Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 апреля 2024
В роковую минуту…

В роковую минуту…

Заметки о телефильме «Батальонъ»
Станислав Минаков
16.03.2016
В роковую минуту…

Год спустя после общероссийской звонкой премьеры кинофильма «Батальонъ» возник новый повод поговорить о нем, поскольку Первый канал показал телевизионную версию ленты.

За 2015 год художественный фильм о русском женском батальоне стал не только лидером проката российского кино, его посмотрели более двух миллионов зрителей, но и самым титулованным военным фильмом за всю историю отечественного кино. Поговаривают, что и В. Путин с большим интересом посмотрел кинокартину и высоко оценил. Мнение наших кинозрителей и Президента России совпало, что не часто случается, с мнением кинематографистов, работающих в жюри международных фестивалей. Список призов — огромен. Отмечены были, вполне заслуженно, по несколько раз в разных странах, и продюсеры, и режиссер Дмитрий Месхиев, и сценарист Илья Авраменко, и исполнительница главной роли Мария Аронова, и другие актрисы фильма (Мария Кожевникова, Янина Малинчик и др.), и оператор Илья Авербах… Особо хочется выделить награду с формулировкой «За верность военно-патриотической теме на отечественном киноэкране»: медаль «За заслуги» и Почетный диплом кинофестиваля «Дворянский мир», вручили Игорю Угольникову. Именно ему, генеральному продюсеру картины, принадлежит ее идея.

И случайностей тут нет: Игорь Станиславович – к тому же и видный общественный деятель - член Комиссии по СМИ Центрального совета сторонников «Единой России», 12 марта 2014 г. им было подписано обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики Президента РФ на Украине и в Крыму. В нынешние времена, когда московская псевдолиберальная интеллигенция фактически заняла антигосударственную позицию, деятельность И. Угольникова, заслуживает всяческого уважения. Зрители прекрасно помнят, что Игорь Станиславович как автор идеи и генеральный продюсер подарил нам лучшие художественные фильмы о Великой Отечественной войне последних десятилетий — «Брестская крепость» (режиссер Александр Котт), «В июне 41-го» (реж. Александр Франскевич-Лайе) — телефильм по мотивам повести Олега Смирнова «Июнь».

Мы помним, что И. Угольников — прежде всего, актер, кинорежиссер, сценарист. Академик международной академии телевидения и радио. Широко известен стал как киноактер и телеведущий программ «Оба-на!», «Оба-на! Угол-шоу», «Доктор Угол» и «Добрый вечер с Игорем Угольниковым», которые шли на ведущих телеканалах страны с первой половины 1990-х. Но смех Угольникова всегда был культурен, остроумен и не пошл.

Итак, про «Батальонъ».

Его создатели еще в предпостановочный период напомнили всем о словах В. Путина, прозвучавших на заседании Совета Федерации 27-го июня 2012-го года — что допустив поражение России в Первой мировой войне, «большевики совершили акт национального предательства. Наша страна проиграла проигравшей стороне — это уникальная ситуация. Ответственность за это лежит на тогдашнем руководстве, то есть на большевиках… Позднее лидеры Советской России извлекли уроки из этого поражения. Руководство страны искупило вину во Второй мировой войне». Именно поражение в Первой мировой войне, — утверждает президент, — стало причиной того, что сама война является «забытой».

В то время, как итогом Первой мировой стали громадные человеческие и территориальные потери, все это замалчивалось в угоду «партийным интересам».

В этой связи, в контексте истекшего столетия, создатели фильма подчеркивают, что пришло время отдать долги тем, кто погиб, сражаясь за Россию на фронтах Первой мировой войны. Напомним, которую до сентября 1939 г. весь мир называл Великой — поскольку она длилась 4 года 3 месяца и 10 дней, охватив 38 государств, где проживало три четверти населения Земли. В ней полегло более 10 млн военнослужащих, 7 млн мирных жителей, 20 млн были ранены, отравлены газами и покалечены, мощная артиллерия стерла с лица земли цветущие города и села, разрушила целые страны.

Фильм, по сути, является обращением к молодым поколениям граждан России, чтобы они осознали, насколько сегодняшние реалии связаны корнями с событиями прошлого.

История Первой мировой войны для сегодняшних молодых, да и не очень, людей выглядит не просто мифами Древней Греции, как отметил президент, это скорее белое пятно на карте хронологии развития страны, общества, личностей.

Первая мировая имела прежде невиданные катастрофические последствия для всего человечества. Создатели фильма, поясняя причину обращения к этой теме, обращают наше внимание на то, что «эта война определила мировую эволюцию времени, дала невиданный импульс экономике, социальной системе и научному прогрессу, но при этом открыла невиданные глубины гуманитарного падения, на которые оказался способен человек вопреки достижениям цивилизации. Она фактически разрушила культуру Европы, сделав насилие легитимным оружием решения международных споров и инструментом социальных перемен. Она оставила после себя невиданное озлобление народов, выплеснувшееся в революции, гражданские войны и, в конечном итоге, кровавую драму Второй мировой войны».
Обе войны — результат виртуозного стравливания англосаксами русской и германской цивилизаций, из которой первые оба раза вышли, что называется, в шоколаде, а русские и немцы — с невиданными потерями, до сих пор невосполненными.

Фильм рассказывает, как по приказу Временного правительства (роль Керенского исполнил М. Башаров) для поднятия боевого духа деморализующейся российской армии к лету 1917-го создается женский «батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкаревой. Эти женщины были первыми в истории страны, столь организованно взявшимися за оружие — они опирались на идеалы высокой чести и глубочайшей веры в Бога, готовы были пожертвовать жизнями во имя Отечества, во имя свободы.

В батальон добровольно записывались прежде всего женщины-военнослужащие из фронтовых частей, а таковые, даже георгиевские кавалеры, имелись в Русской императорской армии в небольшом количестве, с персональным Высочайшим разрешением, но также и женщины из гражданского общества — дворянки, курсистки, учительницы, работницы, солдатки, казачки, крестьянки, прислуга. Адъютантом Бочкаревой служила Мария Скрыдлова — дочь адмирала Н. И. Скрыдлова. Национальный состав тоже был разным: преимущественно русские, но также эстонки, латышки, еврейки, даже одна англичанка.

Нельзя согласиться с критикой фильма в том смысле, что патриотическая тема тут подана в лоб. Да, фильм этот — о высоком долге самопожертвования ради Отчизны, гибели «за други своя», однако он вполне внятно и страшно показывает также неуместность ратного труда для женщины, особенно молодой, по естеству своему призванной в мир для другого предназначения.

История гласит, что в конце июня 1917-го женский «батальон смерти» в составе двухсот человек прибыл в действующую армию под Сморгонь (ныне территория Белоруссии), и уже через неделю вступил в бой. Несколько раз — поднимался в контратаки, вел себя в бою геройски, все время в передовой линии, нес службу по-мужски.

Сразу скажем, батальон потерял убитыми около трех десятков человек, более сотни получили ранения, был расформирован в конце ноября того же года, уже Советской властью.

Известная актриса Мария Аронова свою героическую соименницу, командира женского батальона Марию Бочкареву, оставившую свой след в русской истории, сыграла, невзирая на разницу в возрасте, превосходно — дав широкий спектр переживаний, от начальственно-воинственного, кулачно-жесткого, до трогательного, матерински-наставнического…

Героиня Ароновой, пишет в комментариях один из зрителей, — «сильная, волевая, с характером, справедливая, временами грубая и жесткая, временами заботливая. Очень важно, что героиня получилась не каменным “мужебабом”, а сильной женщиной, которая не лишена чувств. Этакая супер-строгая мама, которая воспитывает своих детей в справедливости, может их строго наказать и даже ударить, если надо, но всегда горда за достижения своих детей и никогда не даст их в обиду».

…Считается, что Мария Леонтьевна Бочкарева (урожденная Фролкова; июль 1889, село Никольское, Новгородская губерния) погибла 16 мая 1920 г. в Красноярске. Однако в заключении прокуратуры России о реабилитации Бочкаревой 1992 г. сказано, что свидетельств ее расстрела не имеется. Некоторые историки, в частности, биограф Бочкаревой кандидат исторических наук С.В. Дроков убеждены, что она не была расстреляна: из красноярских застенков ее вызволил Исаак Дон Левин, вместе с ним она отправилась в Харбин, где встретилась с однополчанином-вдовцом, ставшим ее супругом. Сменив фамилию, Бочкарева якобы до 1927 г. проживала на КВЖД, пока не разделила участь русских семей, насильственно депортированных в советскую Россию. Очень любила сыновей мужа, погибших в годы Великой Отечественной войны.

К недостаткам телевизионной версии отнесем некоторую клочковатость сюжета, видимо, связанную с нынешними технологическими противоречивыми особенностями построения телематериала на основе киноверсии. Некоторые критики считают проблему такой двойственности бичом нынешнего отечественного кино. Не то чтобы телеверсия так уж «распадается на куски», однако есть правота в высказывании, что порой она производит впечатление механистического соединения частей.

Кого-то раздражили детали — парадные, а не полевые картузы на девушках-фронтовичках. Кому-то показалась не очень внятно показанной личная мотивация действий молодых женщин разных сословий, вступающих в батальон, который предполагается к отправке в самую гущу войны. Кто-то не поверил, мол, спорен, банален и неправдоподобен финал фильма, где разложившаяся, разагитированная большевиками («господа совдеп»! — так мощно высказался генерал в кабинете на Дворцовой площади в столице) «солдатня» прозревает и, по сути, преображается. Однако в финале нам действие подано метафорически, фактически речь идет о чуде, ведь пафосному подъему в атаку солдат-мужчин предшествует горячая молитва русских солдат-женщин, попавших в чужом, завоеванном окопе, в безысходное, казалось бы, положение. В фильме мы видим «русское молитвенное чудо» и понятно, что не все зрители смогли принять такой художественный ход.

И хотя нам, к сожалению, не рассказывают историю судьбы поручика М. Бочкаревой — почему она командует женским батальоном, в коем ей подчиняются также несколько чинов мужского пола, за что же героиня получила свои награды — Георгиевский крест и медали, и хотя остаются недопроявленными судьбы других главных героинь, тем не менее, в картине имеется главное - острая лирическая нота, и даже не одна.,

Композитор Юрий Потеенко в музыкальной «подложке» к фильму постарался отразить и личностное и общественное звучание времени, начала ХХ века, условно говоря, русского лирично-патриотического вальса, а также агапкинского марша «Прощание славянки», погрузил зрителя и в малоизвестные нам, сегодняшним, строевые песни Первой мировой, а также фольклорные сочинения, включая частушки. Основной музыкальный материал картины озвучен симфоническим оркестром.

Есть мнение, что получилось «грустное зрелище, перемежающееся пафосными речами вперемешку с женскими страхами, — это совсем не то военное кино, которым славно наследие Второй мировой. Война 1914–1918-х осталась затронутой лишь слабым рикошетом, тема не утратила актуальности и не изуродована пока штампами, но “Батальон” прошел по касательной».

А вот молодой блогер Александр Учакин считает иначе:

«Меня потряс безграничный героизм и любовь к родной земле этих русских воительниц, чьим природным предназначением было создание семьи и рождение детей, а они шли в штыковую атаку и гибли в расцвете жизни».

«Достоевский очень точно сказал, что женщины — наша большая надежда, может быть, послужат всей России в самую роковую минуту. Сказано так, как будто Достоевский был провидцем, увидевшим это через годы вперед. На фоне таких ярких, колоритных героинь, которых неповторимо и талантливо создали Мария Аронова, Янина Малинчик, Валерия Шкирандо, Ирина Рахманова, в особом ряду стоит образ графини Натальи Татищевой, который создала Мария Кожевникова. Актриса смогла передать, что за всей нежностью и благородством натуры этой прелестной молодой женщины стоит настоящая патриотка, способная вынести все тяготы войны, обладающая крепкой силой воли и врожденным чувством справедливости. Именно героиня Марии явилась тем символом великого женского предназначения — стать источником рождения будущей жизни, за которую идут на войну ее боевые подруги. Честь и хвала женщинам-героям России, которые во все времена наравне с мужчинами стояли насмерть за милую Отчизну, за отчий дом!»

Одни зрители, как водится, пожаловались на то, что «плохо показаны батальные сцены». Им следует напомнить слова харьковца Михаила Кульчицкого, погибшего в начале 1942-го под Сталинградом: «А все ж, война — не фейерверк, а просто трудная работа…» Другие, напротив, сетуют на то, что «в фильме есть очень сильные сцены, жестокие и реалистичные. Вот в том-то и дело, что очень много крови, практически, мясорубка, а вот раньше режиссеры умели снимать так, что действительно вышибали слезу, причем без всяких спецэффектов и кровавых рек».

Всем — не угодишь, а режиссер руководствуется своим видением и своими задачами.

Кому-то хватило и хватит одноразового просмотра этого фильма, кто-то будет смотреть еще не раз, как пересматривал «Брестскую крепость», но наш вывод таков: посмотреть этот фильм русскому человеку — надо. Будем надеяться, что вслед за первым, столь серьезным фильмом о русской Первой мировой, последуют, быть может, и другие.

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..