Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Владимир Даль: «Я думаю по-русски, следовательно, я русский»

Владимир Даль: «Я думаю по-русски, следовательно, я русский»

Сегодня, 22 ноября, исполняется 215 лет со дня рождения создателя первого русского толкового словаря
Татьяна Корсакова
22.11.2016
Владимир Даль: «Я думаю по-русски, следовательно, я русский»

Выдающегося лексикографа, этнографа, писателя, врача и военного моряка Владимира Ивановича Даля друзья прозвали «немец», но не по национальности деда, а за его необычайную пунктуальность, доходящую до педантизма. И он, во многом благодаря этой своей черте, сделал невозможное: в результате более, чем полувековой напряженной работы собрал и выпустил в свет свой знаменитый словарь.

Вот интересно, изучал ли кто-нибудь подробно и с выводами тот феномен, которому в понимании современного русского человека нет сколько-нибудь вразумительного объяснения, – повальное увлечение французским языком в среде русских дворян? Да не увлечение, а норма. Русская знать свободно говорила по-французски, и это ведь было чем-то большим, чем сегодняшний шик говорения на английском, чем просто желание блеснуть. Уже давно вошли наши войска, победившие Наполеона, в Париж, уже увлекались парижские дамочки бравыми русскими казаками, уже у кого-то из парижских рестораторов появилась идея забегаловок быстрого питания «бистро» от казачьего приказа «Быстро-быстро!», а французский как был, так и остался родным для русского дворянства. И вот уже Лев Толстой начинает «Войну и мир» длинными абзацами на французском, сразу же незаметно давая понять демократическому читателю, что не так уж и здорово было русское высшее общество в начале XIX века, коли предпочитало говорить на чужом народу языке…

На этом-то фоне, и именно в те же 1860-е годы, параллельно с написанием Толстым своего главного романа, возникает в российском обществе явление невероятное – начинается печатание уникального четырехтомника, который называется «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля. Наполовину датчанин, на четверть немец, еще на четверть – француз-гугенот, то есть из французских протестантов, он был русским из русских, то есть естественней «русака» и вообразить себе нельзя. Говорил о себе так: «Я думаю по-русски, следовательно, я русский», а также: «Отец мой выходец, а мое отечество Русь».

Даль собирал русские слова, словечки, выражения всюду, где только сводила его с простыми русскими людьми судьба: поначалу военная, затем - врача.

Потом, разумеется, когда лексикограф осознал свое предназначение, он еще более пристально работал в специальных поездках, экспедициях. А ведь бывало и так, что только соберется кружок балагуров или серьезных людей, в тяжелой балканской военной кампании, например, как Владимир Иванович, военврач, тут же вытаскивает записную книжку и карандаш и переключает внимание аудитории на себя.

Совсем не исключено, что помог Далю в его труде и талисман, полученный от друга его Александра Сергеевича Пушкина, – перстень с изумрудом. Даль поначалу стал было отказываться, но Пушкин умирал, Владимир Иванович присутствовал у его смертного одра в качестве одного из врачей (а после трагического конца своей рукой писал протокол вскрытия тела Александра Сергеевича), и поэтому, услышав от поэта: «Бери, друг, мне уж больше не писать», взял этот бесценный дар. И, о чудо, это пушкинское всегдашнее стремление гения работать, писать будто передалось Владимиру Далю, и без того, впрочем, талантливому и трудолюбивому. Позднее он признавался: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное».

«Порядочным» для Даля оказались не только написанные им художественные произведения, но и, главным образом» его никем не превзойденная работа – «Толковый словарь».

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..