Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Теленеделя: первый узкокорпоративный

Теленеделя: первый узкокорпоративный

Хорошо, когда собственные коммерческие дела можно проводить за бюджетные деньги
Александр Горбунов
29.05.2006

Первый канал – это "новый русский" начала 1990-х. Много денег и мало мысли. Провинциальные увлечения, эстетика вырвавшегося "в люди" варвара. Чтобы спокойно сидеть в кресле, Константин Эрнст совместил абсолютный конформизм по отношению к властной бюрократии с коммерческими игрушками, выражающими уровень духовного развития эфирных ваятелей.

Программная сетка "первого общенационального" – уникальная для крупной страны вещь. Безотрадная смесь "желтой прессы" и бульварного сериала. Главные действующие лица – ведущие разухабисто-кухонных ток-шоу и бенефисов. Лолита. Малахов. Ургант. Истеричное обсуждение семейных, сексуальных, бытовых коллизий в малаховском "Пусть говорят" дополнено теперь ежедневным "Малахов+", где населению, лишенному медицины, бравый отставник и неузнаваемая актриса Проклова помогают разобраться в энергиях "заряженной воды", эликсирах молодости, "пране" и народных способах боьбы с поносом. Лолита лелеет и выпячивает крупные составляющие своего немолодого тела. Учит дневную аудиторию домохозяек "без комплексов" воспринимать третьесортность того рода бытия, на которое они обречены. В конце недели на зрителя опрокидывают салатницу с перебродившими старыми ананасами, замоченными в поддельном шампанском – называется, кажется "Весна". Развлекательно-привлекательное лицо конферансье приманивает к экрану женщин. Вокруг лица носятся, прыгают, скачут всем надоевшие и беззвестные, но не более одаренные персонажи.

Конечно бывают у эрнстовцев известные удачи, прорывы к высотам. К ним, в первую очередь следует, видимо, отнести "юбилей Ефима Шифрина" – многочасовое невразумительное действо, посвященное удачливому "разговорнику" средней руки.

#comm#Лучшее из репертура звучит примерно так: "Ну а я че? Сижу, жую".#/comm#

К другим вершинам развлекательного раздела следует отнести демонстрацию детского фильма "Халк" от "Марвел комикс" сразу же после программы "Время". Наверное, здесь следует искать иносказательность – поверить в содержимое информационно-аналитических блоков Первого могут только люди, чья степень развития находится на уровне сказки о "зеленом великане".

Провал кинопоказа стал системным, после того как прошел нашумевший сериал "Есенин" и неожиданный стоуновский "Александр". Впрочем, если учесть, сколь плоско, порой лживо был выведен Сергей Александрович и пропагандистскую, милую колонизаторам (и телевизионным секс-меньшинствам) трактовку Македонского – телесобытия эти вполне объяснимы. Необъяснимо другое: как, обладая столь мощными финансовыми ресурсами, можно делать сериалы подобные "Диверсанту", новому жалкому "Золотому теленку", фальшивым, но почему-то обласканным министром обороны "Грозовым воротам" или свежеиспеченному "Александровскому саду".

Последнее творение – детище Пиманова, ведущего, кстати, на канале скучнейшую и такую же конформистскую, как и все остальные, передачу "Человек и закон".

""Если судить по работам последних лет, Пиманов – тележурналист, помешавшийся на кремлевской тематике – вожди, "тайны", подземные ходы и т.п. В "Александровском саду" он и сценарист, и режиссер, и продюсер одновременно. Снято при участии ФСО, то есть спецслужбы, отвечающей, в частности, за безопасность Кремля. То, что довелось увидеть, очень напомнило некогда популярные среди детворы телефильмы "Кортик" и "Бронзовая птица", накрученные по повестям Рыбакова. Если быть точнее, нынешние "похождения в саду", куда в соответствии с веянием времени привнесены вожди и бриллианты – ухудшенный вариант приключений для детско-юношеского возраста ("Кортик" всё-таки был интереснее). Кроме того, что цареубийца Свердлов действильно награбил много ценностей, исторически полезных сведений в ленте нет. Зато полно полнейшей несусветицы и каких-то подростковых представлений о кремлевском поселении большевиков. Поселение за стеной было взрослым и серьезным обиталищем мрачных людей. Которые расстреливали, которых растреливали. Советская часть русской истории – далеко не чувственный водевиль, как бы не хотелось того Пиманову.

Однако слишком серьезно к водевилю в антураже кремлевских стен относится не стоит. Парни с ОРТ воспринимают свою деятельность как узковедомственную или, как сейчас модно говорить, узкорорпоративную игру. Производство потешных сериалов, попутно удовлетворяющих чьи-то хобби, лишь ее часть. Как и дележ рекламных денег. Как и "пиар" продукции, выращиваемой на соседнем огороде.

#comm#Речь о неистовой торговле коммерческой продукцией с помощью общенационального, финансируемого государством телевидения.#/comm#

О "Ночном дозоре", а потом и о "Дневном дозоре" через многочисленные ролики и выпуски "новостей" были оповещены все, кто населяет Россию и ближнее зарубежье. Скажу честно, после столь настойчивого внушения меня и силой невозможно было затащить в кинозал.

Опасения по поводу качества подтвердили другие образчики расхваленной Эрнстом продукции – "Статсткий советник" и "Турецкий гамбит". Когда их показывали по телевизору, я долго не понять, почему об этой дешёвке, об этой пародии на историческую Россию так долго толковала общественность.

Информация о стране, о мире, тем более о "ближнем зарубежье" нулевая, никакая. Собственные корреспонденты Первого канала, работающие в странах СНГ, как правило, представляют "титульную" нацию. То есть отражают в своих репортажах местную, и не просто местную, а националистическую точку зрения, принадлежащую клану находящемуся у власти в той или иной республике. Потому-то мы и видим сюжеты, прославлющие "оранжевую революцию" или "революцию роз" и совсем не видим пророссийских политиков, пророссийское большинство населения этих республик.

Очевидно, что параметры работы телекомпании, получившей от власти "ярлык на вещание", совершенно не соответствуют ни ее потенциалу, ни ее назначению. Первый телевизионный русский канал, исходя из своей природы, должен быть стержнем информационных потоков, идеологии, культурного обмена как внутри самой России, так и за ее пределами. Для этого, конечно, понадобится совсем другая публицистика, другие развлечения, другое кино. И, естественно, другая работа информационных служб.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..