Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 ноября 2025
«Всё хорошо, Россия будет Великой…»

«Всё хорошо, Россия будет Великой…»

К 145-летию Александра Блока
Станислав Зотов
27.11.2025
«Всё хорошо, Россия будет Великой…»

«Всё хорошо, Россия будет Великой. Но как долго ждать и как трудно дождаться...», так  запишет Александр Блок в апреле 1917 года в своей записной книжке. Запись не для публики, не напоказ, для себя, а значит – это искреннее убеждение поэта и это его пророчество, если хотите.

 

Блок поэт пророческий, как и всякий символист, он всю историю России воспринимает через какие-то тайные и страшные знамения, открывающие ему будущее страны и мира.

Он рождён в «ректорском доме» в Санкт-Петербурге, в элитной высококультурной семье своего деда Андрея Николаевича Бекетова, знаменитого учёного ботаника, ректора Санкт-Петербургского университета. Потом воспитанный в его имении Шахматово под Москвой:

И дверь звенящая балкона

Открылась в розы и в сирень,

И в синий купол небосклона,

И в лень соседних деревень...

Чопорный Петербург, где он учился в гимназии, затем в университете на юридическом отделении три года, а потом неожиданно перешёл на славяно-русское отделение этого университета и там учился ещё пять лет, –так что характер его и свод представлений о мире сформировался в академических стенах, далёких от народной жизни России. А тут ещё и знакомство его с философом-мистиком Владимиром Соловьёвым и его учением о Вечной Женственности. А корнями этого учения были раннехристианские представления о четвёртой ипостаси Бога Софии Премудрости Божьей – женской ипостаси, представления о которой были популярны в Древней Руси, где Софии посвящались главные соборы русской церкви – София в Киеве и София в Новгороде. Впоследствии эти представления были признаны ортодоксальной церковью еретическими, так как противоречили основополагающему догмату православия о Святой и нераздельной Троице. Но они остались поэтам! Настоящие поэты ведь всегда возвышали женщину и естественно, что у юноши Блока это всё вылилось в своеобразный миф о Прекрасной Даме. Первая книга стихов молодого поэта так и называлась «Стихи о Прекрасной Даме».

Вхожу я в тёмные храмы,

Свершаю бедный обряд,

Там жду я Прекрасной Дамы

В сиянии красных лампад.

 

О, я люблю эти ризы

Молчаливой Вечной Жены,

Тихо бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны...

Почитавшая эти стихи прагматическая публика буржуазной России решила о Блоке, что это какой-то средневековой менестрель, случайно «выпрыгнувший из готического окна», как писала тогдашняя критика. Серьёзно его не восприняли, хотя оценили красочность и вычурность этих стихов. А ведь за ними стояло непреходящее ощущение истинной красоты, той самой красоты, которая спасёт мир, как утверждал суровый и всё познавший в этой жизни ум Фёдора Достоевского.

Но что характерно для юного Блока – он и в раннем своём творчестве никогда не забывал о России, хоть и не знал её, воспринимал поэтически, как некую сказку, но сколько в этой сказке настоящей любви и даже любования этой загадочной для книжного юноше страной!

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю – и за дремотой тайна,

И в тайне – ты почиешь, Русь.

 

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

 

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел...

Вспоминаю один старый советский фильм о войне. Там во время тяжёлого отступления наших войск осенью 1941 года, один командир смотрит на печальные колонны наших отступающих солдат среди дыма и развалин сёл на бесконечных русских равнинах и читает эти блоковские строки. И удивительно – нет никакого диссонанса между поэтической сказкой юного поэта и суровой реальностью. Оттого, видимо, что у юного Александра Блока отношение к Руси, России всё проникнуто любовью и огромной приязнью к этой земле. И это истинное чувство, и это понимается всеми. Да вот и у Юлии Друниной, так много сказавшей горестных, правдивых и жестоких слов о войне написано, что она ушла в «грязную теплушку» от стихов о Прекрасной Даме. Ушла, но ведь именно от этих стихов, значит, эти прекрасные строки породили в ней желание к самопожертвованию во имя любви к России. А это неоценимо. Поэтический образ родной страны так ярко проявлен у Блока и с какой-то щемящей, свойственной ему ноткой признания любви к стране, где...

...все  пути и все распутья

Живой клюкой измождены,

И вихрь, свистящий в голых прутьях,

Поёт преданья старины...

 

Так - я узнал в моей дремоте

Страны родимой нищету,

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрываю наготу.

 

Тропу печальную, ночную

Я до погоста протоптал,

И там, на кладбище ночуя,

Подолгу песни распевал.

И сам не понял, не измерил,

Кому я песни посвятил,

В какого Бога страстно верил,

Какую девушку любил.

 

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах, ты,

И вот, она не запятнала

Первоначальной чистоты...

Какой верой в Россию дышат эти романтические строки, какое необычайное признание в любви. В роду у Блока по линии отца были немецкие предки, его пращур был немецким врачом у императрицы Елизаветы Петровны (более подробно о предках и родственниках Блока читайте в воспоминаниях Марии Андреевны Бекетовой, сестры матери Блока). По линии матери, Бекетовой, у него были татарские предки, были у него в предках Черкасовы, но были и русские Карелины, а сам он ощущал себя полностью русским человеком.

Характерно его признание, которое он произнёс, когда вернулся с фронта в марте 1917 года в революционный Петроград: «Хочу послужить русскому народу». Судьба русского народа, всей России всегда волновала поэта.

Тем более, что пророческий дар, присущий многим поэтам, у него был необычайно обострён. Ещё в начале марта 1903 года, наблюдая студенческие волнения, разразившиеся тогда, он спроецировал в своём воображении образ будущего России, который оказался до ужаса верен. 

Всё ли спокойно в народе?
– Нет. Император убит. 
Кто-то о новой свободе 
На площадях говорит. 
– Все ли готовы подняться? 
– Нет. Каменеют и ждут. 
Кто-то велел дожидаться. 
Бродят и песни поют. 
– Кто же поставлен у власти? 
– Власти не хочет народ. 
Дремлют гражданские страсти –
Слышно, что кто-то идёт. 
– Кто ж он, народный смиритель? 
– Тёмен, и зол, и свиреп: 
Инок у входа в обитель 
Видел его – и ослеп. 
Он к неизведанным безднам 
Гонит людей, как стада… 
Посохом гонит железным… 
– Боже! Бежим от Суда!

Стихотворение тем более пророческое, что написано день в день за 14 лет до отречения императора Николая и ровно за полвека до смерти Иосифа Сталина, образ которого легко угадывается за «народным смирителем», который «тёмен и свиреп». Он действительно в иные времена правил «посохом железным». Как всё это мог предвидеть юный певец Прекрасной Дамы?! Но не зря он восемь лет изучал русскую историю в университете и был примерным учеником.

Знание закономерностей русской истории, плюс наблюдательный ум, подмечающей все реалии жизни и склонность, так присущая именно Блоку, вслушиваться в «музыку толпы», которая впоследствии переросла в «музыку революции» – всё это и помогло поэту вывести образ грядущего.

А именно: народный бунт приведёт к устранению императора, после наступит анархия, которую смирит новая сила и стоящий во главе этой силы некий сильный вождь с «посохом железным», который поведёт народ России к «неизведанным безднам». Так всё и случилось в нашей истории. Александр Блок всё это предвидел и не уклонялся от участия в событиях. Во время Первой русской революции его видели шагающего с красным знаменем во главе народной манифестации. Впоследствии это воплотилось у Блока в поэме «Двенадцать» в известные строки о Христе, который «машет красным флагом», идя во главе красногвардейцев. Правда, в последующие годы это увлечение революцией ушло у Блока и сменилось глубоким разочарованием поэта в идеалах народного бунта, и в последнем своём стихотворении от 1921 года, посвящённом Пушкинскому дому, он уже обратится к образу поэта, как  вечному символу русской классической культуры...

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе,

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе...

Блок понимает, что борьба за русскую культуру становится «немой», свободное слово подавляется новым режимом... Этим, видимо, и объясняется то, что перед своей безвременной кончиной в начале августа 1921 года он отрекается от своего самого яркого произведения, от «Двенадцати» и даже желает уничтожить все её экземпляры. Но поэма «Двенадцать» ценна тем, что в ней запечатлены живые и часто неприглядные картинки послереволюционной действительности. Так мы видим красногвардейца Петруху, который бестрепетно убивает любимую девушку, когда застаёт её с каким-то солдатом на улице. И другие красногвардейцы даже не порицают его за это, они подбадривают его. И Петруха веселеет и восклицает: «Эх, эх, позабавиться не грех!» Жизнь человеческая – это забава для революции? Это всё живые сценки, что подмечает поэт на улицах революционного Петрограда. И в то же время он не осуждает революцию и даже призывает интеллигенцию идти с большевиками в своей известной статье «Интеллигенция и революция», ставя ей в вину её незнание русского народа, что и привело к трагическому противостоянию.

«Что же вы думали? Что революция – идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своем пути? Что народ – паинька? Что сотни обыкновенных жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так "бескровно" и так "безболезненно" и разрешится вековая распря между "черной" и "белой" костью, между "образованными" и "необразованными", между интеллигенцией и народом?   Не вас ли надо будить теперь от "векового сна"? ...   А лучшие люди говорят: "Мы разочаровались в своем народе"; лучшие люди ехидничают, надсмеиваются, злобствуют, не видят вокруг ничего, кроме хамства и зверства (а человек - тут, рядом); лучшие люди говорят даже: "никакой революции и не было"; те, кто места себе не находил от ненависти к "царизму", готовы опять броситься в его объятия, только бы забыть то, что сейчас происходит; вчерашние "пораженцы" ломают руки над "германским засильем", вчерашние "интернационалисты" плачутся о "Святой Руси"; безбожники от рождения готовы ставить свечки, молясь об одолении врага внешнего и внутреннего».

Блок обвиняет интеллигенцию в незнании русского народа и в нежелании его знать, и потому призывает её «...всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию». Так заканчивается эта его статья от начала 1918 года.

Понятно, что поэт хочет быть с русским народом, даже презирая проклятия со стороны интеллигенции, которая увидела в революции только торжество хамства и бескультурья. Но с годами, прошедшими в условиях разрухи и гражданской войны, видя нарастание репрессий со стороны власти большевиков против образованных слоёв старой русской интеллигенции,

Блок начинает разочаровываться в этой новой действительности, он обращается к образу Пушкина, как к свободной творческой личности, той личности, что является носителем «тайной свободы», то есть свободы духа человеческого, которая и есть залог и надежда на будущее русского народа.

Его не понимали. Старые либеральные интеллигенты, такие как Бунин, называли его «глупым человеком», оттого что он поверил в русский народ, тот народ, что сам Бунин называл «чудью белоглазой» (читайте его «Окаянные дни»), и от которого бежал на благословенный Запад. Большевики видели в его Христе, идущим с красным знаменем, опасную ересь, церковничество, они в Христа не верили, он им не был нужен. Потому часто заменяли последние строки в его «Двенадцати» – «Впереди идёт Христос», на «Впереди идёт матрос». Ну да, «в белом венчике из роз»... Даже бросали поэта в чекистскую тюрьму в начале 1919 года, откуда его вытащил Максим Горький через заступничество перед наркомом Луначарским. Блока избрали главой «Союза поэтов в 1920 году, но он уже явно устал и направление мыслей его изменилось. Внутренне он стал в оппозицию к новому режиму, но не в смысле отрицания революции, ибо видел её историческую неизбежность – оттого и Христос впереди революционеров, а в смысле борьбы за свободу творчества, за духовную свободу человека, которую он и называл «тайной» вслед за Пушкиным.

Кто как не Блок видел действие духа в трагических обстоятельствах русской истории. Разве не этому посвящены его лучшие строки о России в стихах из цикла «На поле Куликовом», стихах, написанных ещё в спокойное время, в 1908 году, но где уже звучит явственно мотив будущих грозных бед, подступающих к русской земле и её народу.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной,

Наш путь – в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

И даже мглы – ночной и зарубежной –

Я не боюсь.

Характерно, что для Блока было неприемлемо удаление его из России, уход за рубеж, также как и для Анны Ахматовой и для Максимилиана Волошина. Волошин же это правильно понял и в своём стихотворении на смерть Блока и Гумилёва написал со всей откровенностью: 

Доконает голод или злоба,

Но судьбы не изберу иной,

Умирать – так умирать с тобой,

И с тобой, как Лазарь,

Встать из гроба.

Но он никогда и не умирал, Александр Александрович Блок, никогда не умирал и не умрёт его провидческая поэзия, его завет нам хранить в себе тайную свободу духа и быть навсегда преданным своей Родине, как бы ни была жестока она к своим сыновьям. С его кончиной и с казнью Гумилёва все почувствовали тогда, в августе 1921 года, что закончился Серебряный век русской поэзии и начинается век Железный, но русская поэзия не умерла и не умрёт во веки, как и великая русская культура, которую так отстаивал Александр Блок.

 

Фото Культура.рф

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Тема недели
К Дню Победы (1941-1945)
25.11.2025
Андрей Марчуков
Размышления об исторической достоверности в кино, навеянные фильмом «В бой идут одни старики»
Фоторепортаж
24.11.2025
Искусство карикатуры беспощадно




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.