Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Воздушные добровольцы

Воздушные добровольцы

Рецензия на фильм "Эскадрилья Лафайет"
Максим Кустов
01.02.2007

Создателям фильма о летчиках Первой мировой войны удалось избежать "развесистой клюквы". Надо признаться, перед просмотром фильма "Эскадрилья Лафайет" автор этой статьи испытывал некоторую настороженность. Слишком много киноахинеи на военную тему, состряпанной и у нас, и на Западе пришлось посмотреть за последние годы. Почему-то вспомнился неподражаемый фильм "Враг у ворот", где счастливый советский снайпер Василий Зайцев твердит "я - звезда", (авторы и не подумали о том, что эти слова могли значить для красноармейца 1942 года) и неуловимый бронепоезд, который немецкие диверсанты "ищут" на лесной дороге (фильм "Последний бронепоезд").

Некомсомольцы, но добровольцы

""Но ничего похожего, к счастью, увидеть не пришлось. В целом добротно сделанный фильм, без "развесистой клюквы" во франко–американском варианте, в котором грамотно показано участие добровольцев из еще невоюющей Америки в Первой мировой войне. (США вступили в войну против Германии 6 апреля 1917 года, американские войска начали прибывать на Западный фронт только с марта 1918 года). Пожалуй, самая удачная часть фильма связана даже не с самими американскими летчиками. В нескольких сценах прекрасно показана готовность тогдашних французов нести тяжелые потери в борьбе за Родину. Приметой времени стали калеки и беженцы – но народ и армия готовы к жертвам во имя победы. В 1940 году сыновья тех, кто действительно насмерть сражался под Верденом, в большинстве своем оказались на это уже неспособны…

#comm#Неслучаен выбор названия для американской эскадрильи.#/comm#

Маркиз Лафайет приветствовал начало американской Войны за независимость, ушел на нее добровольцем и сыграл в этой войне заметную роль. В 1779 году он ненадолго вернулся во Францию, чтобы, используя свои связи, организовать помощь американцам. Командуя войсками в Вирджинии в 1781 году, Лафайет способствовал успеху осады Йорктауна.

Таким образом, американские добровольцы, пришедшие на помощь Франции в двадцатом веке, дали эскадрилье название, напоминающее о франко-американской боевой дружбе.

В отечественной прессе пилотов эскадрильи "Лафайет" ошибочно именуют первыми американскими летчиками, воевавшими на стороне иного государства. Между тем, еще во время первой Балканской войны (1912 – 1913 годы) на стороне турок против болгар сражался американский пилот Берт Холл. (Воздушными противниками турок в этой войне были и русские пилоты. Подробнее см. размещенную на сайте "Столетие" статью "Первая война русских авиаторов").

#comm#Правда, Холла, крайне своеобразного персонажа, никак не отнесешь к числу идейных добровольцев. Это был классический наемник, готовый предложить свои услуги кому угодно. #/comm#

Когда началась война, он сразу же предложил свои услуги туркам. Здесь он летал на моноплане французского производства, и механиком у него был француз — Андре Пьерс. Его услуги стоили по тем временам чрезвычайно дорого — 100 долларов в день. При этом Холл специально оговорил, что единственной его задачей является разведка. Турецкое командование требовало от него еще и сбрасывать бомбы на неприятеля, но безуспешно. Когда турки задержали выплату причитающихся ему денег, американец вместе с механиком перелетел на сторону болгар. Болгары платили ему те же самые 100 долларов в сутки. Когда же болгары, в свою очередь, задержали на месяц выплату причитающегося ему вознаграждения, то он решил, что скорее всего поступил опрометчиво, и стал готовиться к перелету по другую сторону фронта. Однако болгары тоже не дремали, и его арестовали, обвинив в пособничестве туркам. Буквально за несколько часов до предполагаемого расстрела неудачливого "солдата удачи" отпустили. Его спасла взятка, которую верный механик Пьерс заплатил кому-то из болгарских офицеров.

Но наиболее заметной страницей в истории американского воздушного добровольчества стала японо-китайская война, начавшаяся в 1937 году. На стороне китайцев сражалась группа американских летчиков под командованием Клэра Ли Ченнолта. Так что традиции "воздушного добровольчества" у американцев достаточно богатые.

Беда приходит с неба

""И фильм о первом таком подразделении добровольцев – эскадрилье "Лафайет" - не выдумка сценариста, а действительно основан на реальных событиях. В уже появившихся рецензиях этот фильм иногда упрекают за слишком, по мнению авторов, преувеличенные боевые возможности авиации Первой мировой войны. Почему, дескать, сражаются такие большие группы самолетов, почему авиация так эффективно поражает наземные войска противника?

Но дело в том, что именно в ходе Первой мировой войны боевые возможности авиации принципиально изменились.

#comm#В 1914 году вступившая в войну авиация практически не имела вооружения.#/comm#

В 1916 году на самолеты стали устанавливать пулеметы с синхронизатором, задерживающим выстрел при прохождении лопасти винта перед стволом пулемета. Далее мощность вооружения самолетов усиливалось путем увеличения количества пулеметов. Появились на аэропланах даже пушки.

В 1916 году французы стали устанавливать 37-мм легкую пушку "Гочкис" на самолеты "Вуазен". В 1917 году итальянцы установили 20-мм пушку "Ривелли" на бомбардировщики "Капрони" и даже 47-мм морскую пушку на летающие лодки М.8.

#comm#В начальный период войны бомбы просто загружались в кабину наблюдателя и сбрасывались вручную, освобождаясь от предохранителя. #/comm#

Но уже осенью 1914 года англичане, а затем и французы стали подвешивать бомбы под фюзеляжем и крылом. Сброс осуществлялся механическим способом.

В 1917 году была разработана система электрического сброса бомб. В 1915 году в России, а затем в Англии и Франции разработали кассеты для транспортировки и сброса мелких бомб. В 1917 году сброс из кассет мог уже осуществляться как залпом, так и по одной бомбе. Быстро совершенствовалась система прицеливания. Первоначально, при отсутствии противодействия противника, самолеты могли несколько раз заходить по ветру на цель, проводить пристрелочные сбросы бомб. С появлением зенитной артиллерии и истребителей появились прицельные приспособления, с помощью которых можно было учесть ветровой снос, высоту и скорость полета.

Неслучайно военный историк А.Д.Зайончковский в своей книге "Первая мировая война" писал "Авиация во время войны 1914-1918 гг. выросла в самостоятельный род войск и оказывала существенное тактическое, оперативное и стратегическое влияние на ход боевых действий и их обеспечение".

Ас с ранчо

Так что показанные в фильме воздушные баталии вполне реальны. Может быть, в погоне за внешним эффектом создатели несколько увлеклись в сцене спасения упавшего на "нейтральную полосу пилота (сцена с отрубанием кисти руки) – довольно трудно было бы сесть на буквально изрытую снарядами землю. Есть и другие спорные сцены, например, с дирижаблем. Но такое ли сейчас снимают?

""Отдельно стоит оговорить службу в эскадрилье пилота-негра. На первый взгляд его присутствие кажется явной данью пресловутой политкорректности. В американской армии разделение на белые и черные подразделения не то что в Первую, но даже и во Вторую мировую сохранялось.

#comm#Но…существуют фотографии личного состава эскадрильи, с участием черных пилотов. Видимо, традиционные для США той эпохи расовые барьеры во Франции были менее ощутимы.#/comm#

Самую, пожалуй, забавную претензию к фильму высказал в рецензии "Эскадрилья Лафайет". Когда-то мы были пилотами" Илья Щибрик : "Отдельно вспомним о главном герое, олицетворенном, как водится, в "простом американском парне" — ковбое, если быть точнее. С ранчо — и за штурвал, стало быть, и это во времена, когда фанерные бипланы были вотчиной элиты, белой офицерской кости, сплошь состоявшей из знати".

#comm#О том, что у американцев со "знатью" и "белой костью" существовали некоторые проблемы, критик, видимо, не знает.#/comm#

""И нет ничего невероятного в том, что за штурвалом аэроплана оказался американский "парень с ранчо". А откуда он должен появиться? Из графского замка в Техасе, из княжеской усадьбы в Оклахоме? Мандатные комиссии аристократического происхождения у пилотов не требовали. Обделила как-то судьба Соединенные Штаты "белой костью". Да и в небе Первой мировой отнюдь не только у американцев сражались пилоты, не имевшие офицерского звания. Сомневающимся рекомендую прочесть, скажем, приказ маршала Жоффра о награждении Военной медалью русского летчика: "Сержант Федоров - пилот, полный отваги и смелости, никогда не упускает случая атаковать немецкие аэропланы..." Можно поинтересоваться судьбой летчика старшего унтер-офицера Тарасова и многих других летчиков разных армий, не имевших офицерского звания.

Так что, сомневаясь в реальности некоторых сцен фильма, в целом к нему можно относиться как к серьезной работе. Во всяком случае, заведомой чепухи, вроде советских генералов с комсомольскими значками режиссер фильма "Эскадрилья Лафайет" Тони Билл зрителям не предлагает.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.