Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
"Все дозволено"

"Все дозволено"

Новые документы о Гражданской войне в России
Анна Петросова
01.03.2007

В конце минувшего года вышел сборник документов "Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг." (М.: "Посев" 2006). Составитель - С.С. Балмасов. Основой сборника послужили архивные документы из фондов Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ). Значительная часть используемых в сборнике документов – материалы следственных органов правительства Колчака, начавших работу весной 1919 года после освобождения от большевиков территории приволжских губерний и закончивших ее летом того же года из-за быстрого наступления Красной армии. Сюда также вошли документы советских карательных органов о красном терроре во время Гражданской войны в Прикамье, на Урале, в Сибири, в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Большинство документов опубликовано впервые.

Сборник поражает обилием поистине ужасающих фактов. Документальные свидетельства нашей реальной истории гораздо красноречивее любых комментариев. Вот некоторые выдержки:

"Расстреливали тогда 7 человек…Выступил комиссар Окулов и, заявив, что ему хочется сейчас попробовать свой "браунинг", убил из него первого из числа приговоренных. Затем вышел, кажется, коммунист Заякин и, помахивая своей шашкой, отрубил в два приема другому приговоренному голову. Третий комиссар, не зная, чем бы отличиться от своих товарищей, приказал следующему из осужденных рыть себе могилу. Могила оказалась слишком короткой. Тогда, схватив топор, коммунист отрубил несчастному ноги "по могиле".

Документы, с которыми довелось работать автору сборника Балмасову, полны таких свидетельств. В разных областях страны разные люди творили одинаково "запредельные" дела…

Пугает похожесть преступлений. Изучив массу документов, составитель задается вопросами: "Если это не санкционированные, не запланированные действия, если это не происки отдельных озверевших безумцев, почему это происходило по всей стране одновременно? Может быть, так поступали только с военным врагом? Нет, документы свидетельствуют об обратном: сжигали деревни, рубили, пытали мирное население. По мнению Балмасова, все происходившее тогда было исполнением "некой бесчеловечной директивы, разработанной общим центром и сброшенной на места. Директивы, как вести себя на завоеванной территории".

#comm#Причем, это было настолько безумно, что "на местах" даже не всегда понимали, как такое нужно исполнять. Хотя и старались, как могли. #/comm#

Это подтверждают и выдержки из материалов следственной комиссии правительства Колчака:

"Вопрос: Вы выяснили, кого расстреляли и какие у вас имеются материалы об их виновности, и если есть какие-либо материалы, то предъявите их?

Ответ: Материалов нет никаких. Единственное, что у нас имеется – это список расстрелянных, и то неполный. Список этот мы получили от Следственной Комиссии Штаба 3-й дивизии Ефремова. В этом списке значится всего 47 человек, это значительно меньше того, сколько было расстреляно на самом деле, я не знаю, за что многих расстреляли, многие были расстреляны совсем зря.

Вопрос: Как вы обвиняли и распределяли арестованных?

Ответ: Приехал товарищ Ефремов в городскую тюрьму вместе со мной и с охраной, к нему начали приводить арестованных по составленному списку. Товарищ Ефремов спрашивал: "Кто это?" Из толпы отвечали: "Буржуй, буржуй". После этого товарищ Ефремов приказывал отвести его, и над фамилией означенного лица в списке ставился крестик, что означало расстрел".

Легализация террора породила масштабные зверства. Свойства человеческой природы таковы, что когда появляется лозунг "Все дозволено", во многих просыпаются черные стороны, безумные свойства натуры. Здесь показателен случай, когда "два пьяных красноармейца проходили мимо городской купальни, где купались дети". Один из красноармейцев стал хвастаться, что он стреляет без промаха, в доказательство же предложил застрелить купающегося мальчика. Затем, к ужасу проходивших горожан, "красноармеец действительно прицелился в купающегося мальчика, выстрелил и убил его наповал…"

Показательны воспоминания М.В. Сотникова-Горемыки, одного из немногих выживших после захвата города Николаевска-на Амуре красными партизанами в начале 1920 года:

"Комендант, он же начальник гарнизона, посажен в тюрьму, подвергнут до казни страшным пыткам, сошел с ума, мычал, ел солому…"

После того, как красные были выбиты из города, была создана комиссия, члены которой при осмотре "укупоренных ящиков, обнаружили деньги в бумагах, золоте, серебре, золотых серьгах, оторванных вместе с мочками ушей. Составлялись протоколы на выловленные трупы из озер и рек".

Впрочем, было бы несправедливо говорить о сборнике исключительно как некоем своде страшных фактов. Составитель анализирует причины массовой жестокости, выдвигая свои версии происходившего, может быть, и не бесспорные. Документальную ценность представляют также сведения о трагических судьбах представителей православного духовенства (архиепископа Пермского и Кунгурского Андроника пытали и живьем закопали в землю, епископа Феофана утопили в проруби Камы).

Такие книги, как сборник "Красный террор на востоке России в 1918-1922 гг." , необходимы для изучения подлинной истории Гражданской войны.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.