Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Теленеделя: удивительное не рядом

Теленеделя: удивительное не рядом

Окно в мир становится шапкой-невидимкой
Александр Горбунов
12.01.2006

Ветхость нашего телевидения в острой форме проявляется в начале каждого года. Ветошность образов и хаотически извлекаемых смыслов диссонирует с естественным человеческим стремлением к обновлению и развитию. Вторсырье, отходы массовой культуры и бесконечная перелицовка мифов ХХ века. Будто борт информационного мусоровоза открывается в первые две недели января; и сыпятся на голову зрителю бесконечные юмористы, безголосая эстрада, "тайны КГБ" и по сотне раз показанные советские ленты.

В дни до и после Рождества нервом всех "новостей" были реплики лечащих врачей о состоянии комы Шарона. Например, НТВ, начав один из своих выпусков тревогой по поводу судьбы израильского премьера, посвятило ему без перерыва ровно 16 минут. Остальное – пересуды по поводу газового спора и "птичий грипп". Хорошо еще, что Путин взял за обычай посещать в рождественские дни регионы России. Так мы смогли увидеть, что существует город Якутск. Ну, а где все остальное?

Даже не спрашиваю: где весь остальной мир? Где вся наша страна? Будто шапка-невидимка по названием "телевидение" накрывает ее. Когда в него не смотришь, понимаешь: вот географическая карта, вот люди откуда-то приехали, вот позвонил кто-то. Выходишь в город – люди ходят. Живые. Самодеятельность в парке выступает. Живьем. Да так, что "телезвездам" и не снилось. Но на улице все-таки мороз, приходится возвращаться, - и дома ли, в гостях ли, возьмут да включат телевизор. А там все те же сияющие декорации или лестница многоэтажки, на которой кого-то "мочат" (стало быть, сериал идет). Ну, Нью-Йорк еще мелькнет, как отсвет "главной заграницы".

Конечно, у граждан имеется теоретическая возможность совершать реальные путешествия. Теперь даже в далекие края. Оно и правда: что на ящик пенять, коли сам сиднем сидишь. На то и десять дней отдыха вроде бы даны.

И вот вопрос: неужели телевизионное начальство не понимает всю важность функционирования своего учреждения в новогодне-рождественские дни? Хотя бы для снижения стресса, вызванного длительным бездельем, на фоне которого выпирает и больно бъет по психике тотальное безденежье.

Да нет, все-то оно, это начальство, понимает. Просто идеально совпадает его желание сэкономить на продукте и предназначение самого продукта. По-видимому, мы еще не поняли, что затхлая телепрограмма несет в себе особую функцию.

В прежние времена советских граждан с большой неохотой выпускали за границу. Чтобы не насмотрелись там чего и думали бы в строгом соответствии с репортажами Познера и Боровика о том, что в Америке повсюду на улицах спят бездомные и жуют в безысходности искусственное мясо.

Теперь, когда уровень жизни населения упал еще на порядок, а магазины с колбасными рядами есть в каждом городе, задача стоит другая. Необходимо сформировать такую телевизионную реальность, чтобы при переходе из нее в реальный мир, то есть при пересечении придиванной черты, человек не впадал в состояние шока. Посмотрел "криминальную хронику" или сериал под названием "Зона" и уже нормально воспринимаешь окружающее. Советские фильмы здесь не страшны. Они пережевываются либо как безобидное "фэнтези", либо в силу возраста уже не могут соперничать красочностью обертки.

Но представляете, что будет, если зритель в течение долгих праздников насмотрится хороших картин про нормальную жизнь, вспомнит о том, что существует настоящее искусство, мысль, наука. Увидит красоту, перспективу. Не потому ли даже то хорошее, что все-таки просачивается в эфир, появляется в нем глубоко за полночь. Документальный фильм о Диккенсе идет по "Культуре" ночью, передача о Стравинском поздно вечером, даже английская экранизация "Похищенного" по Стивенсону (детский по сути фильм) шла после двенадцати часов.

Обращения к недавнему советскому прошлому тоже весьма своебразны. Социальная и культурная жизнь тех лет должна вызвать у смотрящего, как минимум, разочарование. Прошел фильм "Двойная жизнь Георгия Буркова", в котором десять или двадцать раз повторили, что Бурков был "некрасивый, шепелявый, зажатый", что он, якобы, не нравился женщинам. Какая "любовь", какое уважение к русскому актеру? Тем более, что из самого же фильма выходило, что Бурков везде и всегда был любимцем, душой кинематографического, театрального сообщества.

Кинорежиссер Герман в своем монологе на "России" в очередной раз рассказал, что мы "рабы, воспитанные татаро-монгольским игом, крепостничеством, сталинизмом". Вспомнил, как к его отцу приходил палач-полковник из НКВД, зачем-то рассказывал о зверствах режима, а потом пошел в Сандуновские бани и вскрыл себе вены. "Правда, - добавил Герман, - отцу тогда дали орден и ничего не сделали". Очень рождественская история.

Однако, добил меня сюжет кабельного московского телевидения, в котором показали коллекцию дедов морозов советского производства. Оказалась, что их делали не просто так, но в каждом из них по указанию партии был спрятан под шапкой "добрый ленинский прищур"(?!).



Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.