Вселенная Елены Безбородовой
На выставке «Отечество», открывшейся в Вологодской областной картинной галерее, еще раз убеждаешься: никакие фотографии и репродукции не способны дать полноценное представление о скульптуре, её нужно видеть воочию, особенно если она так исполнена жизни, динамики и мысли, как произведения заслуженного художника России Елены Безбородовой. Её работы надо рассматривать в разных ракурсах, со всеми нюансами. Скульптуры на белых пьедесталах разной высоты, продуманно расположенные в залах галереи самим автором, – словно не открытая еще для многих горная страна, созданная талантом и многолетним трудом.
Духовный стержень выставки – Евангелие, Иисус Христос и его апостолы. Здесь представлена Святая Русь с ее подвижниками благочестия, воинами и тружениками, братьями и сестрами... Вот три богатыря из спецназа со стрелковым оружием заняли оборонительную позицию. А этот защитник Отечества в XXI уже веке в полном боевом снаряжении с крохотной девочкой на руке (позировал Герой России из группы «Альфа» Андрей Кумов) словно перекликается с монументом воина-освободителя в берлинском Трептов-парке… Несгибаемый воин-пограничник Женя Родионов перед казнью несёт свой великий крест…
Вместе стоят русские старцы последних времен. Архимандрит Кирилл (Павлов), герой Сталинграда, возносится как духовный снаряд невероятной мощи, из руин города, ставшего поворотным пунктом Второй мировой войны. Отец Николай Гурьянов, кроткий исповедник-прозорливец, благословляет нас на берегу острова, куда стекались к нему за наставлением тысячи и тысячи православных. Могучий молитвенник Иоанн Крестьянкин изображен за вдохновенным чтением Евангелия – основы основ…
Невольно вспоминаются в залах выставки строки Николая Рубцова: «И пенья нет, но ясно слышу я незримых певчих пенье хоровое…».
На больших фотографиях мы видим монументальные произведения скульптора. Вот Распятие с предстоящими из московского Крестовоздвиженского храма на Чистом Вражке. В 1990-х годах оно мироточило, о чем сообщалось Патриарху Алексию II. «Рассматривать как милость Божию», – такую резолюцию, прочитав записку, наложил Святейший.
Скульптор запечатлел в бронзе великих вологжан – мецената Христофора Леденцова, писателя Василия Белова (рядом бюст его соратника – вятича Владимира Крупина), художника Владимира Корбакова.
Зрителям представлены 148 работ в четырех залах. Такое ощущение, что здесь в скульптурных символах показана вся история России, её прошлое, настоящее и даже, дерзнем сказать, будущее...
А в музыкальном зале бронзовый Моцарт как будто дирижирует танцем изумительно изящных балерин Анны Павловой и Натальи Макаровой. Словно слилась со своей арфой романтичная девушка (скульптура «Музыка»), неземные тайны хранят райские птицы Феникс, Гамаюн и Алконост…
Целый зал занимает галерея графики Елены Безбородовой – в основном портреты вологжан, сельских тружеников 1980-х годов. Этот цикл стал уже художественным документом ушедшей эпохи... Приехав на студенческую практику под Великий Устюг в 1984 году, услышала Елена русскую исконную речь, именно здесь она обрела себя как художник. «Эта земля поразила меня своим просторами, туманами, белыми ночами. Это был другой мир, другая цивилизация. Жалела даже, что я не живописец, но увиденную красоту природы постаралась передать через лица людей, которые тут жили», – рассказывает Елена Безбородова.
Ведь Вологда исторически была и остается оплотом и заповедником русского духа, русского бытия.
Портреты крестьян 1980-х выполнены по всем канонам мастерства, сравнимы, как сейчас очевидно, с классикой этого жанра.
Главным же символом и этой выставки Елены, ее центром вновь стала скульптура «Превратились в белых журавлей». У этого произведения нет аналогов, оно совершенно необычно по замыслу и пластическому решению. Это, видимо, вершина того метода, который выработал автор и назвал символическим реализмом. Да, все предельно реалистично – перед нами юные красноармейцы 1941 года в пилотках и плащпалатках, поднявшиеся в свою последнюю атаку с винтовками наперевес, среди накрывающих их огромных разрывов... Пронизывает до слез жертвенность их прекрасных лиц, их стремительного бега навстречу смерти во имя Родины. И вдруг – нечто совершенно новое, доступное только духовному озарению, которое дается Верой. Нет, солдаты, души их живы! В невероятной динамике скульптор показывает нам превращение юношей в белых журавлей. Один уже развернул свои крылья, двое других, еще в земном обличье, уже отрываются от Земли… Создан мощнейший символ, где слились воедино пронзительные стихи Расула Гамзатова и догматы христианской веры. Можно с разных ракурсов смотреть и смотреть на этот скульптурный шедевр. Кажется, можно услышать грохот канонады и голос священных птиц…
Мучает только один вопрос: ну почему же эта потрясающая скульптура – новое, духовное осмысление народного подвига Великой Отечественной, созданная еще в 2005 году, так и не стоит до сих пор монументом на одной из российских площадей?!
Людей на выставках Елены охватывает воодушевление, эмоциональный подъем. Галина Владимировна Фалалеева, директор Вологодской областной картинной галереи, взволнованно сказала: «Мы безусловно подпадаем под энергетику этих работ. Скульптуры Елены Анатольевны удивительно реалистичны и в то же время каждая из них необычайно поэтична. В них чувствуется прекрасная душа мастера».
Не сдерживал своего восхищения собрат по искусству – председатель Вологодского регионального отделения Союза художников России, заслуженный художник России Николай Иванович Мишуста.
– Добрый вечер дорогая Елена Анатольевна! Я вас искренне приветствую от всего нашего большого творческого коллектива и просто кланяюсь вам за ваш подвиг! Я потрясен тем, что вы создали. Это не только Отечество, здесь вселенная ваша вся. Души вашей вселенная...
И, конечно, глубочайший мой поклон за то, что здесь и тема библейская, духовная тема, самая сложная. С таким мастерством, с такой любовью, с чуткой нотой своей творческой энергии вы сумели создать образы Христа, Благовещения, Рождества, Моление о Чаше... Я потрясен. Эта тема мне тоже близка, я тоже пытаюсь ее разрабатывать, она очень актуальна в настоящее время.
Ваша графика – это истоки ваших тем, всех разработок. Вся амплитуда нашей жизни открывается. И простые труженики, и величайшие наши люди мирового значения здесь – Лермонтов, Рахманинов и другие… Вы профессионал высочайшего класса!
Каждому можно черпать здесь вдохновение и ориентироваться, чтобы темы поднять глубокие и сделать их на таком высочайшем уровне. Спасибо вам большое, это действительно подвиг. Женщина, а занимаетесь монументальной скульптурой, это же такой труд. Спасибо вам большое от всех нас!».
Из выступления начальника управления департамента культуры Вологодской области Дмитрия Сергеевича Шевцова:
– Дорогие друзья, секрет маленький раскрою. Елена Анатольевна этой выставкой в первый раз открывает в нашей галерее пространство скульптуры, потому что здесь скульптуры еще не выставлялись, и, я думаю, это достойно аплодисментов. Ну и, конечно же, уважение и любовь к заслуженному художнику Российской Федерации вызывает то, что Елену Анатольевну связывают долгие, теплые взаимоотношения можно сказать любви к Вологодской области.
Эти скульптуры – это душа ваша здесь. И мы ее видим и чувствуем.
Конечно же, надо отметить то, что нас с вами связывают и те работы, которые вы подарили Вологде. Это бюст дважды Героя Советского Союза летчика-истребителя Александра Клубова, который установлен в Пионерском сквере, и мемориальная доска Анатолию Дрыгину на Законодательном собрании нашей области.
Это тоже ваша работа и низкий вам поклон за это. Я надеюсь, что еще будут работы, которые будут украшать не только скверы, парки, улицы Вологды, но и других городов нашей любимой Вологодчины».
Добавим к выступлению Д.С. Шевцова несколько слов. Ведь Елена попала на Вологодчину в 1984-м, когда область возглавлял именно Анатолий Семенович Дрыгин (с 1961 по 1985 гг., почти четверть века). Причем он внес, что общепризнано сейчас, колоссальный вклад в развитие Вологодской области – и ее промышленности, и сельского хозяйства. Область за время его руководства стала в аграрном отношении лучшей среди всех областей Нечерноземья, вошла в пятёрку лучших областей РСФСР, опередив даже чернозёмные Краснодарский край и Ростовскую область!
Область была единственной в РСФСР, которая строила больше 1 200 км дорог в год. По строительству жилья, социальных объектов вологжане тоже были в числе передовых. Жизнь в деревнях, где побывала в 1980-х скульптор Елена, по ее словам, била ключом!
Когда было принято решение увековечить память А.С. Дрыгина в Вологде, это было поручено Елене Безбородовой, что, должно быть, тоже не простое совпадение… Многие вологжане уже оценили эту мемориальную доску, красивое произведение. Такое мастерство в классическом горельефе – редкость в современном искусстве.
А на открытии памятника летчику-истребителю А.Ф. Клубову 22 июня 1919 года Елена Безбородова сказала: «Для меня было большой честью работать над этим памятником…
Эта тема для меня особая, оба моих деда – офицеры-фронтовики, один из них погиб в 1943-м. В этом памятнике я хотела создать не только образ дважды Героя Александра Клубова, но и символ тех тысяч и тысяч вологжан, которые ушли на фронт и внесли огромный вклад в Победу.
Многие из них не вернулись, отдали свои жизни за други своя и перешли в небесное воинство, которое и сегодня защищает нас, нашу Родину-Россию!».
…Слово на открытии выставки не могло быть не предоставлено человеку, без которого это событие не состоялось бы – именно он познакомил сотрудников галереи с Еленой Безбородовой, обратил их внимание на выставку скульптора в Доме Гоголя в Москве. Председатель правления Клуба деловых людей Вологодского землячества в Москве Владимир Васильевич Золотов сказал:
– Дорогие друзья, Елена Анатольевна Безбородова и ее муж – писатель, автор книги «Советский ас Александр Клубов» Алексей Викторович Тимофеев, который здесь присутствует, это замечательные люди, их сердца бьются в унисон. Эта пара столько сделала и делает на благо России, нашей культуры, для патриотического воспитания! И сегодня знаменательное событие не только у вологжан, в городе, в области, но и у нашего Клуба. Потому что приехали наши клубовцы сюда: Алексей Викторович – член правления Клуба, Елена Анатольевна тоже в наших рядах. Алексей Викторович эти дни пребывания в Вологде посвятил тому, чтобы встретиться с нашими школьниками – в 15-й школе имени дважды Героя Советского Союза Клубова, в Кубенской средней школе Вологодского района – тоже его имени. Выступил и перед летчиками на авиапредприятии «Северсталь», куда мы приезжали к его директору, летчику Николаю Николаевичу Ивановскому, где летает самолет, которому шесть лет назад было присвоено имя «Александр Клубов».
Сегодняшний день для Алексея Тимофеева начался со встречи с сотрудниками предприятия ОАО «Оптимех», генеральным директором которого является член Клуба деловых людей, один из спонсоров книги «Советский ас Александр Клубов» Николай Егорович Лешуков. Писатель поделился воспоминаниями о работе над книгой. Слушали все, как завороженные.
В общем, это уникальная ситуация, не слышал ни о чем подобном – муж написал книгу о Герое, а жена создала Герою памятник!
Вот эта книга, третье издание (выпустило издательство «Арника»), сейчас у нас в Вологде проходила ее презентация».
От офицерского собрания, совета ветеранов ФСБ выступил Владимир Александрович Елагин: «Действительно сегодня очень значимое событие – такая замечательная выставка! И мы, офицеры, очень прониклись. Да, выставка пробуждает патриотические чувства, любовь к Родине. Мы сейчас с молодежью очень тесно работаем и делаем вывод, что определенное поколение мы,к сожалению, потеряли. Они не знают, что это такое – патриотизм. Они не знают, что такое даже Родина... На этой выставке им надо побывать. Спасибо вам огромное!».
Искусствовед, заведующая отделом современного искусства Вологодской областной картинной галереи Юлия Анатольевнна Горелькова поделилась своими впечатлениями.
– С Еленой Анатольевной и ее творчеством я тоже познакомилась в Москве на ее выставке в Доме Гоголя, и мы стали думать, какой нам зал дать. У меня первая мысль была: не потеряются ли в этом просторном помещении небольшие по размерам скульптуры, может быть другой зал, поменьше, дать? Но как только мы привезли сюда эту выставку, работы распаковали под чутким руководством Елены Анатольевны, сомнения все улетучились. Потому что ее работы настолько монументальны, пусть в натуральную величину это может быть небольшое произведение, но мощь, энергетика, монументальность – она веет от всех этих работ!
Думаю, что для вологжан это будет большое открытие. Искусство, творчество Елены Анатольевны просто для понимания. Амвросий Оптинский говорил: «Там, где просто, там ангелов со сто. А где мудрено – ни одного». Но простота-то какая в ее творчестве? Простота, за которой стоит, во-первых, талант. Художник, можно сказать, родилась с пластилином, глиной в руках. Затем она получила великолепное профессиональное образование, лучшее в мире. Ну и, конечно, ее человеческие качества. Ей насколько интересны люди, она таким взглядом смотрит и понимает их. Пропускает через себя эмоции тех людей, которые ей встречаются. Поэтому появляется вот эта простота... И ее работы не требуют длинных подробных инструкций, аннотаций, как их понимать.
В идеале выставка «Отечество» должна быть передвижной. Чтобы ее посмотрели именно сейчас, в наше время во многих городах, во многих музеях, чтобы дети пришли. Отечество – это наши корни, наша сила».
В завершение вечера Елена Безбородова поблагодарила всех организаторов и устроителей выставки и рассказала о решающем, вологодском, повороте в своем творчестве:
– Мне очень радостно, что выставка открылась именно в Вологде, потому что в следующем году будет 40 лет, как я первый раз попала сюда, на Вологодскую землю.
Здесь я «заболела» Русским Севером, считаю его своей духовной Родиной, хотя родилась в центре Москвы. Именно в Вологодской области я ощутила себя русским художником. А в дальнейшем и православным художником.
Почему? Потому что в том же 1984 году мы с группой художников поехали в деревню Блудново, на родину Александра Яшина. Как раз получилось, что в этот момент туда приехала Злата Константиновна Яшина, вдова выдающегося поэта и прозаика. Я с ней дружески общалась. И в 1988 году она привела меня в храм, в который сама ходила – иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, у метро «Третьяковская». Надо сказать, что художественная школа, в которой я училась, располагалась напротив Третьяковской галереи. Я семь лет учась в этой школе, ходила мимо этого храма, но туда не заходила. Чтобы прийти в этот храм, надо было съездить сюда, в Вологодскую область, чтобы меня потом взяли за руку и привели туда!
И еще удивительный момент – окна мастерской, где мы рисовали, выходили прямо на окна кабинета Александра Яшина. Во всей моей жизни сплошные «совпадения», можно сказать, конечно, что это не совпадения, а Промысел Божий…
После школы я поступила в Суриковский институт. На курсе было 15 скульпторов, девушка была я одна, потому что завкафедрой Михаил Федорович Бабурин считал, что женщине в скульптуре не место. Но я поступила, причем первым номером. Первые три курса у нас были практики на заводах и в литейках, там мы рубили камень, дерево, изучали процесс литья в Мытищинском литейном заводе. А после 4-го курса была свободная практика. Мои подруги-однокурсницы поехали сюда, в Великий Устюг. И надо сказать, что до сих пор студентов-суриковцев после 4-го курса посылают в Великий Устюг. И многие начинают «болеть» Севером.
Я тогда мучительно искала свою тему. Да, я уже получила лучшее образование в мире, этому подтверждение мой сокурсник – грек, который сначала учился в Афинах, потом в Париже и все-таки приехал учиться в Москву. Все скульпторы воспитаны именно на античной, греческой скульптуре. Я ему задала вопрос: зачем он сюда приехал? Он ответил, что хотел бы лепить, как его предки, но нигде в Европе такого образования уже не получишь. В том же Париже стоит в зале модель, а художники делают, что хотят, потому что критерия обучения нет. Вот он и приехал в Москву.
На курсе русских у нас было только три человека, пять иностранцев, семеро – из республик СССР. Мы, суриковцы, были погружены в массу разных национальных стилей. Один то делает, другой это, каждый по-разному мыслит. Я думала: ну а кто же я?!
И что мне делать? Осталось два года до окончания института. И вот я приезжаю к вам. Ну и все. Я сразу нашла своих героев! Это простые люди, которые вобрали в себя все лучшие качества русского человека, его простоту и чистоту. Я вообще считаю, что здесь самая лучшая область, самые лучшие люди, самые добрые, умные, находчивые. Пять лет приезжала на Вологодчину как в родной дом, уже по своей инициативе. Рисовала и лепила с натуры. Меня принимали как свою, радостно позировали и угощали, рассказывали о своей жизни и пели песни. Женщины доставали из сундуков национальные костюмы своих мам и бабушек и преображались в них, становились царицами! Так я открыла для себя первозданный Русский мир, так началась моя творческая деятельность.
Причем, кроме живого общения с этими русскими людьми, я, естественно, погрузилась в литературу Белова, Распутина, Яшина, Шукшина, Абрамова… Это и была основа для всей моей последующей жизни.
…Что можно добавить к рассказу скульптора Елены Безбородовой? Алексей Тимофеев в своей книге об Александре Клубове пишет: «На улицах вологодских городов и деревень и сегодня – те же русские северяне со светлыми благородными лицами.
Сюда не дошел хан Батый, здесь не было крепостного права. Иван Грозный, подолгу живший в Вологде, хотел основать здесь престольный град.
Глубоко самобытна Вологодская земля. С XVIII века Север остался в стороне от оживленных торговых путей, здесь как в заповеднике до 1920-х или даже до 40-х хранился старинный русский уклад. Безупречный художественный вкус отличает вологодские храмы и избы, чернь по серебру и кружева.
Всегда славился этот край воинами – вологодская дружина отличилась еще на Куликовом поле, и первопроходцами – отсюда вышли Семен Дежнев, Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Иван Кусков и другие, без кого не представишь освоение Сибири, Дальнего Востока и русской Америки. Паломники и в наши дни стремятся в основанные сподвижниками Сергия Радонежского знаменитые вологодские монастыри – Спасо-Прилуцкий и Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, славный росписью Дионисия.
«Святая Русь», «своя сторона», «государство Российское», «мать Россия» – так воспринимал русский пахарь своё Отечество. Сохранился такой ответ на один из вопросов этнографического общества в 1839 году: «В народе существует глубокое убеждение в непобедимости России"».
…А в тот вечер в Вологодской областной картинной галерее созвучно настроению собравшихся прозвучали в исполнении молодого талантливого певца, солиста Вологодской областной государственной филармонии имени В.А. Гаврилина Антона Николаева песни «С чего начинается Родина» (музыка В. Баснера, слова М. Матусовского), «Я отсюда родом-племенем» (музыка В. Гаврилина на стихи А. Шульгиной) и «Я люблю тебя, Россия» (музыка Д. Тухманова, слова М. Ножкина).
Кстати говоря, народный артист РСФСР Михаил Иванович Ножкин, автор слов песни «Я люблю тебя, Россия», побывав на одной из выставок Елены Безбородовой в Москве, оставил такой отзыв: «Талант от Бога, самородок. Народное самовыражение…».
На выставке в Вологде Елена вновь повторила свое кредо: «Меня всегда интересовал человек подвига – трудового, воинского, духовного. Это и есть мои герои. Герои прошлого и нашего времени. Многими этими героями богата и земля Вологодская. Вся эта выставка – это наш мир. Наше Отечество – земное и духовное».
Фото Натальи Ожигиной и Марии Тыриной