Три «Дяди Вани», четыре «Чайки», шесть «Вишнёвых садов»…
Отчётный концерт по традиции провели в Зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Рассказали о том, что сделано за год, и наградили лауреатов XXII Международного театрального форума «Золотой витязь», который проходил с 20 октября по 24 ноября в Москве и городах России.
«В течение года, – сказал президент форума, н.а. России, депутат Госдумы Николай Бурляев, – мы провели около пятисот программ на форумах по театру, кино, музыке, литературе, живописи, устроили более двухсот кинопоказов, собирали литераторов, музыкантов, открывали выставки, проехали по пятидесяти городам. А если учесть деятельность Культурного фронта России, объединившего 66 регионов, в том числе, Донецк и Запорожье, Луганск и Херсонскую область, программ было намного больше. Среди сопредседателей главного штаба Культурного фронта России всемирно известные деятели культуры – Валерий Гергиев, Андрей Кончаловский, Юрий Башмет.
Первым 33 года назад возник Кинофорум «Золотой Витязь», и, несмотря на противодействие, на дворе были 90-е годы, а мы поднимались с немодным девизом – «За нравственные идеалы, за возвышение души человека», у нас всё стало получаться. А сейчас то, что говорилось всегда на «Золотом Витязе», стало основой государственной культурной политики. Именно в этих стенах на Патриаршем Совете по культуре в 2014 году патриарх сказал, что с предложением создать стратегию государственной культурной политики обратимся к президенту. Президент услышал патриарха, и со временем появились его указы, ставшие мировоззрением государства. Наша борьба за традиционные духовно-нравственные ценности была поддержана государством, и я благодарен судьбе, что Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл почётный попечитель Славянского форума».
Одну из главных наград Театрального форума – приз «Золотой Витязь» за триптих по пьесам Чехова «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» в Театре имени Моссовета « получил н.а. России Андрей Кончаловский.
Режиссёр напомнил, что впервые по Чехову он снял в 70-х годах «Дядю Ваню» со Смоктуновским. Потом ставил спектакли во Франции и Италии: «И, должен сказать, что в мире нет второго города, как Москва, где одновременно шли бы три «Дяди Вани», четыре «Чайки», шесть «Вишнёвых садов», и билеты везде были проданы. Любовь русского зрителя к театру уникальна, не зря Чехов возмущенно писал Книппер: «Зачем Станиславский переводит "Вишнёвый сад" на французский?! Французы никогда не поймут ни вишневого сада, ни Ермолая, ни Фирса». Чтобы ставить Чехова по-настоящему, надо понимать русскую жизнь, и мне приходилось объяснять французским артистам, что это такое.
По словам Эйнштейна, искусство должно иметь тайну, и Чехов, один из наиболее феноменальных исследователей, всю жизнь стремился разгадать её. Не разгадал, но стремился, поэтому, когда Книппер-Чехова написала ему: "Скажи мне, что такое жизнь", он ответил: "А ты мне скажи, что такое морковка". Вот ставят Чехова в течение многих лет и всё твердят о "новом прочтении", а что это такое? По мне, так это когда зрители смеются, плачут, сострадают, таковы, говоря словами Пушкина, струны, на которых играют художники. И давайте беречь великого русского зрителя, благодаря которому русский театр не только жив, но и расцветает».
Высшую награду форума – Золотую медаль имени Сергея Бондарчука «За выдающийся вклад в кинематограф» вручили лауреату Госпремии России, гендиректору киноконцерна «Мосфильм», н.а. России Карену Шахназарову.
Бурляев с лауреатом учились на параллельных режиссёрских курсах во ВГИКе, а это всегда добавляет эмоций на таких церемониях. «Огромная честь, – сказал лауреат, – получить награду, связанную с нашим выдающимся мастером Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком, из рук создателя "Золотого Витязя", который вот уже 33 года несёт в народ то, что в советское время громко называлось «коммунистическими идеалами», а сейчас и произносить-то неудобно, а вот Николай Петрович произносит и создал фестиваль, который это отстаивает. Помните, в «Ностальгии» у Тарковского есть кадр, в котором Олег Янковский несёт свечу, а она всё время гаснет, он возвращается, зажигает и несёт вновь. Потрясающий образ, мне кажется, Коля делает то же самое, 33 года несёт эту свечу, которая гаснет под дуновением ветров со всех сторон, а он зажигает и несёт дальше».
Нравятся мне выступления Шахназарова, в нескольких строчках он даёт внятный и яркий образ, подобный писательским "Осколкам", "Мгновениям", "Затесям". Бурляев с той самой свечой – лучше не придумаешь. А вот и Бондарчук, с которым он познакомился, работая ассистентом на картине Игоря Таланкина "Выбор цели". Об академике Курчатове, которого играл Бондарчук. Севастопольский моряк, по фильму он участвовал в войне, придумал минное заграждение, история ассистенту нравилась. "И вот пробы: пробовали, конечно, не Бондарчука, а морской костюм на нём, причём, пробовали в павильоне, декораций не было, Сергей Фёдорович стоял на постаменте, камера брала поясной план. И вдруг обнаружилось, что забыли заказать пиротехника, а Таланкину хотелось пара, дыма, боевых действий, поскольку Севастополь, война... И Таланкин мне говорит: "Ты давай сядь у ног Сергея Фёдоровича, кури и пускай дым в камеру". Так и было, я сидел у ног мэтра, курил сигарету за сигаретой и пускал клубы дыма. Бондарчук даже сказал мне: "Ты смотри там, не поперхнись..." А дальше, несмотря на разницу в возрасте и социальном положении, в каких-то моментах мы сошлись, и воспоминания об этом человеке остались у меня невероятные».
Но самое интересное, Шахназаров оставил на финал. Он с коллегами вернул к жизни «Войну и мир» Бондарчука, в частности, полномасштабные сцены – Бородино и Пожар Москвы, снятые, как известно, без всякой «цифры», натурально, как в старину. Не обошлось, конечно, без детективной завязки: не могли найти негатив «Войны и мира», так сказать, основу фильма, с которой и намеревались реставрировать. Картина была широкоформатная, а подходящая лаборатория базировалась в Киеве, туда и отправили негатив, чтобы сделать вариант для обычного экрана. А год наступал 1991-й – распад СССР, и всё кануло в лету. «Делать пришлось с контр-негатива, – говорит Шахназаров, – и, как ни странно, сделали очень хорошо. Когда специалисты работали, я постоянно смотрел куски, в основном, «пожар» и Бородино, и приходил в изумление: ничего подобного в мире кино никогда не было, никто так не снимал и, самое главное, уже не снимет, это мог снять только Бондарчук. В советское время, когда вся страна работала на "Войну и мир".
Потрясающе, особенно если посмотреть на фоне того, что делается сегодня. Снято вживую, техникой, которая позволяла снимать 3-4 часа в день, как это сделано, я до сих пор понять не могу. Это подвиг, озарение, и я рад, что каким-то странным способом нам удалось восстановить картину, и она до сих пор популярна в мире».
Литература – всему голова: мысль эта была чётко отражена на церемонии вручения наград в Храме Христа Спасителя. Во-первых, Золотую медаль XV Международного славянского литературного форума «Золотой витязь» имени А. С. Пушкина «За выдающийся вклад в литературу» получил поэт, переводчик и академик Сербской академии наук и искусств Матия Бечкович. Писатель не смог приехать, ему 84 года, и врачи запретили дальние перелёты, награду он получит из рук Бурляева во время ближайшей его поездки в Белград. Кроме того, орденом Русской православной церкви Московского патриархата Св. Равноапостольной Ольги наградили сербскую писательницу Лиляну Хабьянович-Джурович, книги которой переведены на многие языки мира, и около десятка издано в России на русском. Бурляев поделился впечатлениями от грандиозной книжной ярмарки в Сербии, где молодые читатели выстраивались в самые длинные очереди к книгам Лиляны.
Золотыми медалями имени Георгия Свиридова «За выдающийся вклад в музыкальное искусство» награждены н.а. РФ, лауреат Госпремии РФ и премии Президента РФ, председатель Совета Союза композиторов России композитор Алексей Рыбников и дирижер, н.а. СССР Юрий Башмет.
Представляя лауреатов, Бурляев назвал три личных театральных предпочтения – «Горе от ума» Товстоногова, «12» Михалкова и «Литургия оглашенных» Рыбникова, премьера которой в декабре состоится в его театре. Принимая награду, Рыбников выступил в защиту понятия «духовный фронт», объединяющий людей в недрах православной церкви. «У оппонентов это вызывает злобу, – сказал композитор, – они хотят уничтожить святой дух, который собирает единомышленников, потому что исход всем ясен, Создатель победит разрушителя. Я не был знаком со Свиридовым, а Хачатурян, мой учитель, был в конфронтации с ним, и сегодня, получив Медаль имени Свиридова, я примирил их».
Золотой медалью имени Юрия Левитана «За выдающийся вклад в теле-радиожурналистику» наградили военного корреспондента ВГТРК Андрея Медведева. С его фильмами наверняка все знакомы. Награда учреждена два года назад и вручена всего пятерым, включая Медведева.
Велика ответственность. Все знают, что за именем Левитана крылся личный враг Гитлера, успешно воевавший своим голосом. Военкоры не любят говорить долго, и Медведев - не исключение. Все подчеркивают, что со времён Великой Отечественной впервые так остро стоит вопрос о спасении Отечества, о личной ответственности и о том, что рано или поздно, нужно будет донести до детей, какой ценой всё это даётся. И, конечно, все думают о погибших товарищах. Военкор называет имена коллег, а из зала ему подсказывают фамилии. За оптимистичную ноту можно было бы принять мысль Медведева о том, что самое страшное позади, но, наверное, лучше пока не обобщать и выводов не делать. Военкор отметил, что в голове, хочешь не хочешь, всё время возникают экскурсы в прошлое, какие-то параллели, когда русским воинам приходилось вставать в строй.
В связи с выходом на экраны отреставрированной версии фильма Бурляева «Лермонтов» к 210-летию поэта, Николай Петрович рассказал зрителям, как создавалась музыка к фильму, и все присутствовавшие в зале услышали её.
Начинающему композитору Борису Петрову, которому предсказывали яркую будущность, было 24 года, когда начали снимать фильм, работали над картиной шесть лет. Записывали музыку для фильма с Оркестром кинематографии (дирижёр Сергей Скрипка). Когда Бурляев показал музыку Петрова Георгию Свиридову, мастер сказал - «Родился новый русский классик». Сейчас Борис Петров живёт и работает во Франции. К зрителям обратился с видеообращением: «Музыку к «Лермонтову» я не писал - она пришла, нужно было только записать её на нотную бумагу. Наверное, дело в том, что музыка с большой буквы уже есть в поэзии Лермонтова, и сегодняшнее её исполнение - реализация того, как мы в своё время её услышали. Когда пытаешься осознать, сколько завидных тем завязано в творчестве Лермонтова, становится понятно, почему его поэзия продолжает предначертанную его гением миссию пробуждать в людях способность к творчеству».
Награды XXII Театрального форума:
Среди авторов-лауреатов лидировал Александр Сергеевич Пушкин. Призом «Золотой витязь» за спектакль в большой форме отмечены «Маленькие трагедии» в постановке з.а. России, главрежа Малого театра Алексея Дубровского. Создатели спектакля посвятили свою работу Юрию Мефодьевичу Соломину. Обладатель Золотой медали имени Мордвинова, н.а. РФ Василий Бочкарёв («Скупой рыцарь»), поздравил коллег из мариупольского Русского драмтеатра, работавших над этим же материалом. «Маленькие трагедии» мариупольцев в постановке засл. деятеля искусств Ники Косенковой (малая форма) отмечены «Бронзовым Витязем». Работа над спектаклем шла на фоне подлинной трагедии - голода, холода, обстрелов, но актёрские работы стали подлинным достижением спектакля. Мюзикл «Барышня-крестьянка» в постановке засл.деятеля искусств РФ Сергея Грицая (большая форма) Владимирского театра драмы получил Приз «Серебряный витязь».
«Золотым Витязем» отмечен спектакль Театра имени Евгения Вахтангова «По Руси» в постановке Павла Пархоменко (малая форма). «Мне довелось впервые быть на форуме "Золотой Витязь", – сказал Пархоменко, – и я поражён, о каких важных вещах, касающихся человеческой души, говорят здесь. В ранних рассказах Горького, по которым поставлен спектакль, звучит особый гимн человеколюбию, высоким духовно-нравственным ценностям, которые необходимы людям в наши сложные времена».
«Серебряным Витязем» отмечен спектакль «Ночь Гельвера» белорусского Театра на Немиге (малая форма) в постановке Олега Коца. Приз «Бронзовый витязь» за спектакль в большой форме достался московскому театру «Школа драматического искусства» за спектакль «С вечера до полудня». Значительная доля успеха принадлежит драматургу-патриоту Виктору Розову, считают создатели спектакля, фронтовику, активному общественному деятелю. Проблемы, которые он поднимал 50 лет назад, актуальны и сегодня.
Фото Владимира Коробицына