Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
15 августа 2022
Великий бас Артур Эйзен

Великий бас Артур Эйзен

Памяти знаменитого оперного певца
Михаил Захарчук
08.06.2022
Великий бас Артур Эйзен

Артур Артурович Эйзен – уникальный советский и российский оперный исполнитель, народный артист СССР. Бас у него был просто роскошный. Впрочем, с иными голосами в Большой театр певцов тогда попросту не брали...

Артур Артурович родился 8 июня 1927 года в семье латышского революционера, высланной правительством буржуазной Латвии. Восемь лет от роду лишился отца. Осталось одно воспоминание, как тот по вечерам играл ему на скрипке. Сам мальчик с детства увлекался поэзией, театром, занимался в драмкружке и страстно мечтал стать артистом. «Ни один школьный концерт не обходился без моего участия. Вытворял на сцене такое, что сам удивлялся. И, разумеется, писал стихи. А какой прыщавый мальчик их не пишет? Правда, мне казалось, что буду настоящим поэтом. Даже переводил с латышского Яна Райниса».

В последний военный год Артур окончил школу и подал документы в Театральное училище имени Б.В. Щукина. Приняли его и зачислили на курс мэтра-вахтанговца, народного артиста СССР И.М. Толчанова. На втором курсе сыграл свою первую роль – лакея в водевиле А.П.Чехова «Медведь». «Я вышел в черном фраке, в белых перчатках и сказал: "Ну что же вы, барыня, пошли бы в сад". Слышу из зала шепоток: "А кто это?". Я обрадованно подумал: как хорошо, что меня никто не узнаёт. Можно не робеть. И с тех пор на всю жизнь полюбил острохарактерные роли. Я в них не играю вовсе, а роскошествую, честное слово».

В театре Вахтангова Эйзен сыграл в таких приметных спектаклях, как «На дне», «Дети солнца», «Старые друзья», «Борис Годунов». Вместе с ним работали будущие корифеи-вахтанговцы: Юлия Борисова, Михаил Ульянов, Евгений Симонов. С последним, сыном знаменитого актера и режиссера Рубена Симонова, Артур пел дуэт П.И. Чайковского «Рассвет».

Да не просто пел, а пародировал первого баса Большого театра Максима Дормидонтовича Михайлова. А Симонов изображал Ивана Семеновича Козловского. С этим номером артисты веселили коллег на различных междусобойчиках и капустниках.

Закончив Щуку, Эйзен поступил в недавно созданный Московский театр литературного чтения. В гастрольной поездке по Закарпатью молодой артист читал Пушкина, стихи советских поэтов, но ещё и впервые спел со сцены. На этот дерзкий шаг его спровоцировали коллеги по труппе. После «Эй, ухнем!» и «Рябинушки» на сцену полетели записки с просьбами исполнить «Ноченьку», «Заветный камень». Артур был не готов к столь тёплому приёму и честно признался публике: «Друзья мои милые, извините, но кроме этих двух песен у меня в репертуаре больше ничего нет» – «Тогда пой на бис», – потребовал зал. Это уже было серьёзно. Так что, вернувшись с гастролей, Эйзен и решил серьёзно учиться пению, поступив в училище имени Гнесиных. Там его заметил руководитель Ансамбля песни и пляски Советской армии Б.А. Александров и зачислил в свою группу басов, не став дожидаться, пока певец закончит учёбу. Юноша настолько понравился генералу, что он поручил ему спеть на концерте, проходившем в Колонном зале Дома союзов. После выступления Борис Александрович торжественно заявил: «Всё, с сегодняшнего дня ты – солист!».

С той поры Эйзен восемь лет пел в военном строю. Побывал в десятках городов, во всех республиках Советского Союза, в Китае, Чехословакии, Англии, Польше, Венгрии, Югославии… Из тех поездок привозил песни на языках разных стран. Оказалось, что имеет ещё способности и к языкам – пел даже на японском. Была у него сольная большая программа на два отделения, которая так и называлась «Песни разных народов».

Летом 1955 года Артур Эйзен становится победителем вокального конкурса на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве. После этого успеха певца пригласили в Большой театр. И отдал ему Артур Артурович более 40 лет, спев за это время 55 партий. Выступал с большими сольными концертами. Гастролировал в крупнейших залах разных стран мира, в сопровождении лучших оркестров и ансамблей. Преподавал в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Многие годы был главным редактором газеты Большого театра «Советский артист». Жена его – Тамара Александровна в девичестве Тихомирова – тоже была актрисой. Жили они в удивительном согласии. Отличную дочь Елену воспитали. Внуку Серёже успели порадоваться…

Артур Артурович относился ко мне очень по-доброму, даже по-дружески. Мы познакомились году где-то в тысяча девятьсот семьдесят восьмом или девятом – точно не вспомню. (Боже мой, прошлый век и даже прошлое тысячелетие!) Был я тогда членом бюро Всероссийского театрального общества.

Девушки из бригады Большого театра как-то пожаловались, что Эйзен ни в какую не соглашается выступить в Доме актёра имени А. Яблочкиной со своим творческим отчётом перед ударниками коммунистического труда. Попробуй, говорят, может, тебе – офицеру он не откажет. Ну, я пришёл к нему в гримуборную и всё честь по чести изложил. Дескать, имею такое к вам спецзадание и очень надеюсь на ваше согласие.

Эйзен рассмеялся моему признанию:

– Вот хитрецы! Точно рассчитали, что военному человеку я не откажу.

О том, что он восемь лет солировал в ансамбле песни и пляски имени А.В. Александрова, я знал и на всякий случай заручился ещё поддержкой генерал-майора Бориса Александровича Александрова, о котором, как о дирижере не раз писал в газете «Красная звезда». То есть все пути к возможному отступлению у Эйзена были отрезаны полностью, и такая предприимчивость ему тоже понравилась. Ибо сам он ею не обладал абсолютно: несколько лет был депутатом Моссовета, а приличную квартиру себе так и не пробил. Дочь закончила театральный вуз и уехала работать куда-то за Урал. Ленина спел в опере «Октябрь» Мурадели еще в 1964 году, но народным СССР стал лишь к собственному пятидесятилетию. Многие бы на его месте орудовали той оперной партией, как тараном, а Эйзен, мне казалось, её даже стеснялся. Во всяком случае, когда мы однажды с ним выпили по паре рюмок, признался, что никогда и нигде партию Ленина не исполняет.

Эйзена действительно отличала поразительная скромность и в быту, и в творчестве. Даже я бы сказал – стеснительность. Обладая уникальным талантом, бас-кантанте с характерным тембровым окрасом, он совершенно не умел, да и не желал подавать себя как артиста успешного.

В этом смысле одним своим поступком он меня буквально обескуражил.

В день пятидесятилетия Артура Артуровича дирекция театра и профсоюзный комитет подготовили соответствующий приказ, в котором отмечались заслуги артиста, объявлялось о награждении его ценным подарком и путевкой в дом отдыха. Рядом с приказом на доске объявлений в служебном фойе вывешено было и специальное разноцветное поздравление. И что бы вы думали? Эйзен втихаря снял и то, и другое.

Спрашиваю: «Артур Артурович, вы зачем это сделали?»

– «А на кой ляд мне эта притворная шумиха. Кому надо, те знают о моей круглой дате. Но ходить по театру и расцеловываться со всеми не испытываю никакой охоты». На что я ему заметил: «Ещё чего доброго скажут, что Эйзен "зажилил» банкет"» – «Ну, Михаил, банкет – это святое. Он неотвратим, как солдатский дембель».

…Творческий вечер Артур Артурович в итоге устроил в Секции зрителей Дома актёров имени А.А. Яблочкиной просто замечательный. Борис Александрович Покровский, выдающийся оперный режиссер, очень тепло и проникновенно говорил о творчестве Эйзена. В Большом театре, сказал, многие поют и даже деньги за это получают. Но многие из поющих не настоящие артисты. А Эйзен – артист, даже тогда, когда выпивает с Политковским (преподаватель Артура Артуровича по консерватории. – М.З.).

«Талант актера Эйзена – из тех драгоценностей, которые созданы для короны русского оперного театра» (Георгий Ансимов, режиссёр оперы и оперетты).

«Артур Эйзен был одной из ярчайших фигур в нашем оперном искусстве. И не только оперном. Я впервые увидел его в кино, где он пел какую-то народную песню, заинтересовался им и узнал, что он солист Краснознаменного ансамбля песни и пляски. Потом Эйзен был приглашен в Большой театр, и я внимательно следил за тем, что он делал, слушал его записи, трансляции концертов с его участием, обращал внимание на то, как горячо принимала его публика. Могу сказать, что, в известной мере, он помогал и моему развитию в искусстве. В Большом театре мы много вместе выступали в спектаклях. Впервые встретились в совместной работе в "Руслане и Людмиле": он – Фарлаф, я – Руслан.

Я не мог не восхищаться тем, как он работал на репетициях – не щадя себя, самозабвенно и при этом наслаждаясь самим репетиционным процессом. Фарлаф стал одним из высших его достижений, помню, как высоко оценила его итальянская пресса, когда мы показали спектакль в Ла Скала.

В своем творчестве Артур Эйзен воплощал шаляпинские принципы перевоплощения, он был талантливым педагогом не только потому, что из его класса вышли хорошие певцы, но и потому, что каждый его спектакль становился школой, и я многому научился у него, даже не сознавая этого» (Евгений Нестеренко, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда).


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Ungern
10.06.2022 15:14
Да... АРТИСТ! А тебе , Михаил, спасибо за столь тёплые, душевные слова о великом артисте и певце.
Сталина
09.06.2022 10:36
Я недавно узнала ВАШЕ ИМЯ. МИХАИЛ. И ОЧЕНЬ СОЖАЛЕЮ . ЧТО НЕ УЗНАЛА РАНЬШЕ. МНЕ ТАК ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ ВАШИ ОЧЕРКИИ СПАСИБО ВАМ ЗА НИХ.ЭТО ИМЯ МЫ. ЛЮДИ ТОГО ПОКОЛЕНИЯ, КОНЕЧНО СЛЫШАЛИ. НО УВЫ... НЕ ВСЕ ПОНИМАЛИ ЭТО ВЫСОКОЕ ИСКУССТВО. я ПОНЯЛА ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО КАК МНЕ ДАЛИ ПОСЛУШАТЬ ШАЛЯПИНА, , ЗАПИСАННЫЙ ЕГО ГОЛОС НА ПЛАСТИНКЕ. я БЫЛА ЗАВОРОЖЕНА НАСТОЛЬКО. ЧТО СЛУШАЛА БЫ И СЛУШАЛА. я НЕ МОГУ ПЕРЕДАТЬ СВОИ ОЩУЩЕНИЯ ОТ ЕГО ГОЛОСА. МОЙ ЯЗЫК БЕДЕН И НЕ НАХОЖУ СЛОВ. хОТЕЛОСЬ БЫ ПОСШУТЬ ЭЙЗЕНА, МОЖЕТ И ОТ НЕГО У МЕНЯ БЫЛА БЫ ТАКАЯ РЕАКЦИЯ.
Жанна Снитич
09.06.2022 10:02
Михаил, спасибо.С удовольствием прочитала. А потом и послушала этого замечательного певца.
Луиза Кобычева (Коренева)
09.06.2022 9:59
Очень мне понравилась Ваша статья, Михаил, Александрович! Конечно же, имя Артура Эйзена на слуху. Раньше слышала по радио, а потом и по Т/В. Но об этом талантливейшем человеке вообще ничего не знала. Благодарна Вам за то, что напоминаете нам о великих именах! ??????????
Виктор Цепилов
09.06.2022 9:58
Прочитал вашу статью мне понравилось. Спасибо.
Николай Коваленков
08.06.2022 20:24
Спасибо. Не знал про такого певца.
Диана Шапоркина
08.06.2022 16:36
Спасибо, Михаил. Познавательно, но до того Михаила, в которого я влюбилась, читая о Пушкине, не дотягивает. Для меня вы уникальны неким литературным шармом. Современный язык у вас, на мой взгляд, сочетается с привычкой нашего с вами поколения - любить и уважать людей, о которых пишешь.. Очень импонирует. Но вы присылайте еще. Я вам буду благодарна. Мне с вами интересно!
Елена Журибеда (Близнюкова)
08.06.2022 16:35
Спасибо!
Татьяна П.
08.06.2022 15:44
Замечательный очерк. Так и видишь перед собой уникального певца, слышишь его голос, погружаешься в ту эпоху и среду.
Спасибо!

Эксклюзив
10.08.2022
Валерий Панов
Зачем артиллерия ВСУ бьет по Запорожской АЭС.
Фоторепортаж
08.08.2022
Подготовила Мария Максимова
Трансформации и планы туристической Москвы представлены на выставке в Манеже.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.