Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 ноября 2022
Витторио Гассман: итальянец с русский душой

Витторио Гассман: итальянец с русский душой

К 100-летию со дня рождения выдающегося актера
Ирина Баранчеева, Рим
01.09.2022
Витторио Гассман: итальянец с русский душой

Витторио Гассман принадлежит к категории актеров -- на все времена. Благодаря врожденному артистизму, высокому профессиональному мастерству, глубине и широте интересов и не в последнюю очередь огромному личному обаянию, он вписал свое имя золотыми буквами в историю итальянского театра и кино в момент их развития.

В России таких людей, как он, одаренных стихийным талантом к сцене, называют «актер актерыч». В Италии его звали «матадор», по исполненной им главной роли в одноименном фильме Дино Ризи, хотя этот эпитет скорее подчеркивал его несомненные достоинства мужчины, сумевшего пленить многие женские сердца.

Витторио Гассман родился 1 сентября 1922 года в Генуе в семье инженера. Его отец был немец по национальности, а мать итальянка еврейского происхождения. В 1928 году семья переехала в Рим, и после окончания лицея юный Гассман поступил в Театральную академию, где получил основы актерского мастерства.

Стоит отдельно сказать несколько слов об одном из его профессоров, русском актере и режиссере Петре Федоровиче Шарове, который воспитал в Италии целую плеяду известных актеров.

Уроженец Перми и ученик Школы-студии МХТ, он начал свой творческий путь в Театре Мейерхольда, а затем некоторое время был близким сотрудником К.С. Станиславского. Волею судеб, оказавшись после революции в Италии, он начал знакомить местную публику с шедеврами русской драматургии и преподавать актерам методы системы Станиславского, которая стала для них настоящим открытием.

Витторио Гассман участвовал в постановке пьесы М. Горького «На дне», режиссером которой был Шаров (в Италии спектакль шел под названием «Гостиница для бедных»), а в 1948 году они вместе снялись в фильме «Странствующий еврей» режиссера Гоффредо Алессандрини, снятого по мотивам романа Эжена Сю.

Навыки актерского мастерства, полученные у Шарова, впоследствии пригодились Витторио Гассману не только при исполнении ролей русского репертуара. Будучи актером многогранным, он интерпретировал самых разных персонажей и был одинаково убедителен как в ролях роковых красавчиков и хладнокровных злодеев, так и незадачливых преступников и откровенных недотеп. В театре диапазон сыгранных им ролей был также огромен, и памятен случай, когда выступая в спектакле «Отелло», поставленном им на сцене Театра Квирино в Риме, он чередовался со своим коллегой Сальво Рандоне, появляясь на сцене то в образе мавра, то Яго.

Витторио Гассману повезло работать с выдающимися режиссерами своего времени и в театре, и в кино. Любопытно, что пленка его первого фильма «Встреча с Лаурой» (1945) потерялась, поэтому его кинодебютом принято считать фильм «Прелюдия любви» (1946). Многие его кинематографические работы остались в сокровищнице мирового кино. Нельзя забыть Витторио Гассмана в фильме «Горький рис» Джузеппе Де Санктиса, где он играет в паре с Сильваной Мангано, или его незадачливого преступника в комедии «Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны» Марио Моничелли. Именно этот фильм принес актеру широкую популярность. У того же режиссера Гассман снялся в фильме «Великая война», получив приз «Давид ди Донателло» за исполнение главной мужской роли. Впоследствии и другие его работы в кино, как «искатель приключений» Бруно в «Обгоне» (1962) или слепой капитан Фаусто Консоло в «Запахе женщины» (1974), оба фильма режиссера Дино Ризи, удостоились престижных кинематографических наград.

Плодотворно его сотрудничество с Франческо Рози, Витторио Де Сика, Роберто Росселини, Этторе Скола, Норманом Фостером, Кшиштофом Занусси и многими другими режиссерами, а в театре еще и с великим Лукино Висконти. Сам актер пробовал себя в режиссуре, поставив спектакли по произведениям Шекспира, Мандзони, Дюма, Эудженио Монтале и античных классиков, причем некоторые позабытые произведения известных авторов он практически извлек из небытия.

В 1947 году Гассман впервые соприкоснулся в кино с русской классикой, сыграв роль Швабрина в экранизации повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» режиссера Марио Камерини. Этот фильм получил хорошую критику и был одним из фаворитов проката, а позже был сделан его ремейк, в котором Гассман сыграл эпизодическую роль.

Следующей работой на русский сюжет стал для него фильм Кинга Видора «Война и мир» (1956) по роману Л.Н. Толстого, где актер появляется на экране в образе обольстительного Анатоля Курагина. Этот голливудский фильм, вошедший в историю кино, целиком снимался в Италии, и съемки его не обошлись без курьёзов.

В какой-то момент американская журналистка Клэр Бут Люс, бывшая в тот момент послом США в Италии, отправила в Вашингтон депешу, что среди занятых на производстве фильма итальянских сотрудников около 95% записано в «левые» профсоюзы, а значит, американские деньги идут прямо на поддержку Итальянской коммунистической партии. Создалась весьма напряженная ситуация, американское правительство требовало расследования и удаления «неблагонадежных», но в конце все обошлось более или менее благополучно, хотя продюсер Дино Де Лаурентис должен был лично поручиться за лояльность своих сотрудников в отношении к США.

В противном случае, кто знает, как бы закончилось все это для Витторио Гассмана, который не скрывал своих социалистических взглядов и даже был членом Итальянской социалистической партии.

К русской классике артист вернулся в 1970 году на телевидении, участвуя в постановке «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского. Глубина проникновения в тайны человеческой души великого писателя поразили Гассмана настолько, что впоследствии, когда он сам взялся за перо, захотев рассказать об опыте самопознания в кабинете у психотерапевта (актер страдал депрессией), то он назвал свой роман «Записки из-под лестницы», и в нем проскальзывают явные аллюзии с повестью Достоевского.

Витторио Гассман был актером с большой и широкой душой, и именно поэтому он пользовался такой горячей любовью публики. Наверное, в этом кроется и секрет того, что его личность до сих пор привлекает к себе всеобщий интерес.

На сцене он каждый раз без остатка отдавал себя зрителям, и в этом тоже есть нечто от «русской души» с ее широтой и безмерностью, как и есть нечто типично «русское» в святом отношении к искусству, когда оно становится не простым развлечением, но духовным и нравственным подспорьем для человека.

Эта высокая миссия искусства, несколько подзабытая в Европе в XX веке, была возвращена туда выходцами из России, которые и воспитали таланты калибра Витторио Гассмана.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
28.11.2022
Максим Столетов
Минобороны РФ заявило о создании в США нового коронавируса с 80-процентной смертностью.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.