Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 декабря 2024
Сказки Кенозерья

Сказки Кенозерья

Фильм «Сказки о Маме. Хождение по мифам русского Севера» был снят на народные деньги
Нина Катаева
09.06.2018
Сказки Кенозерья

31 мая вышел в прокат второй фильм Софьи Горленко, снятый по сценарию Глеба Кузнецова и с той же командой, с которой она делала «Атлантиду русского Севера». Как и первый фильм, «Сказки о Маме» посвящен русскому Северу, подобно граду Китежу уходящему под воду. Заброшены многие деревни, разрушаются деревянные храмы, уезжают люди. И – самое страшное – забываются, уходят в небытие мифы, сказы, былины о необыкновенно щедрой, красивой земле.

Авторы назвали фильм «Сказки о Маме», подразумевая под дорогим именем саму Мать-землю, которую, по их мнению, пока есть кому возрождать. Фильм снят в жанре документальной сказки, этнографического кино, сами для себя создатели называют его – «документальной фантасмагорией». Точно сказано, потому что замысел именно таков – взять реального человека, местного жителя, и устроить ему на экране встречи с духами северной земли. Испугается, убежит прочь? Или, подобно предкам, преспокойно вступит в диалог?..

Главным героем «Сказок» стал Василий Попов, рыбак из деревни Лекшмозеро на севере Архангельской области. В первых кадрах мы увидим его в амуниции странника – в плаще и с котомкой за спиной, дорожный посох он срубит в лесу. А пока Василий плывет по озеру в своей лодке, на другом берегу его ждет сестра Надежда. Она в праздничном старинном наряде, потому что знает, сегодня их семейство будет гидом по волшебным местам Кенозерья. Брат с сестрой осматриваются, вспоминают, что говорила когда-то мама, и Василий, бросив – «Пойду-ка я поброжу…», отправляется в путь. А следом за ним оператор Даниил Сальхов и пилот воздушных съемок Максим Немков, которые покажут вам не только озерную прозрачность и густоту чащ изнутри, но и дивную землю с высоты птичьего полета...

Василий привычно шагает по дорогам вдоль озер, по мхам и болотам, по густой лесной чаще, а на экране то «царство белого гриба» возникнет, то шляпа мухомора во весь экран, то ягоды брусники величиной со сливу будут перекатываться из ладони в ладонь…

Идет наш странник мимо деревень с заколоченными ставнями, а также мимо жилых, где обычный люд занят своей повседневностью, на озерах его то тут, то там поджидают лодки небывалой красоты, и время от времени он нам что-то рассказывает. Например, что в войну, в самый первый год, погибли у деда, один за другим, три сына, не пережил он, слег, да вскорости и – умер… А у Василия, кроме сестры, есть еще брат Николай. Тоже знатный рыбак, через минуту его, улыбающегося, мы видим в лодке у берега. Василий машет ему, и вот уже братья оприходуют сеть, вытаскивая рыбок разных пород. Василий замечает, вроде как невелик улов, а брат отвечает, что ему «лишнего не надо…» И так непривычно видеть на экране людей, которые не в диссонансе с природой…

Но путь странника лежит дальше. Ранняя осень. Природа только-только примеряет наряд с позолотой. И вдруг желтые лепестки на Василия, один за другим. Голову поднимает, а там – русалка на дереве… И хвостом поигрывает… А подруга ее настигнет Василия в лодке и – действительно – снимет весло с уключины. Сняты все эти чудеса в реальном времени и с большим чувством юмора. Весело и страшно одновременно. А тут еще идем мимо дома знатки, знахарки, по-нашему, выглядывающему пустыми глазницами окон, и Василий вещает, как тяжело умирала хозяйка, умоляла людей забрать ее дар, да никто не хотел… Дом, полуистлевший, стоит в зарослях – тоже знак времени.

При написании сценария фильма, кроме личных впечатлений авторов от встреч с местными жителями, были использованы байки из книги фольклористов, главной задачей ставилось воспроизведение, насколько это возможно, «старого мира», потому что, на самом деле, он никуда не ушел, и будет существовать на земле, пока помнят о нем. Поэтому странник наш встречает на своем пути духов северной земли в человеческом обличье, и каждый из них несет свой знак…

Фильм наполнен волшебными звуками – металлофона, гуслей, корнетруба, виолончели и всевозможных звенелок, по словам композитора Марата Файзуллина. Когда Василий в вечернем лесу укладывается спать на лапник, звуки ночного леса обостряются (звукорежиссер Сергей Корнеев), становятся пугающе близкими, но нашего рыбака на понт не возьмешь, он хранит эти звуки в своей памяти, и просыпается радостным в лучах солнца. Медитация продолжается…

В «Сказках мамы» использовались новейшие технологии – воздушная съемка, приемы макро- и астро-«timelapse», когда камера показывает зрителю явления природы, которые не способен увидеть глаз.

Фильм, как и первый, снят методом краудфандинга, то есть финансировался на народные деньги. На платформе Planeta.ru, при участии более 500 акционеров, было собрано более 900 000 рублей.

Софья Горленко и ее команда уверенно занимают нишу этнографического кино, которое еще ждет своих открытий. В добрый путь!..

***

Глеб Кузнецов, сценарист фильма «Сказки о Маме», выпускник истфака МГУ:

– Фильм родился из общения с жителями Кенозерья, мы узнавали истории их жизней, и нам казалось важным, пока эти люди живы, донести их до зрителей. Параллельно нас интересовал местный фольклор, мы проводили свои исследования, и в итоге, основываясь на книге Андрея Мороза и Никиты Петрова «Мифология пространства на русском Севере», нам удалось состыковать эти две темы.

– А откуда пришла идея взять реального человека, который с котомкой за плечами и палкой странника скажет – «Пойду поброжу…» и отправиться в путь по родным местам?

– Образ навеян русской народной литературой XIX – начала XX веков, в которой было такое направление как странничество, книгой «Исповедь странника» в XIX веке зачитывались, редакции православной литературы и сейчас постоянно переиздают ее. Кроме того, есть замечательные по своей выразительности «Дневники» Сергея Нилуса времен его жизни в Оптиной пустыни, где он с абсолютной искренностью, доверяя им, описывает встречи с трудниками, приходившими в Оптину. В этой литературе запечатлен мир русского народного скитальчества, каликов перехожих, паломников, трудников, которые бродили по всей России - от Владивостока до Варшавы, переходя из монастыря в монастырь в поисках правды. Мы применили тот же самый подход, потому что нам он кажется очень русским, в силу природы нашей и национального характера. Ничего не придумывая, мы совместили разные истории в одном фильме.

– Истории, действительно, реальны?

– Да, житель Кенозерья Василий Попов встречается на экране со своей сестрой, братом, рассказывает, как в первый год войны погибли три его дяди, а вскоре, не пережив смерти сыновей, умер и дед. В фильме четко видно, где документальные истории, а где сказочно-фольклорные моменты.

– Про русалок на дереве и в воде, про невесту, которую убирают к свадьбе, надевая на голову коруну с бисерной повязкой, все понятно, а кто это встречает странника на мосту, не давая ему пройти?

– Это «баба в красном», о которой пишут в своей книге Мороз и Петров. А местные байки короткие, обрывочные, в них нет описаний события, просто утверждается, как о факте, что «это было». Так и про «бабу в красном» было известно, что, если встречалась она на пути, добра не жди: либо перенесет тебя в другое место, либо против твоей силы назад поворотить заставит. Местное народное поверье. С этой «бабой», устраивавшей людям, ходившим по полям-дорогам, неприятности, были связаны и другие истории.

Одну пожилую сказочную героиню в северном наряде, которую странник встречает в лесу, и она на его глазах превращается в молодицу, мы назвали Мать-земля. В нашем фильме это архетипичный персонаж, символизирующий обновление Природы, символ Вечности. Надо сказать, что фольклорные персонажи русского Севера – все эти лешие, водянихи, русалки не вполне соответствуют нашим представлениям о сказках, где должно быть их описание, рассказ о том, как они живут, чем занимаются, в северном фольклоре говорится о них как о данности. «Плыл в лодке, встретил русалку, она украла у меня весло» – вот такая сказка. Как выглядит, почему украла – нигде не уточняется.

– Первый ваш фильм «Атлантида русского Севера» был пронизан мыслью о том, что все равно есть подвижники, которые хотят сохранить красоту русского Севера, несмотря на его заброшенность. Так будет, по-вашему, жить эта страна или уйдет под воду?

– Несомненно, будет, там столько богатств – леса, алмазов. Вопрос – в каком виде? Жить так, как жили там люди 100 лет назад, конечно, никто не будет. Как везде, будут жить в обычных домах, держать живность в хлеву, а вот культура может переродиться. Возьмите Америку, хрестоматийный пример, где песни негров – рабов на плантациях переродились в блюз, джаз и рок-н-ролл. У нас тоже люди работали – пряли, вязали, точили, и у них были прекрасные рабочие песни, которые по своему настрою тоже могли быть во что-то переработаны. Но нам все это неинтересно, мы все бросаем-забываем, этот пласт культуры никак не развивается, в лучшем случае перерождается в лубок. И народные коллективы поют эти песни – в некоем искаженном виде, мало кому интересном, будем честны. В итоге все исчезает. И, если культуру Севера сохранять, конечно, это должен быть модерн, некое переосмысление в условиях новой реальности.

– Оправдал ли себя метод краудфандинга, с помощью которого вы сняли оба фильма?

– Во-первых, огромная благодарность людям, которые помогли нам снять этот фильм. Planeta.ru дает возможность тем, кто хочет заниматься искусством, сделать первые шаги. Спасибо этим подвижникам. Но для создания масштабного и качественного продукта нужны гораздо большие суммы, а краудфандинг не позволяет их собирать. Поэтому мы постоянно балансировали между желанием сделать больше и лучше и невозможностью осуществить это...

– Приглашают ли вас на фестивали документального кино?

– К сожалению, ни в Лейпциг, ни в Потсдам нас не взяли. Считаем, по той причине, что фильм настолько русский по духу, что не вписывается в парадигму западного мышления. Так что прокат сейчас самое главное. Для нас очень важно, чтобы фильм был понят российским зрителем.

 

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
29.11.2024
Подготовила Мария Максимова
После масштабной реставрации открылся «Центральный» павильон выставки

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.