Вызов театральной «пене»

В этом художественном форуме участвовали театральные коллективы России, Болгарии, Украины, Белоруссии, Чехии, Молдавии.
Посол Болгарии в РФ Бойко Коцев по окончании Х фестиваля отметил, что «состоявшийся «Славянский венец» - это не только смотр драматургии славянских и ряда других стран. Поскольку в рамках славянского пространства и его соседей нас объединяют общие корни и традиции - исторические, духовные, культурные». Поэтому такие международные мероприятия, как считает Б. Коцев, «содействуют лучшему взаимопониманию между народами столь обширного региона». Схожее мнение высказывали и руководители фестиваля, представители посольств других стран-участниц этого форума в РФ.
А в целом, более чем за 10 лет проведения таких фестивалей, своё мастерство продемонстрировали 120 театральных коллективов из 10 стран. Растущее количество зрителей на этих форумах уже едва вмещают театры, где проводятся такие смотры.
Взаправду, «Славянский венец», который проводится с конца 1990-х годов, практически доказывает: общеславянское культурное пространство и его развитие вовсе не нуждаются, скажем так, в иностранных «культурных миссионерах». В том числе сегодня, когда кино- и театральные клише с худших (и потому дешёвых для копирования…) образцов Голливуда всё активнее пытаются захватить сферу культуры и искусства не только славянских стран.
Характерно, в этой связи, и то, что, судя по репертуару нынешнего и прежних фестивалей «Славянский венец», русская, да и советская театральная классика остаётся основой развития национальной театральной драматургии в большинстве стран Восточной Европы и в бывшем СССР.
Кирилл Панченко, руководитель московского Театра на Перовской (где состоялся 10-й «Славянский венец») подчеркнул в разговоре со мной, что зрители во многих странах Восточной Европы и экс-СССР уже «устали» от псевдоискусства, который год навязываемого извне. И именно камерные театры с их репертуаром – а это русская, советская, зарубежная классика, современная реалистическая драматургия, - стали, по сути, первыми, кто стал возвращать зрительский интерес к подлинному театральному искусству.
Поэтому миссия этого фестиваля – создать в России, на постсоветском пространстве и в ряде других стран форму социально ответственного театра.
Претворяя эту свою миссию, «Славянский венец» придерживается трех взаимосвязанных принципов: распространение традиций русского и, в целом, славянского классического театра; постановка спектаклей с актуальной социальной проблематикой просветительского, образовательного характера; доступность театрального искусства для граждан всех социальных категорий. «Славянский венец» видит свое предназначение в том, чтобы способствовать повышению интеллектуального уровеня зрителей, напоминать о том, каким должно быть подлинное театральное искусство.
Но очевидно и то, что эти художественные смотры – прямой вызов современной театральной «пене» в стиле пошловатых «ток-шоу», обосновавшихся нынче в репертуаре большинства московских театров. А потому, вероятно, о фестивалях «Славянский венец» почти ничего не встретишь в наших СМИ…