Теленеделя: встать, процесс идет
По Первому каналу идет судебное телешоу. Процесс пошел. Инсценировки сбивают с ног юридически темного обывателя блистанием важных судей, нарядных мундирчатых прокуроров, завитых ухоженных адвокатов. Забавляют вычурной нелепостью истцов и ответчиков. Как правило, здесь толкутся люди глупые и растерянные. Вернее, таковыми их изображают актеры. Очевидно, перед грозным лицом федерального судии мы все так и должны выглядеть.
Канал "Россия" тоже любит тяжбы и называет свою регулярную постановку "Суд идет". Кроме того, на "REN-TV" адвокат Астахов вел передачу про мирового судью и его нелегкие решения по поводу 500 рублей штрафа, выписанных тете Дусе за покус соседской собаки.
Вал процессуальной телепродукции не мог остаться без каких-либо мотивирующих объяснений. И таковые были изысканы. Якобы, ежедневные телесуды резко повышают юридическую грамотность и правосознание граждан, которые так и норовят впасть в мерзость фашизма. Между тем, содержание некоторых экранных разбирательств обескураживает. К примеру, одно из них было посвящено ДТП, в котором погиб человек. Девушку на огромной скорости сбил ее же приятель. В ходе "разбирательства" установили, что жертва специально бросалась под автомобили. Так она зарабатывала себе на жизнь, требуя с водителей большие деньги на лечение. "Купила квартиру, машину", - чувствуете уровень бреда сценариста программы? И в то время когда ее давил знакомый, она, возможно, занималась своим странным промыслом. Потому суд и не стал судить строго, а квалифицировал деяние всего лишь как случайный наезд.
При этом считается нормой, что человек у нас может зарабатывать таким способом, прямо мультфильм какой-то. Ну, а уж сидеть, наглотавшись наркотиков, посреди проезжей части (другой трагический сюжет) – дело вообще обыденное. Очень популярны "процессы", где разбирают убийства жен, мужей и родителей ради завладения имуществом.
Учтем, что новый Уголовный кодекс предоставляет возможность давать наказание "ниже низшего" едва ли не по всем статьям. Нетрудно понять, что и убийца-автогонщик, и асфальтовая психопатка, и корыстный супруг-убийца получают в телесуде наказание неадекватное содеянному. К тому же, выглядят они не жалко и страшно (обычный вид тех, кто действительно совершил преступление), но нагло и самоуверенно. Потому как мы видим всего лишь симпатичных актеров. За скромную плату они изображают дегенератов, которые с легкостью рассказывают о том, как они убивали и грабили.
"Я ведь законов-то не знаю", - то и дело робко проговаривают участники "процессов", воровато оглядываясь на адвокатов и прокуроров. Здесь, наверное, заложено целеполагание. После просмотра все должны повскакивать с диванов и бежать в магазин за юридической литературой. На самом же деле театральные судилища в сознание зрителя поступают как еще один вид криминогенной информации - наряду с сериалами соответствующего содержания, милицейскими хрониками и "спецрасследованиями".
К этому необходимо прибавить увесистую судебно-процессуальную долю новостных блоков. С чего началось? Пожалуй, с Ходорковского. Сведения о суде над ним, о "басманном правосудии" поступали как фронтовые сводки. Еще было полное принесение в жертву полковника Буданова. Недавняя судебная истерика – осуждение неуравновешенного подростка Копцева. После истории с убийством таджикской девочки, любые новости немыслимы без какого-нибудь суда присяжных, которые кого-то не так осудили, неправильно оправдали.
Нас убеждают, что вина петербургских присяжных в излишней мягкости. Однако они не были убеждены стороной обвинения в причастности к убийству тех, кто сидел перед ними на скамье подсудимых. Как им и положено, они не смогли вынести обвинительного вердикта по самой тяжкой статье.
Отмена решений судов присяжных – вот еще один кирпич в фундамент укрепления правосознания. Дело доходит до полного абсурда. Например, дважды (!) оправданному разными присяжными капитану Ульману вновь предстоит предстать перед судом. Правда, теперь уже перед военным окружным. В угоду сиюминутной политической выгоде судебное делопроизводство превращается в фарс. И это на фоне того, что практически все вменяемые граждане давно знают, как принимаются решения судьями общей юрисдикции. И почему за кражу банки с помидорами у нас мотают срок, а за серьезные преступления отделываются условными приговорами.
Более того, само существование суда присяжных стало вызывать у некоторых нескрываемое раздражение. В программе "К барьеру!" депутат Хинштейн истово убеждал телезрителей, что "социально несостоятельные люди" не могут быть присяжными. В его квалификации - это мелкие управленцы, безработные, повара, презренные пенсионеры… То есть народ, который, конечно же, уступает профессиональным судьям. Технология взяток "для народа", видимо, еще не проработана. К тому же он, как всегда, политически неграмотен и реакционен. Лучше уж, пусть укрепляет свое правосознание. В том числе при помощи новой находки Первого канала "Поймать вора". Здесь инсценируют уже не суды, а квартирные кражи, обучая людей превращать дома в средневековые крепости с бойницами и решетками. Запертым в собственных клетках и дальше будут преподавать процессуальную грамотность.