"Сволочей" обидели
Статья В.Матизена "Конец фильма" в газете "Новые известия" не удивила – еще один вопль нигилиста. Вымышленная "преступность" нашей военной истории, по его мнению, должна оставаться на киноэкране безо всяких на то препятствий.
Мало ли таких статей, проникнутых отторжением "силовых ведомств? Казалось бы, можно уже и остановиться. Ну, дотравите, догрызете до основания российскую армию. Кто же тогда встанет на защиту "прогрессивной общественности", случись, к примеру, новый Холокост или какой-нибудь всемирный Талибан?
Сразу оговорюсь, мне всегда были неприятны фальшивые и пошлые образчики военно-патриотической пропаганды. Например, в советское время, наряду с великими фильмами Бондарчука или экранизациями романов Бондарева, десятками снимались поделки, в которых идиотизировался образ солдата-победителя. В плоских мозгах многих советских режиссеров фашистский враг существовал в виде карикатуры Кукрыниксов.
Но автор "Новых Известий" опечалился вовсе о другом. Он хочет не добрых и глупых персонажей, не дружественных киношаржей, а "Сволочей". По всему видно, что ему нравится этот фильм. Сам я, как теперь выражаются, "блокбастер" не смотрел. Не стесняюсь признаться, потому что тратить время и деньги на фильм, рекламный лозунг которого "Ни тоски, ни любви, ни чувств (или жалости – точно не помню)" – дело сомнительное. Тем более, что обрывки, виденные по "ящику", заставили продолжить мрачный смысловой ряд с увиденной в вагоне метро афишки – "ни мысли, ни совести, ни таланта".
Вернее, одна мыслеформа присутствует. Но она из арсенала мировосприятия героев все более современных "Бесов" Достоевского. Злоба, озлобленность – не правда ли, актуально для общества, где агрессия затравленных подростков приводит то к убийству африканского студента, то к дедовщине. Автор по столь незначительным поводам не волнуется. Главным образом возмущает факт вмешательства ФСБ в кинопроцесс – по просьбе ветеранов. ФСБ заставила авторов и продюсера фильма на основе архивных документов признать, что события, показанные в фильме – полная брехня. Ну, не было в советской армии диверсионных школ для подростков. А были "сволочи" как раз в резерве у Гитлера.
…Ни один режиссер в Голливуде не посмеет так назвать картину об американских солдатах (неважно о каких, хоть о самых отъявленных головорезах), поскольку знает, что с ним потом будет. У нас же "шедевр" снят на государственные деньги. И все равно взрыв эмоций и негодования: покушение на свободу творчества!
Матизен негодует по поводу "покушения" Минобороны на некую "Полумглу". Как вытекает из контекста, речь идет еще об одном "правдоискательстве" средствами кинематографа – здесь советские солдаты и НКВД расстреливают несчастных немецких военнопленных. По закону расстреливать было запрещено. Историческая правда состоит в том, что гуманный закон этот действительно нами исполнялся. Иногда, правда, даже слишком. Но снимать, как всегда, надо о вымышленных исключениях. Не фактами, так силой искусства убедить зрителя в зверской сущности армии, разгромившей нацизм.
Сверхкорректные и даже робкие попытки силовых ведомств защитить честь и историю страны в "Новых известиях" названы "ползучим призволом". Следует аппеляция к секретным протоколам пакта Молотова-Риббентроппа, которые "замалчивались", а вот носитель "нового мышления" Горбачев приказал обнародовать. И, паче того, приказал представить польской стороне "катынские свидетельства". Но того, что благодаря дальновидным указаниям Горбачева миролюбивый военный блок уютно разместился в странах Прибалтики и в Польше, Матизену мало.
Если нет новой порции "секретных протоколов" и "катынских свидетельств", если нет никаких реальных фактов, их нужно выдумать. А затем на основе измышлений штамповать кинофальшивки, показывая советских солдат как озлобленное зверье, ведомое на убой тоталитарной тиранией. Ну, разве может такая страна претендовать на какую-то победу, предъявлять геополитические претензии?
А ведь всё складывалось так хорошо. Сплошная "Полумгла". Ведь шла же, шла титаническая работа. И на тебе – начался "ползучий произвол"!
Разумеется, сказанное не означает, что теперь мы должны ринуться в браваду и утонуть в шапкозакидательстве. Такое искушение, судя, например, по телесериалу "Грозовые ворота", присутствует. Нам нужно настоящее кино, где будет место всем, в том числе и "сволочам", и врагам. Но, в первую очередь, центральному герою и сложному, воюющему и побеждающему народу. Попытка была предпринята в "Штрафбате". Но из-за выпяченного обличительного пафоса и искажения фактов фильм рухнул, свалился в обыденную агитку и топтание собственного прошлого.
При всей симпатии, не стала фильмом-идеей и "9 рота". Миф сотворить не удалось, удалось лишь изображение бессмысленной войны в каменной степи.
Если уж и впрямь наши "ведомства" обратили внимание на главнейшее из искусств, то нелишне было бы сформулировать осознанные задачи, привлечь к работе над сценариями лучших современных писателей (есть ведь писатели-фронтовики, есть молодые литераторы, прошедшие Афганистан и Чечню), режиссеров, актеров. Желательно из тех, кто не видит свою страну в качестве вечно виноватой и исторически преступной.