным событиям русской истории сериал отношения не имеет. И действительно – никакого. А к искусству?

В сериале (режиссёр Тимур Алпатов, автор сценария Ольга Ларионова) заняты известные актёры. Они стараются, и некоторым удаётся достойно выйти из положения, но... Такое ощущение, что первоначально всё было размечено серий на шесть, но в последний момент великий хан Первого канала приказал своим верным нукерам делать шестнадцать. И они послушно стали тянуть резину. В «Золотой Орде» – всё медленно, медленно интригует амбициозная красавица-княжна Устинья (Юлия Пересильд) – муж её оказался каким-то тютей – приходится ей самой проявлять инициативу. Чтобы «пойти на повышение», она обращает на себя внимание важного молодого монгола, тот клюёт, вследствие чего аппетитная Устинья попадает в Орду и постепенно становится наложницей хана Менги-Тимура (кстати, такой хан в истории Орды был!). Он медленно поддаётся её чарам и не спеша начинает интриговать сам. И успешно, потому что все соперники в борьбе за высшую власть ещё менее поворотливы.

Так идёт за серией серия. После смерти хана Берке (тоже реальный персонаж, зачем в сериал, где всё от начала до конца выдумано, пихать реальные исторические фигуры? чтобы позлить историков?), который начинает болеть с самого начала фильма и медленно умирает в последней серии, а главой «всея Орды» постепенно становится Менги-Тимур (Санжар Мади). В сериале много линий. Прелестная, женственная Настенька (Карина Андоленко) быстро переодевается русским витязем, но очень медленно идёт в Орду, чтобы очень долго вытаскивать оттуда своего мужа (а почему он сам сбежать не смог?), и там до последней серии ни один хан, ни один нойон не догадывается, что она не воин-богатырь, а женщина, настоящая русская красавица – очень там все медленные. Такие, что русскому богомазу Николке (Сергей Соцердотский) удаётся влюбить в себя и увести у тормозного хана Берке (Рамиль Сабитов) его молодую жену Айжан (Дина Тазбулатова). В финале влюблённые решают бежать из Орды, но почему-то не на Русь, где Николка расписывал соборы и был уважаемым человеком, а куда-то к морю, в дальние страны. Видимо, тоже голова у них плохо и медленно варит, за пределами Руси и Золотой Орды Николка с красавицей Айжан – беззащитные чужеземцы и неминуемо попадут в рабство к кочевникам.

Наивный зритель мог предположить, что сериал будет посвящён борьбе русичей с татаро-монгольским игом? Но разве такое может быть на Первом канале?

Здесь никакой борьбы, только вассальная покорность по отношению к монголам и интриги во внутренней русской жизни. Сплошные предательства и измены: Ярослава (Александр Устюгов) предаёт родной брат Борис (Артур Иванов), но тоже делает это долго и нудно, как в замедленной съёмке, потом – чуть быстрее, но тоже медленно его предаёт старший сын, однако и сам князь горазд предавать: при красавице-жене (Светлана Колпакова) он медленно влюбляется в монгольскую наложницу Наргиз, в которую уже влюблён воевода Еремей (что в этом сериале делает Сергей Пускепалис? жалко артиста), но, поев в Орде недостаточно прожаренного мяса (такую причину болезни диагностируют в окружении князя), Ярослав заболевает и медленно умирает.

Зачем сделана эта очень дорогостоящая мура, да ещё не имеющая никакого отношения к русской истории? Мало Первому каналу невнятного «Викинга»? «Орда» ещё хуже. И рейтинга нет. А если по большому счёту – зачем в то время, когда против России ведётся тотальная информационная война, показывать такие занудные, пораженческие фэнтези?



Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..