Сергей Дебижев: «Важно вернуть в общественное сознание духовную составляющую жизни»
В широкий прокат выходит документальный фильм Сергея Дебижева «Крест», приуроченный ко Дню Воздвижения Креста Господня, который отмечают 27 сентября. Фильм посвящён истории одного из самых мощных символов мировой культуры: Крест — не только религиозный знак, но и культурный феномен. Фильм снимался в России, Иерусалиме, Эфиопии и Гонконге, на Синае. Сегодня Сергей Дебижев — гость «Столетия.
— Сергей Геннадьевич, как Вы формулировали для себя задачу, приступая к съёмкам фильма?
— Для нас это уже второй опыт создания такого масштабного документального фильма на религиозную тему. Первый фильм «Святой архипелаг» в течение девяти месяцев находится в прокате, что говорит само за себя, получил нереальное количество призов, как у нас в стране, так и за рубежом, в том числе, в США, Европе, Сингапуре, Индии, Китае. Вдохновлённые возможностью выхода на широкий экран документального кино, мы пытаемся вывести российский кинематограф на новый уровень. Понимая, что люди, в большинстве своем, переселились в двухмерный плоский мир, абсолютно материальный, и, похоже, забыли о существовании мира духовного, мы хотели обратить их внимание на то, что, возможно, у них есть миссия на этой планете. Нашим главным посылом была необходимость показать, что этот объёмный многогранный мир существует в реальности, и что существуют бесконечность и вечность, и на их пересечении появляется Крест.
«Крест» — крупный международный проект, с которым, несмотря на сложную геополитическую обстановку, благодаря продюсерам Наталии Дебижевой, Михаилу Скигину и Виталию Баранову, нам удалось побывать в Иерусалиме и на Синае, в Эфиопии и даже в Гонконге, чтобы показать контраст между традиционной цивилизацией и той, которая отправляется в виртуальное цифровое будущее. Конечно, много снимали в России, в монастырях, и представляем достаточно объёмную картину православного мира, христианского, в том числе. Получать разрешения на съёмки, особенно с дронов, было непросто, у нас было восемь операторов, в основном наших, и один австралиец.
— У вас уже состоялись первые встречи со зрителями, также почти в течение года наблюдаете за широким прокатом «Святого архипелага», какова в целом реакция на фильмы такого рода?
— «Святой архипелаг», конечно, был сделан на публику, точнее сказать, на огромное сообщество людей, которые не окормлялись ничем. Фильмы на духовно-религиозную тему долгое время не делались: документалистика была куда-то задвинута, общественное внимание намеренно переключалось на развлечения. Но люди в нашей стране готовы к серьёзному разговору на сакральные темы, и прокат «Святого архипелага» говорит о том, что наш зритель не хочет сдаваться на цифровую виртуальную историю. Он хочет сам формировать своё будущее, и в этом смысле наша картина выполняет ещё и общественную роль: для колоссального количества людей, а, как известно, у нас чуть ли не 80% населения называют себя православными, на экранах вдруг появляется то, чего они и ждать не ждали. Поэтому я надеюсь, что наши усилия — это одно, а усилия Божественного провидения по продвижению таких фильмов, на самом деле, совсем другое. Получилось какое-то Чудо о «Святом архипелаге», очень надеюсь, что будет и Чудо о «Кресте».
Мы свою лепту вносим, думаю, разбудим и других творцов, которые задумаются не только над тем, что они делают, но и зачем. Не дело выплескивать на зрителя свои комплексы, пора говорить с людьми художественными образами, которые попадают в душу и сердце человека, а не только в его интеллект. Думаю, всплеск документалистики уже начался, проводятся даже фестивали на стриминговых платформах, и всё потому, что в какой- то момент людям стало понятно, что сегодня именно она — остров правды и истины, глоток чистой воды...
— Через фильм «Крест» проходят три ключевых христианских добродетели - Вера, Надежда, Любовь, ставили ли вы целью дать людям ответ на вопрос о смысле жизни?
— Вообще-то миром правят вопросы, ответов нет, и чем больше их задаёшь себе, тем заметнее расширяешь свой духовный объём. А наша картина берёт человека за руку и ведёт в путешествие по религиозному измерению, где по-другому смотрят на мир, которым правят как раз Вера, Надежда, Любовь. Дело всё в том, что, поддавшись на теорию прогресса, мы перестали уделять внимание сущностным духовным вопросам. Нас отвлекли от главного, и сейчас важно вернуть в общественное сознание духовную сторону жизни. Людям нужны духовные советы, поэтому в нашей картине, помимо отца Серафима с его песнопениями на арамейском, участвуют отец Никита, монах Псково-Печерского монастыря, наиглавнейший иконописец сегодня, который недавно переехал в Херсонес, где отец Тихон Шевкунов построил целый византийский мир, и соловецкий кресторез, который делает деревянный поклонный крест высотой 12 метров, наверное, самый большой в мире. Мы следим за тем, как идёт работа. Монахи делятся своими глубинными переживаниями, и мы надеемся, что качество изображения в нашем фильме и яркость художественных образов, музыка, которую написал композитор Виктор Сологуб, песнопения на арамейском языке схиархимандрита Серафима привлекут и молодых людей.
— Если хотите видеть молодых людей среди зрителей, фильм не плохо бы показать по ТВ и на интернет-платформах, где молодёжь интересуется киноновинками...
— Это само собой, «Святой архипелаг» сейчас как раз находится на пяти главных платформах, и зрители только и ждут общественного просмотра и, конечно, ТВ-премьеры. Ведь чем ценна качественная документалистика — как антиквариат, она имеет возвратную стоимость и со временем только набирает энергию. Об этом времени будут судить не по игровым картинам, а именно по этим фильмам, и это придаёт статус документалистике. Мне кажется, на сегодняшний день это невероятно мощный рычаг воздействия на общество, и такой инструмент нельзя не использовать в работе по гармонизации жизни людей.
— Пройдя такими маршрутами, пережили ли сами участники проекта нечто удивительное?
— Мы приобрели серьёзный духовный опыт: бывая в сакральных местах, наполненных божественной человеческой энергией, невозможно не меняться. Мы уже как приёмники с настроенными антеннами: пытаемся обратить внимание окружающих на то, что живём в волшебном мире, абсолютно чудесном, просто нужно научиться его видеть. Не просто смотреть, а именно видеть, поэтому у нас всё и получается. На нас это влияет таким образом, что открывается внутреннее духовное зрение, и ты начинаешь воспринимать мир объёмно.
— Сколько времени работали над «Крестом»?
— Примерно два года. Всегда стараемся, чтобы в картине были все времена года, потому что каждый период — отдельное чудо. Снимали примерно 15 месяцев, потом монтаж, цветокоррекция, к работе с изображением подходим очень серьёзно, что, к сожалению, почти не делают сегодня наши документалисты. И смотрят они на нас с ужасом, потому что планка задрана очень высоко.
Кроме России, где фильм будет демонстрироваться в 600 кинотеатрах, планируем показать его в Белоруссии, Америке, Австралии, Сербии, Греции. Нет ничего невозможного, после того, как документальные фильмы стали выходить на большой экран, я понял, что все рамки ставим себе только мы сами, в своей голове. Сейчас в Америке, где идёт прокат «Святого архипелага», «Крест» переводится на «американский» язык, потому что английский и тот, который используем в картине, сложен для зрителей, и мы подстраиваемся под них. В нынешней геополитической ситуации столкновение этих двух картин мира, конечно, выглядит странно, но мы и в этом смысле являемся воинами мягкой силы.
— Планируете ли участвовать с фильмом «Крест» в фестивалях?
— Напомню, что за «Святой архипелаг» мы получили главный приз в области документального кино на 44-м ММКФ, что случилось впервые за всю историю кинофестиваля. Конечно, картина будет участвовать в фестивалях, на многие заявка уже отправлена, ждём их открытия.
— Расскажите, как Вам работалось с монахами, известно, что они не любят окунаться в светскую жизнь, смотреть фильмы, тем более, сниматься в них? Изменилось ли что-то в их отношении к кино после работы с вами?
— Что касается монахов, конечно, с ними непросто, если они не понимают смысла и сути того, что ты делаешь. Конечно, у них совершенно другие жизненные устремления, задачи и вообще образ жизни, и когда мы снимали «Архипелаг», только через какое-то время им стало понятно, что снимаем не просто очередной для нас документальный фильм, а пытаемся создать произведение, которое реально будет иметь значение для общества. И после бесед с владыкой Порфирием мы поняли, что они готовы участвовать в этой картине, нам назначили монахов-помощников, которые стали нашими друзьями и героями фильма. А монахи только в этом случае могут раскрыться и говорить о серьёзных вещах, и даже допустить тебя до неких таинств, вот, скажем, в «Святом архипелаге» у нас снято таинство монашеского пострига, что очень важно. После чего сразу в человеке начинают происходить духовные открытия и с ним совершаются маленькие чудеса, он начинает открывать для себя, что мир не таков, как он привык его воспринимать, даже если он человек духовный, начитался книг и вёл более-менее благообразный образ жизни.
Вдруг понимаешь, что иноки многие вещи воспринимают иначе, например, соловецкие монахи на известную лагерную историю с заключёнными смотрят совсем с другой стороны. Они говорят, что мы даже не представляем, какую роль это сыграло, сколько новомучеников появилось в церкви, и то, что люди претерпели эти муки, означает, что в той — другой жизни они молятся за нас и участвуют во всём происходящем. То есть, ты постоянно сталкиваешься с иным взглядом на мир, и это самое удивительное. В обществе бытует мнение, что монахи — это люди, которые не справились со светской жизнью и спасаются в монастырях от этого бушующего мира. Ничего подобного, это сильные, цельные натуры, образованные личности, но с мощнейшей внутренней энергетикой, благодаря которой чувствуешь — то, что они молятся за всех нас и за этот мир, реальный монашеский подвиг.
— Крест — главный христианский символ на Земле. Как, думаете, отнесутся к фильму представители других традиционных религий в нашем многонациональном государстве?
— Взаимообмен культур (не взаимопроникновение, при котором умирают обе культуры), уверен, полезен народам, и это касается креста как символа. Мы с интересом изучаем буддизм, ислам, зороастризм… Жить в современном мире, не понимая сути других религий, невозможно.
Мы, конечно, не могли обойти вниманием историю Ветхого Завета, а там чётко прослеживается появление Креста: Моисей, покидая Египет, что отрезало фараоновы полчища, сначала ударил вдоль, и воды расступились, а потом поперёк, и они сомкнулись, и это был первый крест, нарисованный в пространстве.
Поэтому «крест как символ» — невероятная тема, которую невозможно объять, просто нужно понять, что ты являешь по отношению к кресту, как связан с ним. А именно — что стоишь ногами на земле, корни твои уходят вглубь, а голова направлена к небу, к миру горнему, ты и сам представляешь собой крест, когда раскинешь руки, да ещё несёшь крест и имеешь его. Кресторез Георгий говорит в нашей картине: «Для того, чтобы понять крест, его нужно иметь», поэтому мы просто ставим эти вопросы, начинаем разговор, и делаем это кинематографическими средствами.
— Сергей Геннадьевич, у Вас есть пожелание зрителям?
— Есть люди, которые вообще не видят ничего, есть кто видят, когда им показывают, а есть те, которые видят, и вот мне кажется, видящих должно стать больше. От души желаю зрителям открыть в себе эту способность —видеть. Причём, это должно быть не просто видение, в физическом смысле — глазами, должно включиться духовное зрение, и, если человек начнёт подключать духовное зрение и всматриваться в этот волшебный мир, его жизнь станет максимально объёмной.
Беседовала Нина Катаева
Комментарии
?>