Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Жегловым мог быть только Высоцкий…

Жегловым мог быть только Высоцкий…

40 лет назад начались съемки легендарного телесериала
Валерий Бурт
10.05.2018
Жегловым мог быть только Высоцкий…

Режиссер Станислав Говорухин снял фильм, который сметал людей с улиц и гнал к телевизорам. Это был не успех – триумф! Но сначала братья Аркадий и Георгий Вайнеры написали детектив «Эра милосердия», в основу которого легли два уголовных дела…

В первом фигурировали жестокие и долго неуловимые бандиты, которые орудовали в подмосковном Красногорске. Но с ними, разумеется, покончили.

Во второе дело угодил вполне благообразный человек кандидат медицинских наук Евгений Миркин, обвинявшийся в убийстве жены. Однако сотрудники знаменитого МУРа докопались до истины и выявили настоящих убийц. Они буквально сорвали Миркина с эшафота – ему грозила смертная казнь…

Братья Вайнеры подарили книгу Владимиру Высоцкому. Тот прочитал ее на одном дыхании и был в восторге. Впрочем, есть другая версия: Высоцкий уезжал в «Парижск» (так он называл Париж) и вручил подаренную книгу своему другу Говорухину. Тот прочитал и – цитирую самого Станислава Сергеевича: «Обалдел! Когда Володя приехал, я сказал ему: «Роман действительно классный, и роль потрясающая. Ты ничего похожего еще не играл, представляю, как ты это сделаешь...». 

Они поехали к Вайнерам. Гостей встретили два добродушных полных человека, любители поговорить, посидеть за столом. Как свидетельствует Говорухин, «наши представления о фильме не расходились – и в общих чертах договорились о совместной работе».

Однако братья Вайнеры отнюдь не были уверены в успехе предприятия. И поначалу их фамилии даже не было в титрах. Известные писатели, великие стратеги, но на сей раз чутье их подвело. Вот уж иллюстрация к таинственной и непредсказуемой природе успеха!..

Да и Высоцкий, очень хотевший сниматься в фильме, вдруг 10 мая 1978 года, в первый день съемок, пришел в Говорухину отказываться от роли: «Чувствую, что мне немного осталось, успеть бы еще что-то написать». И Марина Влади, оказавшаяся рядом, то есть в Одессе, туда же: «Отпусти Володю, снимай другого артиста». И – в слезы.

Но Говорухин звездную пару уговорил. К счастью...

Между прочим на роль Глеба Жеглова пробовались и другие актеры. Хорошие, известные: Николай Губенко, Сергей Шакуров и другие. Но сыграл все же Высоцкий.

Ему хотелось проявить себя в картине и в качестве поэта, певца. Но в фильме он лишь однажды садится за пианино и напевает романс Вертинского: «Вы, кажется, потом любили португальца, а может быть, потом с малайцем вы ушли…».

Мог ли знать простой капитан милиции мелодию эмигранта? Вполне. Вертинский вернулся в СССР в ноябре 1943 года. Давал много концертов, в том числе на фронте. Во время войны его напевы – о любви, разлуке, жизни и смерти – находили отклик у людей, тосковавших по мирной жизни.

Высоцкий предлагал Говорухину свои мелодии для фильма. Но тот сразу отказался от песен. Думается, Говорухин не видел в оперативнике – жестком, бескомпромиссном – лирика. Нота, исторгнутая правдивым Высоцким, могла прозвучать фальшиво.

Зато Говорухин давал другу «порулить». Когда уехал по делам, Высоцкий руководил процессом. Режиссер это подтверждал: «Все, что он тогда наснимал, – все вошло в картину». Это опознание Фокса и допрос Груздева. Высоцкий придумал и ряд значимых деталей, придавших фильму остроту и колорит.

Когда Говорухин вернулся, артисты облегченно вздохнули. И – почти хором возопили: «Он нас измучил!» Дело в том, что Высоцкий был чересчур требователен, в нем клокотали идеи, которые он тут же изливал на изнуренные головы членов съемочной группы. Исполнители были вне себя от его бесконечных пересъемок, дополнений, исправлений сценария. А главное, никто не опаздывал на съемки, не приходил «подшофе». В Высоцком, как в руководителе, прекрасно уживались творец и диктатор.

Говорухин вспоминал о нем, что «он, несущийся на своих конях к краю пропасти, не имел права терять ни минуты». Емко и точно сказано!

Высоцкий в фильме предстал во всем блеске. Однако его что-то терзало. Вполне вероятно, он хотел сделать роль еще более рельефной, насыщенной. И – по своему, а не по говорухинскому замыслу!

Но режиссер сдерживал бурлящую энергию друга, ибо их замыслы нередко разнились. Творцы же и самолюбивы, и гневливы. Да и упрямы, в конце концов.

Известно, что на съемках не обходилось без ссор. Так, у Владимира Конкина, исполнителя роли Владимира Шарапова, не сложились отношения с партнером: «Высоцкий давит как танк, тянет одеяло на себя…» Он даже хотел уехать со съемок, да Виктор Павлов, исполнитель роли Левченко, однополчанина Шарапова, попавшего в банду «Черная кошка», отговорил.  

Впрочем, и другие члены киногруппы Конкина не жаловали. «То, что я сыграл Шарапова – это, прежде всего, заслуга Станислава Сергеевича Говорухина, – вспоминал он сам. Все остальные были категорически против моего участия в картине, но Говорухин меня отстоял». 

Кухня актерская – сродни коммунальной. Столько же характеров, мнений, взглядов. Все амбициозны, пристрастны. И нередко завистливы. Вспыхивают ссоры, а порой и скандалы…

Но вернемся к Высоцкому. Он не пришел на запись «Кинопанорамы» в начале 1980-го, своего последнего года жизни. Сюжет был посвящен фильму «Место встречи изменить нельзя». Владимир Конкин – исполнитель роли Шарапова – явился, Говорухин – тоже. С ними беседовал ведущий передачи – режиссер Эльдар Рязанов.

Почему же не пришел Высоцкий? Был занят? Находился в отъезде? Или не хотел, чтобы из него тянули душу?

«По поводу картины «Место встречи изменить нельзя» я не буду давать интервью, говорил Высоцкий на одном из концертов. И не потому, что мне нечего сказать, не выманите, не выудите, я ушлый человек». Он посетовал, что «журналисты всегда натягивают, перевирают». И пообещал, что «вы не прочтете ни одной строчки о моем отношении к Жеглову. Все видно по тому, как я его сыграл. Я свое дело сделал, а оценивать - дело не мое, а ваше и критиков».

В общем, думайте что хотите.

Высоцкий хотел, чтобы у сериала было продолжение. Без сомнения, он хотел снимать его сам. Даже придумал начало.

Друг детства Высоцкого, «двоюродный Володькин брат», Анатолий Утевский в своей книге «На Большом Каретном…» вспоминал содержание сюжета: «Представим себе снежную зиму. Наше время. Кого-то хоронят. Старики медленно идут к выходу. Один случайно оступился и смахнул снег с маленького обелиска. На фаянсовом овале мой портрет во френче со стоячим воротником. (Высоцкий выкатил глаза, изображая себя на фотографии.) Надпись: «Капитан Жеглов. Погиб при исполнении служебных обязанностей». Старики тихо беседуют между собой: кто такой капитан Жеглов? Никто не помнит…».

Братья Вайнеры написали продолжение сериала. Но Говорухин отказался. Высоцкий в то время был еще жив. Потом идея отпала сама собой – Жегловым мог быть только Высоцкий…

Фильм «Место встречи изменить нельзя» – кинопамятник Высоцкому. Хотя это не последняя его картина, а предпоследняя. Последняя – «Маленькие трагедии». Увы, впереди была большая трагедия.         

Когда говорят о фильме «Место встречи изменить нельзя», половину, а то и больше места занимает фигура Высоцкого. Это – правильно. Но и не совсем. Ведь в картине – целое созвездие замечательных актеров. Это и им, славным творцам, памятник. Добрым словом следует почтить ушедших Александра Белявского, Зиновия Гердта, Александра Абдулова, Евгения Шутова, Виктора Павлова, Евгения Евстигнеева, Веру Заклунную, Всеволода Абдулова.

Помянем и Олега Савосина, исполнившего роль одноглазого бандита Тягунова. Когда еще отыщется повод вспомнить этого незаурядного человека! Он был преподавателем графики училища имени Баумана. В кино пришел случайно, но не случайно в нем задержался. Олег Иванович играл – и весьма достоверно! - жестоких бандюг, в жизни же был милым, добрым человеком. Выступал и в амплуа каскадера, не раз совершал головокружительные и опасные трюки.

Благодарное слово – здравствующим ныне актерам: Владимиру Конкину, Сергею Юрскому, Армену Джигарханяну, Наталье Фатеевой, Ларисе Удовиченко, Станиславу Садальскому, Ивану Бортнику, Леониду Куравлеву, Светлане Светличной. Одни задерживались на экране надолго, иные, мелькнув, исчезали. Но – оставляли яркий след…

Этот фильм – еще один монумент: нашей прежней жизни, где были честные милиционеры, почитавшие долг, радужные надежды, надежда на грядущее милосердие и стойкая уверенность в том, что воры и убийцы непременно будут сидеть в тюрьме.

«Место встречи…» еще долго будут смотреть те, кто полюбил сериал 40 назад, когда ленту впервые показали по телевидению. Как те старики, что встречаешь порой в больнице. Смотрит он любимый сериал, и по его морщинистым щекам текут слезы. А в дверь просовывается медсестра: «Вам пора на процедуры».

Старик отмахивается: «Подожди. Досмотрю, пока Горбатого возьмут». Он смотрел фильм четыреста или пятьсот раз, но все равно опасается, что бандиты разорвут милицейский кордон, убьют Шарапова, Жеглова. И ускользнут, затаятся на какой-нибудь «малине» в Сокольниках или Перове…

Но Горбатого и дружков в очередной раз возьмут. И Жеглов снова истошно закричит: «А теперь Горбатый! Я сказал – Горбатый!»…

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.