Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Скрипка и война

Скрипка и война

Размышления после премьеры фильма «Соната ля минор»
Фаина Зименкова
01.04.2016
Скрипка и война

Более семидесяти лет прошло со времени окончания Великой Отечественной войны. За это время о ней написаны сотни книг, поставлены тысячи спектаклей, сняты десятки кинофильмов… И всё же тема войны в искусстве остаётся неисчерпаемой, раскрываясь новыми и новыми гранями.

И вот, очередной фильм о войне. В нём нет сражений, танков, не слышен грохот канонады, нет убитых. Это фильм о другом – о человеческой доброте, великодушии и милосердии наших солдат… к поверженным врагам. И это – другая грань героизма советского народа, народа–победителя.

Трудно ли оставаться человечным к врагу? Возможно ли милосердие к тем, кто убивает твоих близких, родных, женщин и детей, уничтожает дома и разрушает целые города? Да, это действительно кажется невозможным. Но человек на то и человек, если он остается Человеком в самой критической ситуации.

Документально-художественный фильм режиссёра Галины Вереиной, снятый по одноимённому рассказу брянского писателя-фронтовика Валентина Динабургского (на фото) «Соната ля минор» именно об этом.

Основанный на реальных событиях, фильм потрясает своей беспредельной человечностью и безмерным человеколюбием, добротой и широтой русской души.

Действие фильма происходит во время Сталинградской битвы, в небольшом городском поселении Калач центральной России, в доме учителя школы, куда отвели на отдых и пополнение бойцов отдельной миномётной дивизии «катюш». Дежуривший на посту сержант Валентин Динабургский приводит туда полуживого итальянца, замерзающего на снегу, спасая его от неминуемой смерти. Несколько дней итальянец проживает в доме с русскими солдатами, отогревается и приходит в себя. Однажды висевшая на стене скрипка попадается ему на глаза, он берёт её в свои обмороженные и забинтованные руки и начинает играть. Его игра ошеломляет своей виртуозностью всех присутствующих. Выясняется, что итальянец до войны был профессором Миланской консерватории.

Почти две недели он играет на скрипке солдатам в минуты отдыха. Каждый вечер они с замиранием сердца и затаив дыхание слушают эти дивные звуки. Слушая итальянского скрипача, солдаты, конечно, думали каждый о чем-то своем. Может быть, прекрасные мелодии возвращали их в счастливые дни довоенной жизни, которая осталась где-то там, вдалеке? Вспоминались родные края, отчий дом, цветущие луга, родные белоствольные березы, густые леса и бескрайние поля с колосившейся пшеницей. А итальянец, возможно, тосковал по своей солнечной Италии, тёплому ласковому морю, оркестру, где он когда-то блистательно играл, и красивому городу, где он родился и жил до этой страшной войны.

Божественная музыка сотворила то, чего не могли сотворить ни грохот канонады, ни кровь и ненависть, окружающая их своей смертельной безысходностью. Она перечеркнула все границы, сблизила эти два враждебных мира и выдвинула на первый план то глубоко человеческое, что хранится в душе каждого человека, в ее потаённых местах… Солдаты всё больше проникались к этому бедолаге – бывшему врагу, которого по воле судьбы вынудили взять в руки вместо смычка ненавистное ружьё.

«Так, волею судьбы, – говорится в фильме, – бессмертное искусство объединило всех. Наши солдаты уже не видели в пленном итальянце врага, а он смотрел на них, как на спасителей, вернувших ему его угасающую жизнь, и обретший надежду на возвращение домой». На прощание учитель школы дарит итальянцу свою скрипку.

«Так заканчивается эта история – маленький эпизод страшной безжалостной войны, унесшей миллионы человеческих жизней» – заканчивает свой монолог автор фильма. Никто не знает, выжил ли тот итальянец, дошёл ли он до дома, до своих родных? Вспоминает ли он, какой благословенный дар судьбы он получил, в виде урока доброты и человечности, встретившись с бескорыстием человеческой души, среди окружающей их жестокости, крови и смертей?

Мы не знаем, успел ли он рассказать своим потомкам этот эпизод из своей военной жизни, но память русского солдата и авторы этого фильма сохранили для будущего поколения рассказ о бессмертии настоящего искусства. А мы, зрители, посмотрев фильм, сумели обогатиться этим прекрасным замечательным примером человеческой доброты, милосердия и всепрощения, которые возвышают душу человека.

Короткометражный фильм всего за семнадцать с небольшим минут поднимает целый пласт нравственных проблем, дает ответы на самые животрепещущие вопросы человеческого бытия.

В фильме звучит знаковая фраза одного из героев фильма: «Человек всегда должен оставаться человеком». И в этом – квинтэссенция картины, её главная идея.

В реконструкции эпизодов тех лет снялись артисты Брянского театра драмы им. А.К. Толстого Михаил Лаврушин, Андрей Савченков. Роль итальянского скрипача очень проникновенно сыграл артист того же театра   Игорь Игнатов. Замечательная музыка в фильме прозвучала в исполнении скрипача Брянской филармонии Александра Иванова. Оператор фильма - Игорь Лобач. Рисунки Виктора Зиновкина, дизайн Надежды Глевицкой.

Фильм «Соната ля минор» стал финалистом кинофестиваля «Защитники Отечества» в Казани, был тепло встречен зрителями на Международном Сретенском православном кинофестивале «Встреча», который прошёл в феврале этого года в городе Обнинске Калужской области, где был отмечен Грамотой Митрополита Калужского и Боровского Климента.

Премьера фильма с успехом прошла во Всесоюзной Государственной библиотеке иностранной литературы им. М.И. Рудомино, на которой присутствовали атташе по культуре Посольства Италии в РФ Джованни Десантис с супругой, представитель Департамента культуры Брянской области, руководитель регионального отделения Союза композиторов, музыковед Наталья Александровна Сомова, а также директор брянской областной библиотеки им. Ф.И. Тютчева Светлана Степановна Дедюля. Наталья Александровна поведала собравшимся об авторе рассказа, который лёг в основу фильма, участнике Великой Отечественной войны Валентине Давыдовиче Динабургском, о том, как готовились съёмки фильма, с какими трудностями пришлось столкнуться в их подготовке, о культурных российско-итальянских проектах, которые реализуются сегодня на брянской земле, и пригласила всех зрителей посетить места выдающихся русских поэтов Ф.И. Тютчева и А.К. Толстого. Брянские гости вручили в качестве сувенира куклы ручной работы, выполненные в традиционных брянских костюмах Джованни Десантису и руководителю сектора международного сотрудничества Библиотеки иностранной литературы Ольге Александровне Толстиковой.

По окончании просмотра все желающие могли обсудить и высказать свое мнение о фильме, которое было единодушным: фильм прекрасный, нужный и очень поучительный, особенно для молодого поколения, которое знает о войне лишь понаслышке.

Особую эмоциональную ноту внесли выступления студентов музыкально-педагогического колледжа имени Гнесиных Александры Афанасьевой, Анны Щербаковой и Глеба Беднякова. В их исполнении прозвучали соната ля минор Эжена Изаи, фрагменты произведений И.С Баха, Яна Каливоды и др. Очень органично в тот вечер звучало и стихотворение Михаила Светлова «Итальянец», которое вдохновенно прочла ведущая музыкальной программы вечера журналист и документалист Аида Соболева.

В выступлении Джованни Десантиса слышались слова благодарности за прекрасный фильм, который безусловно произвёл на него неизгладимое впечатление, и пожелание показать его в Италии. А заведующий архивом научно-просветительского Центра «Холокост» Леонид Абрамович Тёрушкин рассказал собравшимся о вручении медали писателю-фронтовику Валентину Динабургскому, которую вручают обычно узникам Освенцима. «Несмотря на то, что писатель не был узником, – сказал Л.А. Тёрушкин, – Центр решил наградить его медалью за милосердие к поверженному врагу».

Режиссер, сценарист и продюсер фильма «Соната ля минор» Галина Вереина порадовала зрителей надеждой на продолжение проекта фильма, второй его части, касающейся поисков следов итальянского пленного, его потомков, и получила обещание итальянцев о содействии в этом деле.

Она вручила Джованни Десантису и присутствующему на вечере, члену жюри кинофестиваля «Встреча» Гу Цицзюню в качестве подарка диски с фильмом «Соната ля минор».

Член Союза художников России, ассоциации художников Российского дворянского собрания Наталья Владимировна Лопухина в своём выступлении высказала мысль о необходимости поддержки таких уникальных гуманистических проектов, и в частности, высказалась за идею продолжения этого фильма.

В этот вечер зрители еще долго не хотели расходиться, переполненные своими переживаниями, эмоциями от всего увиденного и услышанного. И это неудивительно, ибо милосердие не имеет границ.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..