Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 августа 2025
«Все работы хороши, выбирай на вкус…»

«Все работы хороши, выбирай на вкус…»

В Москве прошёл II Международный кинофестиваль «Антарес», посвящённый человеку труда
Нина Катаева
15.08.2025
 «Все работы хороши, выбирай на вкус…»

Фестиваль необычный: за пять дней в Цифровом деловом пространстве (ЦДП) на Покровке показали 104 фильма из 29 стран, героями которых были представители 89 профессий, как самых традиционных: строитель, учитель врач, столяр, шахтёр, сварщик, так и весьма экзотических - звонарь, рикша, смотритель маяка, гуслярный мастер, лодочник, мельник…

 

Неслучайно рефреном фестиваля стали строки стихотворения Маяковского, написанного в 1928 году: «Все работы хороши, выбирай на вкус». А уж как зрители всего мира истосковались по подобному фестивалю, говорит тот факт, что на конкурс было прислано 2700 фильмов.

«Наш фестиваль не просто смотр кинематографических достижений, - подчеркнул особую миссию «Антареса» его президент Александр Халимовский, – а масштабный культурный проект, призванный вернуть в общественное сознание непреходящую ценность труда. Мы создаём пространство, где реальные герои производства встречаются с мастерами кино, способными правдиво и вдохновенно рассказать их истории». По Красной дорожке, и на открытии, и на закрытии, кинематографисты и артисты эстрады продефилировали вместе с организаторами фестиваля и представителями разных профессий. Художники тоже участвовали в этом параде профессий. Так, в холле ЦДП в фестивальные дни была развёрнута выставка картин Никаса Сафронова «Портреты великих из мира кино».

Начать церемонию закрытия фестиваля доверили звезде мировой оперной сцены Любови Казарновской, члену попечительского совета кинофестиваля «Антарес». Она вышла на сцену с тремя молодыми солистками, участницами музыкально-просветительского проекта «Молодая опера России», худруком которого является, и зрители услышали в великолепном исполнении Софии Дубровинской и Людмилы Коденко романсы – «Нет, не любил он» Гуэрчиа и «Соловья» Алябьева, а Евгении Петрушиной – Арию из оперы Вивальди.

«Инициатива фестиваля фантастическая, – сказала Казарновская, – нам всем пора начать уважать человека труда, профессионала, потому что не секрет, что сегодня пространство во всём мире заполнено людьми, которые имитируют деятельность. Они не знают, что такое творческий труд в любой его ипостаси, а это может быть артист, художник, слесарь, пекарь и т.д. И вот вернуть уважение к профессиональному труду, когда человек знает, что он делает, зачем делает, ради чего и ради кого. Трудиться для страны, для поколения, которое идёт за тобой, для украшения земли, – наверное, в этом и есть смысл того, что называем профессиональным творческим трудом. Так что очень вовремя родился такой фестиваль - в честь человека труда».

Программа киносмотра была обширной: в трёх конкурсах – полнометражных и короткометражных игровых фильмов, а также документального кино показали 104 картины. В «полном метре» соревновались шесть фильмов, в «коротком» – более сорока, в документальном – 58.

Подводя итоги, президент Александр Халимовский сказал: «На нашем кинофестивале, можно сказать, произошло слияние двух планет – творческой и производственной, и в результате возникло интересное событие. Образовалось сообщество ярких личностей, которые своим авторитетом поддержали миссию фестиваля. Когда мы начинали Второй фестиваль «Антарес», то размышляли над тем, какая же профессия больше всего нужна в нашей стране, а когда на конкурс пришло 2 700 фильмов, в которых герои владели 89-ю профессиями, мы поняли, какую огромную роль играет на нашем фестивале профсоюз.

Кого только не было среди героев, и показаны они были, в зависимости от жанра, со всех сторон и по-разному, а, самое главное, в кино мы увидели, как много проблем у людей во всём мире. И, признаться, я так и не понял, какая профессия самая важная в нашей стране. Думаю, прав Сергей Владимирович Михалков, написавший "Все профессии важны". Конечно, все, потому что все мы нужны на площадках, которые созидаем. С каким удовольствием вчера зрители посмотрели фильм "Школа Бабы Яги" с участием Елены Воробей. Продвигаем российское кино...»

Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков согласился с тем, что все профессии нужны, но главное, подчеркнул он, что фестиваль привлекает общественное внимание к теме труда.

Причём, во всём комплексе, начиная с самой деятельности на объекте, и заканчивая проблемами, которые возникают у человека на рабочем месте. Каким образом люди преодолевают эти проблемы, сколько они зарабатывают, и как защищают свои права – этот комплекс вопросов, к сожалению, до недавнего времени был вне общественного внимания. Да, совершенно правильные слова говорит наш президент, правильно, что вернули звание Героя труда, но, чтобы эта тема была внедрена на уровне общественного сознания, нужно использовать такой инструмент, как кинематограф. И с этой задачей, на мой взгляд, "Антарес" справился. Мы желаем российским профсоюзам и кинофестивалю дальнейшего успешного развития».

Из трёх конкурсов особым предпочтением пользовался документальный, в эту номинацию прислали больше всего картин, и именно в ней оказались три фильма, два из них иранские, посвящённые редким профессиям. Лучшим фильмом стала картина «Плотник» Халила Сарагарда (Иран) – о мастере, который делает протезы ног из дерева. «Этот фильм потряс нас, - сказала председатель жюри документальных фильмов, режиссёр и продюсер Светлана Войтович. – Называю его фильмом о чуде, которое могут сотворить человеческие руки. На экране видим трудягу с мозолистыми руками, которыми он и творит это чудо. Это человек, способный подарить себя миру, это человек милосердный и это – человек труда». Лучшим режиссёром стал также иранский кинематографист Назим Сохейли («Наследие ветра»). Он снял фильм о последнем мельнике, который знает, как строить и ремонтировать традиционные иранские ветряные мельницы. Любой историк скажет вам, как важно это знать. И настоящий реквием по исчезающему образу жизни последних женщин-смотрительниц маяка сняла «лучший оператор» Кристина Родригес («Путеводный свет», Испания).

По-настоящему знаковым стал приз жюри за фильм «Неработа» Общественного телевидения Приморья и Федерации профсоюзов Приморского края. Фильм особен тем, что герои его – сварщик, стюардесса и мастер кукол – защищают свои профессии от отзывов людей, которые говорят, что это, мол, «не работа» – не престижная, не денежная. Персонажи «Неработы» доказывают обратное, что эти профессии – их призвание.

На конкурс короткометражек прислали более сорока игровых фильмов. Тематика разная. Вот таксист, развозя клиентов, грустит о прошлом («Куда держим путь»? Рамеза Эль-хаджа, Канада, лучший сценарист) или молодой отец, доставщик еды, сражается сам с собой, пытаясь всюду успеть («Сам себе директор» Альваро Гузмана Бастиды, США, лучший оператор)…

Также популярны сюжеты, где герои сталкиваются с ИИ («Джо» Снежаны Опингейм, Россия, лучший режиссёр) или в киноальманахе из шести комедий режиссёр пристально исследует внутренние конфликты творческих людей, стремящихся к успеху, несмотря на жизненные неурядицы («До лампочки» Михаила Салина, Россия, лучшая мужская роль).

Спецпризом жюри наградили фильм «Робинзон?» Марианны Мовсесян (Армения). По сюжету, 50-летний охранник одиноко живёт в старой квартире, где обитает ещё одно существо – золотая рыбка. Все его дни похожи один на другой: на завтрак яйцо с чаем, из одежды – синяя рубашка, а далее работа. По монитору он наблюдает за жизнью других людей, как Робинзон за морем. И, конечно, не может и предположить, как повлияет на его жизнь однажды увиденный в мониторе танец женщины в пустой библиотеке... Кинорежиссёр Иван Захаренко, вручавший приз «Робинзону», сказал, что эта картина содержит важное послание: избегай одиночества, несмотря на то, что работодатели всё чаще отправляют нас на «удалёнку», в чаты, зумы, в общение по скайпу. Если ты уйдёшь в одиночество, всё в твоей жизни окажется бессмысленным, не оказывайся на острове, подобном тому, на котором сидел Робинзон.

Председатель жюри конкурса короткометражных фильмов, продюсер платформы START Надежда Гусельникова, подхватив эту мысль, сказала, что на фестивале было показано много хороших фильмов, но среди них по- особому выделялись те, которые были сделаны с любовью, и открывали новые грани профессии.

По количеству голосов «за» Гран-при конкурса  выиграла «Дорога» Максима Воронкова (Россия). Думается, самым внимательным зрителем этой картины был Александр Халимовский, президент фестиваля и президент Ассоциации «Безопасность и Качество», по инициативе которой проводится фестиваль. Ведь в фильме «Дорога» речь тоже идёт о безопасности, безопасности на дороге и, благодаря его герою, на редкость участливому инспектору ГИБДД, зритель тоже получает послание о том, как важно заботиться о безопасности, когда ты в пути. Максим Воронков поблагодарил свою команду и всех, кто помогал снимать ролик, отметив душевную атмосферу на съёмках, по-настоящему тёплую, когда не страшен был и мороз в 32 градуса.

И всё-таки на фестивале лидировали две профессии – учитель и строитель, что неудивительно: и тот и другой строят – один дома, другой, можно сказать, личность. И проблем у них ничуть не меньше, чем у представителей других профессий. Лучшим полнометражным фильмом назвали картину «В погоне за весной» Аюба Шахобиддинова (Узбекистан), которая также получила награды за лучший сценарий, лучшую мужскую роль и лучшую мужскую роль второго плана (в обеих ролях – Ильхом Бердиев). Главную роль сыграла Рано Шодиева, получившая приз за лучшую женскую роль на фестивале стран ШОС в Китае. Это история бывшей учительницы, живущей в Ташкенте, которая, узнав о смерти близкого человека, возвращается в горную деревню, где работала в молодости. В её шкафу много «скелетов», и ей придётся ещё раз пережить неприглядное прошлое, чтобы найти путь к примирению с собой.

На фестивале отметили и совсем юных артистов. Так, Специальный диплом жюри «Надежда профессии: актёр» получил Сергей Фёдоров, снявшийся в фильмах «Пуанты для моей мамы» и «Милости просим», а самой юной победительнице Еве Смирновой вручили приз за лучшую женскую роль в «Школе Бабы Яги» (профессия – учитель).

Школьницу тепло поздравила заслуженная артистка России Елена Воробей, сыгравшая в фильме начальницу Школы.

Помимо кинопоказов, на фестивале прошли круглые столы и творческие встречи, состоялись мастер-классы. Атмосфера была очень дружеской, свой вклад в её создание внесли и волонтёры, приехавшие из разных российских городов.

Путеводная звезда моряков Антарес продолжает освещать фестивалю путь…


Фестиваль прошёл при поддержке Союза кинематографистов РФ и Федерации независимых профсоюзов России.

Фото: пресс-служба фестиваля



Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
15.08.2025
Валерий Панов
Почему Европа не хочет мира на Украине
К Дню Победы (1941-1945)
13.08.2025
Юрий Тавровский
80 лет назад была проведена Маньчжурская стратегическая операция
Фоторепортаж
26.06.2025
Подготовила Мария Максимова
В Музее на Поклонной горе открылась выставка, посвященная легендарным парадам




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.