Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 августа 2022
Воспитание чувств по-калужски

Воспитание чувств по-калужски

Калужский Театр юного зрителя осваивает историко-культурные тропы своей земли
Капитолина Кокшенева
20.10.2021
Воспитание чувств по-калужски

«В России центр на периферии»

Василий Ключевский


Речь идет о программе министерства культуры Калужской области «Возвращение исторического наследия России», в рамках которой ТЮЗ показал два «пространственных» спектакля «Посвящение земле Мещовской» к 783-летию г. Мещовска и «Посвящение 663-й годовщине основания Боровска» – авторы идеи В.Н. Визгова и Н.А. Мелюченкова, сценарист – Андрей Убогий.

В древних источниках (например, в скандинавских сагах) Русь называли Гардарики – «страна городов». Мещовск и Боровск – несомненно входили в корпус Гардарики как древнейшие города с мощными культурными генами и исторической почвой, многие пласты которой сегодня вновь оживляются и актуализируются. Так, в Мещовске недавно, в 2015 году, был открыт «Музей трёх цариц», а Калужская область вошла в «Императорский маршрут» (это 22 региона), создателем и идеологом которого является Фонд «Елизаветинско-Сергиевского просветительского общества» (Москва).

Безусловно, культурно-туристический каркас всё крепче стягивает пространство нашей страны – малые города на нём стали несомненными жемчужинами. Мещовск и Боровск, Переславль-Залесский и Старая Русса, Таруса и Алексин, Каргополь и Верхотурье, Великий Устюг и Тотьма, Тутаев и Старица, как и многие другие – это идеальная русская провинция, в которой живопись природы налагается на купеческую застройку, а звон колоколов отзывается и памятью исторической.

Я не разубеждалась в том, что в нашей Гардарике многое значат культурные общины – именно они держат связь истории с современностью. Калужский ТЮЗ тоже, как мне видится, стал важной частью культурной общины своей земли.

***

Сегодня театром может быть всё, и он может быть всюду: на площадях и фабриках, в галереях, гостиницах и торговых центрах. Такой тип театра принято называть «специфик театр» или «театр места». Но все же самые интересные из них те, что разомкнуты в пространство, когда декорацией является сама природа и исторические здания-памятники.

Реальное дыхание Боровска или Мещовска (а в Боровске это был классически-прекрасный панорамный вид на город с высокого холма, где игрался спектакль), запахи живой природы и «запах истории», заветные места и заветные имена – всё было охвачено Калужским ТЮЗом в форме новой для них культурной активности.

Тюзовская локация на культурно-туристической и исторической карте Калужской земли создалась сама собой. Однако, наполнить место театральным действием – задача важная, но все же не первейшая. Более значительна идея притяжения времён друг к другу. Театр, собственно,и «кличет город», «кличет историю», когда актёры ТЮЗа появляются в доме-музее К.Э. Циолковского или в исторических костюмах в усадебном доме Гончаровых на Полотняном заводе. Прогулки всего семейства Пушкиных (с детками и нянями) в аллеях парка среди публики – это и есть воспитание чувств по-калужски. Воспитание красотой, историей, семейственной идиллией.

***

Все проекты Калужского ТЮЗа «Театр за стенами театра» состоят из двух частей: в них входит часть описательная и часть наставительная для ума и чувства.

Историко-описательное повествование дается с наивной и очень искренней «детской позиции» – авторы «Посвящений…» отвечают на вопросы детей нынешних, из XXI века (группа студийцев расположена на лужайке вокруг «деда-летописца»). «Детский взгляд» (то есть рассказ о событиях истории и жизни в ту меру, что может вместить ребенок и подросток) определил поэтику «театра вне стен театра».

Детки узнают, что Мещовская (Калужская) земля дала России трёх русских цариц: Евдокию Стрешневу, первую супругу первого Романова – царя Михаила Федоровича; Наталью Нарышкину– супругу царя Алексея Михайловича и Евдокию Лопухину – супругу Петра Великого (который, соответственно, был сыном Натальи Нарышкиной и внуком Евдокии Стрешневой).

Полина Аксёнова и Анна Костина, Кирилл Ланцев, Майя Наруллина, Екатерина Крохмалёва, Егор Кургузкин, Алексей Баньков, Ангелина и Наталья Хорошиловы, Елена Баландина, Тимофей Красных и Андрей Мохов, Станислав Горталов, Егор Сотсков, Вадим Филипченков– все они заняты в «спектаклях-посвящениях» и работают на одну общую идею: посмотри вокруг, земля наша прекрасна! Города и люди наши заметны в истории России! Калужский край – тебе, лично тебе, родной, как был родным трём русским царицам, да и самому Петру Великому (он появится в финале со своеобразным «Наказом потомкам» стеречь красоту земли и беречь Россию.)

Идеализация образа – главный приём Калужского ТЮЗа. Тут нет исторической и психологической мотивации поступков героев (например, ответа на вопрос: почему Пётр I сослал насильно Евдокию Лопухину в монастырь). Три девушки – царские невесты не будут в этом спектакле говорить. Их образы – визуально-пластические. Выйдут в исторических костюмах молодые и красивые актрисы, вынесут в руках белых голубей, выпустят их на простор, как и сами выпорхнут вскоре на просторы русской истории, оказавшись в древнем Кремле…О первой царице расскажут, что она ребенком бегала босой по травке (Дуня Стрешнева по сиротству жила у богатых родственников, как и на смотрины к царю попала с ними же и была случайно им увидена). Акценты будут расставлены идеально-правильно: привлекательность женская не в «хватке», не в крутизне и брутальности, не в костюмах из латекса и брюках карго. Дуня Стрешнева любила мужа-государя, пережив его только на месяц; Дуня Стрешнева родила десять детей, продлив род, дав наследника. В судьбе Натальи Нарышкиной тоже подчеркивается пушкинский мотив о царице, родившей богатыря (это и был русский царь Пётр I), И, собственно, нет никакой исторической лжи (но есть опять-таки идеализация) в рассказе о трудной судьбе Евдокии Лопухиной, которая претерпела всё (пострижение в монахини, десятилетия жизни в ином облике, возвращение в Кремлевские палаты в старости).

Из прошлых веков летят в наше столетие исключительно женская нежность и сила духа, чистота и чадолюбие. Ценности важные. Вечные.

***

А вот в части наставительной (воспитания ума и чувства) существенную роль играет само пространство – в Боровске играли на территории городского сквера «Картинка», расположенного на крутом берегу реки Протвы (с берега открывался вид на город и пять храмов). В Мещовске – перед Музеем, где много цветов, деревьев, где видим и само историческое здание, беседки, зеленую траву, на которой студийцы-дети (в замечательных венках из живых трав и цветов) расположились живописной группкой. То бегают, то слушают и задают вопросы Деду; а то едят хлеб с молоком, расстелив скатерть на лужайке. Все очень просто – но органика природы и органика детей такова, что переиграть их никогда никому не удавалось.

В Мещовске в 2011 году был открыт памятник царице Евдокии Лукьяновне, супруге царя Михаила Федоровича. Она изображена вместе с цесаревичем. Валерия Визгова «перенесла» этот памятник в спектакль: мальчик–царственный отрок (юный студиец) будет усажен в кресло-трон, а певица Лидия Музалёва (олицетворение царственного материнства) в нескольких песнях расскажет о том, о чём молчит реальный памятник: не нужно молиться чужим богам, нужно жить правдой, родники истории – это питательные истоки человека. Идеальный отрок идеальной России – на мой взгляд этот бессловесный образ спектакля важен. Как важен и урок истории: мелкая, практическая расчетливость несовместима с великими душами – будь то Пушкин, будь то Циолковский или калужские отроковицы, ставшие царицами.

Как увидеть современному человеку достоинства собственной истории? Можно видеть, но можно и не увидеть художественных достоинств в Пушкине, научных – в Циолковском, человеческих – в царицах. Впрочем, такого невидящего нынче не принято называть попросту – глупцом, но скорее назовут его выходку «странностью».

Но Калужский ТЮЗ тут крепко стоит на том, что сердце человека – могущественно. Душа человека – глубь глубей. А тот человеческий нигилизм, что есть в провинции, нужно и можно преодолевать добродушием и просвещением, повышая тем самым собственную самооценку провинциала.

Вот здесь стоит сказать, что на восприятие зрителя самым решительным образом воздействует историко-культурный и природный ландшафт. Внесценическое– культурно-историческое – пространство оказывает сильнейшее эмоциональное воздействие на человека. И тут сила театра как никогда становится очевидна.

***

Воспитание чувств происходит исподволь – такую соприродность человека месту не извлечешь из книг, тут она явлена тебе. Душа откликается – и опыт этот, безусловно, важнейший. Вдруг видишь привычное (глазу уже приевшееся) в новом свете – и все эти холмы, по которым бегали юные герои, и все эти дали, которые граничат с вечностью-небом, и все эти песни и сказки, которые только в детстве воспитывают «таинственные чувства» вдруг обретаешь вновь. «Своя старина» оживает, обновляется и держит путь непосредственно лично к тебе.

Но что есть чувство?

Будто это сплошь некая анархия, взрыв эмоций, поток неких психологических состояний. Будто и даже без разума, «без ума». Но, конечно это не так. Поэт Ольга Седакова видит в «чувстве» старое, древнерусское значение: «”Чувство” – общая способность воспринимать (“чуять”), одновременно и интеллектуальная, и эмоциональная: открытость». Чувство противоположно «окамененному нечувствию», что сегодня, увы, является проблемой (эмоциональное здоровье молодого поколения вызывает тревогу у воспитателей, учителей и медиков).

Именно поэтому обращение создателей «театра пространства» – Калужского ТЮЗа к идеальным чувствам публики через чтение стихов, в которых актеры любуются небом и красотой земли своей, через народное пение и классическую музыку, через образы детства в лице реальных детей, мне представляется попросту как лелеяние слуха и души публики.

Лелеять – какой перед нами творческий акт! Лелеять – это и покоить, и развивать, радовать и ухаживать, голубить и ласкать, тешить, баловать и нежить, холить, пестовать, вспаивать, миловать, послаблять, мирволить, потешать и благоволить!

«Неизъяснимые наслаждения» дают нам эти действия, выраженные в нашем языке одним глаголом лелеять!

Да, «театр вне стен театра» может дать импульс к культурному развитию малых городов, которое есть не что иное, как вовлечение в культурную общину непосредственно жителей славной и древней Гардарики. И ТЮЗ спешит к человеку! Воспитание чувств по-калужски происходит через покорение пространства – мещовских и боровских просторов, калужского (от Циолковского) космического чувства как «опор» культурной власти своей земли.


Капитолина Кокшенева – арт-критик, Москва

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Марина_
22.10.2021 10:58
Читаешь и радуешься. Радость от того, что есть такие театры. Радость - от "глаголов" статьи. Спасибо и автору (с дивным именем), и Столетию.
Малешкин
20.10.2021 18:44
Слава Богу, что есть хороший русский театр. Но по ТВ нам его не покажут

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.