Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
«Сезон быков» открыт

«Сезон быков» открыт

Коррида в Испании давно уже перешла в категорию политической проблемы
Анатолий Медведенко
18.04.2008
«Сезон быков» открыт

Святая неделя в Испании плавно перетекла в сезон коррид. На Пласа де Торос – «площади быков», стадионах, где происходят корриды - едва ли не всех крупных городов и небольших поселков страны вновь звучат призывные мелодии марша пасодобль, возвещающего о начале корриды. А многомиллионная армия любителей и поклонников национальной забавы восторженно аплодирует искусству боя своих кумиров, многие из которых вернулись из турне по странам Латинской Америки.

Испанцам откровенно не нравится, когда иностранцы, говоря об их стране, в первую очередь упоминают корриду, фламенко или футбол. Они считают, и не без основания, что Испания - это не только коррида или андалусский танец. И тем не менее... Недавно Национальный институт имени Ортеги-и-Гассета провел опрос общественного мнения, чтобы выяснить: как же представляют себе родину Дон Кихота и Санчо Пансы иностранцы, с чем или с кем она у них ассоциируется. Исследование проводилось в Великобритании, Италии, Франции, Германии, России. Оказалось, что для большинства из опрошенных Испания - не прекрасные автобаны или скоростная железная дорога, не музей Прадо и полотна Франсиско Гойи или Сальвадора Дали, а все та же коррида.  

Действительно, в представлении многих иностранцев понятия Испания и коррида неразделимы. Они просто не существуют одно без другого. Сошлюсь на мнение Федерико Гарсиа Лорки.

Выдающийся поэт не раз говорил, что тот, кто не понял корриду, то не поймет и душу испанца. И неудивительно, что по своей популярности до последнего времени она уступала только футболу.

«Бой быков - это праздник незабываемой красоты, - с восторгом писал известный испанский писатель Франсиско Сассоне. - Праздник, который напоминает то настоящую трагедию, то охоту, то народный танец». А вот что говорил тот же Лорка: «Бой быков - это, быть может, самое большое, самое жизненное и политическое богатство. Это подлинная драма, глядя на которую испанец проливает самые искренние слезы и испытывает самую глубокую скорбь».  

Многие испанцы понимают варварский характер этого представления, но, тем не менее, не в силах преодолеть «пагубную страсть». Лучше всех их чувства выразил бывший генеральный секретарь Компартии Хосе Диас. «Если мы когда-нибудь придем к власти, - говорил он еще в 1935 году, - то, конечно, запретим бой быков, хотя это будет стоить нам очень дорого. Нельзя иначе, ведь это же варварство. Но о предстоящем запрете я, вероятно, буду знать заранее. И пойду на последнюю корриду. А когда она закончится, то буду плакать, ведь одна - последняя...»  

Да, наверное, надо родиться испанцем, или, по меньшей мере, глубоко проникнуть в его душу, чтобы понять раздирающие его чувства. Не все жители королевства в восторге от корриды, наиболее последовательные ее противники создали даже свою партию. Она действует под эгидой Ассоциации защитников прав животных. Ее своеобразная визитная карточка - плакат, на котором изображены потоки крови, стекающие с арены. Под плакатом подпись: «Жестокость не имеет ничего общего ни с искусством, ни с культурой!». Аргументируя свою позицию, председатель ассоциации Мануэль Касес утверждает, что коррида - «анахронизм». «Это кровавое зрелище представляет опасность для жизни участвующих в нем людей, воспитывает у зрителей жестокость и агрессию», - расшифровывает он свою позицию.  

Более того, в Каталонии, автономной области на северо-востоке страны, есть небольшой населенный пункт, где бой быков находится вне закона.

В самом прямом смысле этого слова. Речь идет о поселке Тосса в провинции Жирона. Впервые решение о запрете национальной забавы и ее рекламы было принято местным муниципалитетом по инициативе мэра Тельмы Сарагосы. И Тосса сразу же стал своего рода знаменитостью, привлек внимание туристов, различных экологических организаций и обществ в защиту животных. Название поселка не сходило со страниц газет и журналов, причем не только испанских. В 1990 году в Тоссу пожаловала сама Бриджит Бардо: специально для того, чтобы принять участие в кампании по выборам мэра. Вполне естественно, она агитировала за Тельму Сарагосу, который и был переизбран.  

Но, повторю, Тосса - единственный населенный пункт в стране, где коррида запрещена. К тому же следует принять во внимание, что Каталония в целом относится к бою быков куда прохладнее, чем остальные регионы Испании. В этой автономной области, например, действует введенное несколько веков назад положение, согласно которому убийство быка во время представления разрешается только в воскресные дни.  

Голоса, осуждающие бой быков, сопровождали корриду в течение всей ее истории, едва ли не с первого же представления. В 1757 году, например, ее временно отменили. В 1785 году король Карлос III издал специальный указ «Pragramatica Sancion», который запретил убивать быков «по всей территории королевства, за исключением тех случаев, когда смертельный исход поединка оговаривается особо». Правда, указ практически не выполнялся, а власти смотрели на его нарушение сквозь пальцы. Не в последнюю очередь неуважение к закону объяснялось тем, что значительная часть сборов в те годы шла на благотворительные цели.  

Против корриды выступал и король Альфонс ХIII, дед нынешнего короля Хуана Карлоса I.

Владимир Маяковский, побывав на корриде в Мексике, не скрывал своего возмущения. «Я очень жалею о том, что нельзя установить на бычьих рогах пулемет и выдрессировать быка стрелять».

И тут же сделал саркастическую оговорку: «Единственное, что примиряет меня с боем быков, это то, что король Альфонс Испанский против него».  

Под знаком протеста против корриды прошла Барселонская выставка, состоявшаяся в первой четверти прошлого века. Ее посетителей встречал плакат: «В Испании пропадает вкус к бою быков. Открыть стадионы, закрыть арены! Здесь кровавое прошлое, там сверкающее будущее. Испанию спасет футбол!» А лет за тридцать до этого в городе Дой, на юге Франции, где проводили подобие боя быков, один зритель-гуманист открыл стрельбу по матадорам.  

Не приветствовал корриду и Ватикан, хотя испанские церковники не только благосклонно смотрели на древнюю традицию, но и присутствовали на представлениях. Когда главой католической церкви стал папа Пий V (1504-1572), то едва ли не сразу он запретил проведение коррид под страхом смерти.  

Кстати, в уголовном кодексе, принятом в 1979 году, имеется специальная статья, определяющая ответственность тех, кто «жестоко издевается над животными с оскорблением чувств присутствующих». Однако в комментарии особо оговаривается, что «коррида или национальная фиеста никоим образом не относится к этим нарушениям, так как предполагает добровольное присутствие и энтузиазм зрителей, и, следовательно, исключает какое-либо нанесение ущерба чувствам».  

В начале 1980-х годов проблема корриды вышла за национальные границы. Особенно остро она встала в 1985 году, когда рассматривался вопрос о вступлении Испании в Европейский союз. Руководство этой организации выдвинуло требование - постепенный отказ от корриды. Однако Мадрид в решительных тонах отклонил это условие.  

Причем, пожалуй, впервые испанские власти придали национальной традиции сугубо политический аспект: они расценили требование ЕС как посягательство на национальный суверенитет страны.

 В Брюсселе были вынуждены признать правоту испанцев - и отступить. 1 января 1986 года Испания стала полноправным членом ЕС. Правда, Евросоюз все же принял решение, в соответствии с которым предоставляемые им субсидии на развитие животноводства не должны направляться в отрасль, которая занимается выращиванием быков, предназначенных для корриды.  

Вопрос о корриде рассматривался и в Европейском парламенте. Дебаты, разгоревшиеся в 1989 году в Страсбурге, по накалу страстей мало в чем уступали самому бою быков. Группа депутатов внесла проект резолюции с требованием запретить это действо.  

Но испанские евродепутаты, забыв о своих политических разногласиях и межпартийных распрях, единодушно выступили в защиту «фиесты насьональ». Вновь обвинив своих коллег из других стран во вмешательстве во внутренние дела суверенного государства и «неуважении к народным обычаям», они на этот раз решили использовать социально-экономический аспект. По расчетам испанских представителей в Европарламента, запрет корриды приведет к ликвидации более 180 тысяч рабочих мест, прямо или косвенно связанных с ее организацией и проведением. Кроме того, «фиеста» привлекает внимание туристов, многие из которых приезжают в Испанию не в последнюю очередь ради того, чтобы лично присутствовать на необычном зрелище: валютные поступления только от посещения иностранцами пласа де торос ежегодно превышают двести миллионов долларов.  

Представители Испании в Европарламенте заручились поддержкой короля Хуана Карлоса 1, который увлекается корридой и довольно часто посещает ее. Нынешний монарх, отстаивая бой быков, приводит не только доводы экономического характера. Еще в мае 1987 года король публично заявил: «Коррида - неотъемлемая составная часть нашей культуры, так что вопрос об ее отмене не подлежит обсуждению».  

…Европейский парламент так и не принял никакой резолюции. Коррида оказалась живучей.  

Мадрид - Москва  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.