В царстве капитана Немо

«Как свеж, как изумрудно мрачен В тени густых своих садов И как блестящ, и как прозрачен Водоточивый Петергоф», – восклицал Пётр Вяземский. Но здесь вода не только в фонтанах – Финский залив же рядом, «вот рябь морских валов луной осеребрилась», – замечал Нестор Кукольник! В палеозое вообще вся эта территория была покрыта морем, оно отступило лишь четыре тысячи лет назад. (По меркам вечности – не так давно). А раз море, значит, и корабли. И затонувшие сокровища. Стало быть, и подводная археология.
Началась она при Петре Первом.
– Именно он издал указ выявлять и сохранять находки, как на земле, так и под водой, – рассказывает Генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Роман Ковриков на открытии абсолютно неожиданной выставки-проекта «Гидрокосмос». – Нам особенно трепетно делать совместный проект с Центром подводных исследований РГО. Мы хотим показать людям, насколько эта работа интересна и сложна, насколько она полезна для музейного мира».
Когда оказываешься в их загадочном Гидрокосмосе, понимаешь: проект и должен был свершиться здесь, в одном из самых петровских мест – Петергофе. Пётр Великий это бы оценил!
Проект включает в себя не только экспозицию, но и образовательную программу для школьников и их родителей, и научно-практическую конференцию.
«Большая оранжерея» музея-заповедника сегодня – это условная модель затонувшего трёхмачтового корабля. Видишь все эти артефакты, и тебя охватывает детский восторг: будто ты очутился среди героев Жюль Верна, и вот-вот встретишься с капитаном Немо! Некоторые раритеты показаны в необычном формате – так, чашки и блюдца находятся в аквариумах с водой. На стенах – видео погружений водолазов, напоминающие первые кадры советского фильма «Капитан Немо»: это реальные съемки на затонувших кораблях, где сквозь мутную воду можно видеть сокровища, хранящие историю.
Часть инсталляции – точные реплики кафтанов XVII века из мастерских Школы-Студии МХАТ (оригиналы находятся в музейных фондах России). Представлена также серия графики современного художника Леонида Тишкова, посвященная водолазам. Это остроумная мифология про то, как Бог использовал стихии: из земли были созданы люди, из воздуха Ангелы, из огня – демоны, а из воды – водолазы…
В профессии водолаза, и правда, есть нечто космическое. Непознанная бездна – романтична и опасна. Водолазы-исследователи работают на огромной глубине, где больше, чем на метр, ничего не видно.
К тому же, полно «сетей». Водолазы могут оказаться буквально в сетях мусора. Сначала надо очистить путь, освободиться от верёвок, тросов и канатов, которых полно на затонувших кораблях. В руках у водолазов шланг от «пылесоса» (им отсасывают ил), и совочек, которым аккуратно собирают раритеты и складывают их в корзины.
Водолаз Центра подводных исследований – это и историк, и археолог, и спортсмен, а зачастую и художник-реставратор – всё в одном лице. И просто – это очень храбрые люди. Влюблённые в своё дело. Как лётчики бывают преданы бескрайнему небу, так и водолазы – таинственной глубине вод.
Роман Прохоров – один из них. На вопрос: «Мечтал ли он, когда был ребёнком «парить» в океане?». Отвечает: «Ещё как!» Он зачитывался книгами Кусто. И шёл к своей цели с упорством героев Жюль Верна. Но на этом пути сначала стал геофизиком. Хотя водолаз он уже четверть века. И геофизика тут лишь в помощь: у судьбы всё кстати.
В экспозиции больше шестисот предметов! Это находки с трёх кораблей, затонувших недалеко от Петергофа в XVIII и XIX веках. Понятно, что сейчас артефакты очищены от ила, водорослей, ржавчины, соли. Лишь единицы из них, для примера, оставлены во всей морской «красе», чтобы показать, как всё изначально выглядело.
Правда, солёность в Финском заливе относительно небольшая. Потому вещи и выжили. Хотя… Балтика – штормовая и хваткая особа. Тёмные металлы там просто «истаивают». Но, к счастью, на этих судах было много и такого, что «не тает».
Разглядывать сокровища и слушать Романа Прохорова – жгуче любопытно.
Вот, к примеру, английский торговый кораблик. Водолазы называют его кечем (в переводе с английского – тип двухмачтового парусного судна). Также между собой величают его и «посудником», потому что там обнаружили массу прекрасных чашечек, блюдец, изящных молочников. На них и клейма можно разглядеть, например, знаменитой фирмы William Davenport. На паруснике обнаружили и шёлковые платки, и навигационные инструменты.
Шёл себе кораблик на всех парах, «на надутых парусах» но, очевидно, угодил-таки в сильный шторм. Потому до Петербурга и не дотянул. Случилось это в 1856 году недалеко от Гогланда. Скорее всего, судно пробило дно на мелководье, а потом его занесло на глубину. А «коробочка» была полна!
В то время, после неудачной Крымской войны Россия оказалась в изоляции. И очевидно, предприимчивые английские купцы набили кеч посудой, надеясь на хорошие барыши. Скорее всего, в путь на нём пустились контрабандисты. Ведь ни в каких документах судно не обозначено. И водолазы-подводники – настоящие исследователи, пытаются докопаться до истины. На изучение и реставрацию того, что поднимают из пучины, приходится года два. Реставрируют они сами, а иногда в партнёрстве с Эрмитажем, например, или с московским Центром Грабаря.
Но вернёмся к кечу. Работа велась на большой глубине – 62 метра! А в этой ситуации смена может длиться всего полчаса, потому что час потом уйдёт на декомпрессионное всплытие.
Обнаружили «посудник» в 2017 году, а «разгрузили» в 2019-2020-м.
– Когда исследовали кеч! Я представлял, что там только обычный дымчатый фаянс. – говорит Роман Прохоров. – А извлёк дорогой фарфор.
От нежнейших вазочек и чашек с блюдцами действительно глаз не отвести! Между прочим, качество фарфоровых изделий этой фирмы таково, что и принц Уэльский, впоследствии ставший королём Георгом IV, заказывал себе сервизы William Davenport.
Но парусник не самый древний корабль из тех, к которым ныряли водолазы-археологи. Кстати, дату его гибели они установили именно по посудным клеймам.
А вот «Архангел Рафаил» разбился аж в 1724 году. Раритеты с него уже хорошо изучили, поскольку добрались до судна ещё в 2013-ом. Многие из предметов сейчас хранятся в Музее истории Кронштадта.
Этот немецкий галиот принадлежал голландскому купцу Герману Мейеру. Направлялся он в Европу. В Европе в тот год случился неурожай, зерно никак не могли вывезти, в нём нуждалась и Россия. Потому и молчит об этом декларация. Скорее всего, когда судно миновало таможню (предположительно в Кронштадте), его отвели километров на пятьдесят от берега, а потом догрузили уже с лодок. Разумеется, без пошлин. Так что, контрабанда была и на галиоте. Бочки с пшеницей, с салом, с дёгтем и огромное количество тюков с кожей (юфтью). В декларации зафиксировали 2 тюка, а, в конечном счёте, их набралось, чуть ли не триста. Хорошо ещё, что поднимали с глубины всего в 10-15 метров. «Архангел Рафаил» затёрло во льдах, команда сбежала. «Рафаил» дрейфовал, потом улёгся на склон «банки» недалеко от берега. А глазастые местные крестьяне разглядели мачты, торчавшие из воды, и кинулись на лодках – баграми доставать тюки с кожей…
Были на галиоте и ящики с бутылками вина (это судно называют ещё «винником»), посуда – эпохи Священной Римской империи с клеймом трех заводов в Тюрингии. И даже парики из человеческого волоса по моде XVIII столетия. Очевидно, они принадлежали либо капитану, либо судовладельцу, которым приходилось наведываться в казённые заведения при параде. Нашли и кафтаны моряков (как раз по ним сделаны точные реплики).
Но что интересно: на «Архангеле Рафаиле» везли книги! Водолазы извлекли из воды пять фолиантов религиозного содержания, из них два - очень ценных. И две страницы «Математического альманаха». Книги были вообще целыми: иллюстрации хоть сейчас рассматривай, и текст можно прочитать. Похоже, бумага триста лет назад была долговечней, чем в наши дни.
Центр подводных исследований готовился тогда (шёл 2020 год) к выставке в Гамбурге. Собирались показать эти книги. На соседней с музеем улице там располагалась церковь, в которой некогда служил тот самый монах, что написал один из толстенных фолиантов с церковными текстами. Вот такой поворот судьбы, такие «странные сближения». Жаль, что выставка не состоялась: пандемия помешала. Кстати, книга эта до сих пор находится в Центре Грабаря, её решили отреставрировать капитально.
Третий источник сокровищ – шведский пушечный баркас, канонерка. Его потопил наш флот в 1790-м, во время Русско-шведской войны, когда произошла битва в Выборгском заливе. Стоял июнь, прозрачные белые ночи не позволяли шведам действовать скрытно. Им с трудом удалось прорвать окружение (нашими эскадрами командовал адмирал Василий Чичагов) и отступить с тяжёлыми потерями. Канонерка затонула недалеко от Приморска на глубине 22 метра. Команда погибла.
Водолазы нашли судно ещё в 2003 году. Но досконально разведывать начали в 2019-м.
– Когда нырнул через 16 лет, – говорит Роман Прохоров. – большей части канонерки уже не было. Тут и морская вода сыграла свою роль, и штормы, и траловый лов рыбы. Но находок вытащили много, работы до сих пор ведутся. Хотя кое-что уже выставлено в этой экспозиции.
«Кое-что» звучит слишком скромно.
В витринах – ночной оловянный горшок, (а как же без него!) масса медной посуды, сияющий чайник, чан для приготовления пищи. Завтрак предназначался команде в 30-40 человек. А в командирском салоне имелись механические часы середины XVIII века. Они и мелодию наигрывали. Чудо, а не часы! Настоящее произведение искусства. Они похожи на шкатулку, где циферблат сверху, как крышечка.
Команда пользовалась медной посудой, а командир – китайским фаянсом. Какой прелестный соусник в виде жёлтой груши! И чайные серебряные ложечки. Одна целая, а у второй половинку море точно языком слизнуло. По всей видимости, эта ложечка, соприкасалась с корабельным тёмным металлом, а его Балтика растворяет.
Среди бутылок, выловленных водолазами (явно из-под напитков) были и бутылочки поменьше, затейливой формы, с притёртыми крышечками. Оказывается, аптечка! С чем бы вы думали? С теми самыми каплями датского короля, «что от всех болезней»…
Была на канонерке и парочка песочных часов. Одни – побольше, а другие совсем маленькие, всего на 30 секунд. При помощи этих часов измеряли скорость: за борт выбрасывали верёвку с узелками и подсчитывали количество узлов за полминуты.
Экспозиция, по сути, хорошо продуманная инсталляция. Такое ощущение, что ты под водой, возле кораблей. А над тобой витают аквалангисты. Архитектор экспозиции – Сергей Падалко, человек, поистине увлечённый гидрокосмосом.
А куратор Лиза Савина рассказала, как художник Леонид Тишков нашёл в архиве скульптора Веры Мухиной её переписку 30-х годов. Оказывается, она хотела сотворить в Балаклаве памятник-маяк водолазу, высотой в сорок метров! Но замысел её так и не был осуществлён. А Леонид Тишков вдохновился им и создал в Москве подобную скульптуру. Она пониже, конечно, два с половиной метра, но очень впечатляет. В экспозиции музея представлена её модель.
Модный английский фаянс, лучшие европейские вина, пушечные ядра и навигационные инструменты XVIII-XIX веков – свидетельства бурной жизни, в которой центральную роль когда-то играло Балтийское море. Предметы, сохранившиеся благодаря особым условиям консервации на больших глубинах, свидетели сражений за Балтику, водных торговых путях, трудностях корабельной жизни. Школьников ждёт и профессиональный инструктаж. Здесь можно примерить настоящий водолазный костюм, освоить способы подводного общения, изучить предметы, и сделать археологические зарисовки…
Смельчаки водолазы продолжают свои исследования – неизведанные морские глубины их манят. А для музейных собраний подводная археология – важнейший ресурс. Ведь всё добытое передаётся в музейный фонд Российской Федерации.
Так что, многие находки стали уже экспонатами ГМЗ «Петергоф», Государственного Эрмитажа, Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого, Музея истории Кронштадта, Ялтинского историко-литературного музея. И тут можно поставить многоточие. Гидрокосмос бесконечен. Балтика полна тайн.
Фото предоставлено пресс-службой ГМЗ «Петергоф