Теленеделя: удивительное не рядом
Ветхость нашего телевидения в острой форме проявляется в начале каждого года. Ветошность образов и хаотически извлекаемых смыслов диссонирует с естественным человеческим стремлением к обновлению и развитию. Вторсырье, отходы массовой культуры и бесконечная перелицовка мифов ХХ века. Будто борт информационного мусоровоза открывается в первые две недели января; и сыпятся на голову зрителю бесконечные юмористы, безголосая эстрада, "тайны КГБ" и по сотне раз показанные советские ленты.
В дни до и после Рождества нервом всех "новостей" были реплики лечащих врачей о состоянии комы Шарона. Например, НТВ, начав один из своих выпусков тревогой по поводу судьбы израильского премьера, посвятило ему без перерыва ровно 16 минут. Остальное – пересуды по поводу газового спора и "птичий грипп". Хорошо еще, что Путин взял за обычай посещать в рождественские дни регионы России. Так мы смогли увидеть, что существует город Якутск. Ну, а где все остальное?
Даже не спрашиваю: где весь остальной мир? Где вся наша страна? Будто шапка-невидимка по названием "телевидение" накрывает ее. Когда в него не смотришь, понимаешь: вот географическая карта, вот люди откуда-то приехали, вот позвонил кто-то. Выходишь в город – люди ходят. Живые. Самодеятельность в парке выступает. Живьем. Да так, что "телезвездам" и не снилось. Но на улице все-таки мороз, приходится возвращаться, - и дома ли, в гостях ли, возьмут да включат телевизор. А там все те же сияющие декорации или лестница многоэтажки, на которой кого-то "мочат" (стало быть, сериал идет). Ну, Нью-Йорк еще мелькнет, как отсвет "главной заграницы".
Конечно, у граждан имеется теоретическая возможность совершать реальные путешествия. Теперь даже в далекие края. Оно и правда: что на ящик пенять, коли сам сиднем сидишь. На то и десять дней отдыха вроде бы даны.
И вот вопрос: неужели телевизионное начальство не понимает всю важность функционирования своего учреждения в новогодне-рождественские дни? Хотя бы для снижения стресса, вызванного длительным бездельем, на фоне которого выпирает и больно бъет по психике тотальное безденежье.
Да нет, все-то оно, это начальство, понимает. Просто идеально совпадает его желание сэкономить на продукте и предназначение самого продукта. По-видимому, мы еще не поняли, что затхлая телепрограмма несет в себе особую функцию.
В прежние времена советских граждан с большой неохотой выпускали за границу. Чтобы не насмотрелись там чего и думали бы в строгом соответствии с репортажами Познера и Боровика о том, что в Америке повсюду на улицах спят бездомные и жуют в безысходности искусственное мясо.
Теперь, когда уровень жизни населения упал еще на порядок, а магазины с колбасными рядами есть в каждом городе, задача стоит другая. Необходимо сформировать такую телевизионную реальность, чтобы при переходе из нее в реальный мир, то есть при пересечении придиванной черты, человек не впадал в состояние шока. Посмотрел "криминальную хронику" или сериал под названием "Зона" и уже нормально воспринимаешь окружающее. Советские фильмы здесь не страшны. Они пережевываются либо как безобидное "фэнтези", либо в силу возраста уже не могут соперничать красочностью обертки.
Но представляете, что будет, если зритель в течение долгих праздников насмотрится хороших картин про нормальную жизнь, вспомнит о том, что существует настоящее искусство, мысль, наука. Увидит красоту, перспективу. Не потому ли даже то хорошее, что все-таки просачивается в эфир, появляется в нем глубоко за полночь. Документальный фильм о Диккенсе идет по "Культуре" ночью, передача о Стравинском поздно вечером, даже английская экранизация "Похищенного" по Стивенсону (детский по сути фильм) шла после двенадцати часов.
Обращения к недавнему советскому прошлому тоже весьма своебразны. Социальная и культурная жизнь тех лет должна вызвать у смотрящего, как минимум, разочарование. Прошел фильм "Двойная жизнь Георгия Буркова", в котором десять или двадцать раз повторили, что Бурков был "некрасивый, шепелявый, зажатый", что он, якобы, не нравился женщинам. Какая "любовь", какое уважение к русскому актеру? Тем более, что из самого же фильма выходило, что Бурков везде и всегда был любимцем, душой кинематографического, театрального сообщества.
Кинорежиссер Герман в своем монологе на "России" в очередной раз рассказал, что мы "рабы, воспитанные татаро-монгольским игом, крепостничеством, сталинизмом". Вспомнил, как к его отцу приходил палач-полковник из НКВД, зачем-то рассказывал о зверствах режима, а потом пошел в Сандуновские бани и вскрыл себе вены. "Правда, - добавил Герман, - отцу тогда дали орден и ничего не сделали". Очень рождественская история.
Однако, добил меня сюжет кабельного московского телевидения, в котором показали коллекцию дедов морозов советского производства. Оказалась, что их делали не просто так, но в каждом из них по указанию партии был спрятан под шапкой "добрый ленинский прищур"(?!).