Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
7 октября 2024
Сергей Дебижев: «Важно вернуть в общественное сознание духовную составляющую жизни»

Сергей Дебижев: «Важно вернуть в общественное сознание духовную составляющую жизни»

Беседа с известным кинодокументалистом, снимающим духоподъемные фильмы
26.09.2024
Сергей Дебижев: «Важно вернуть в общественное сознание духовную составляющую жизни»

В широкий прокат выходит документальный фильм Сергея Дебижева «Крест», приуроченный ко Дню Воздвижения Креста Господня, который отмечают 27 сентября. Фильм посвящён истории одного из самых мощных символов мировой культуры: Крест — не только религиозный знак, но и культурный феномен. Фильм снимался в России, Иерусалиме, Эфиопии и Гонконге, на Синае.  Сегодня Сергей Дебижев — гость «Столетия.


Сергей Геннадьевич, как Вы формулировали для себя задачу, приступая к съёмкам фильма?

— Для нас это уже второй опыт создания такого масштабного документального фильма на религиозную тему. Первый фильм «Святой архипелаг» в течение девяти месяцев находится в прокате, что говорит само за себя, получил нереальное количество призов, как у нас в стране, так и за рубежом, в том числе, в США, Европе, Сингапуре, Индии, Китае. Вдохновлённые возможностью выхода на широкий экран документального кино, мы пытаемся вывести российский кинематограф на новый уровень. Понимая, что люди, в большинстве своем, переселились в двухмерный плоский мир, абсолютно материальный, и, похоже, забыли о существовании мира духовного, мы хотели обратить их внимание на то, что, возможно, у них есть миссия на этой планете. Нашим главным посылом была необходимость показать, что этот объёмный многогранный мир существует в реальности, и что существуют бесконечность и вечность, и на их пересечении появляется Крест.

«Крест» — крупный международный проект, с которым, несмотря на сложную геополитическую обстановку, благодаря продюсерам Наталии Дебижевой, Михаилу Скигину и Виталию Баранову, нам удалось побывать в Иерусалиме и на Синае, в Эфиопии и даже в Гонконге, чтобы показать контраст между традиционной цивилизацией и той, которая отправляется в виртуальное цифровое будущее. Конечно, много снимали в России, в монастырях, и представляем достаточно объёмную картину православного мира, христианского, в том числе. Получать разрешения на съёмки, особенно с дронов, было непросто, у нас было восемь операторов, в основном наших, и один австралиец.

У вас уже состоялись первые встречи со зрителями, также почти в течение года наблюдаете за широким прокатом «Святого архипелага», какова в целом реакция на фильмы такого рода?

— «Святой архипелаг», конечно, был сделан на публику, точнее сказать, на огромное сообщество людей, которые не окормлялись ничем. Фильмы на духовно-религиозную тему долгое время не делались: документалистика была куда-то задвинута, общественное внимание намеренно переключалось на развлечения. Но люди в нашей стране готовы к серьёзному разговору на сакральные темы, и прокат «Святого архипелага» говорит о том, что наш зритель не хочет сдаваться на цифровую виртуальную историю. Он хочет сам формировать своё будущее, и в этом смысле наша картина выполняет ещё и общественную роль: для колоссального количества людей, а, как известно, у нас чуть ли не 80% населения называют себя православными, на экранах вдруг появляется то, чего они и ждать не ждали. Поэтому я надеюсь, что наши усилия — это одно, а усилия Божественного провидения по продвижению таких фильмов, на самом деле, совсем другое. Получилось какое-то Чудо о «Святом архипелаге», очень надеюсь, что будет и Чудо о «Кресте».

Мы свою лепту вносим, думаю, разбудим и других творцов, которые задумаются не только над тем, что они делают, но и зачем. Не дело выплескивать на зрителя свои комплексы, пора говорить с людьми художественными образами, которые попадают в душу и сердце человека, а не только в его интеллект. Думаю, всплеск документалистики уже начался, проводятся даже фестивали на стриминговых платформах, и всё потому, что в какой- то момент людям стало понятно, что сегодня именно она — остров правды и истины, глоток чистой воды...

Через фильм «Крест» проходят три ключевых христианских добродетели - Вера, Надежда, Любовь, ставили ли вы целью дать людям ответ на вопрос о смысле жизни?

— Вообще-то миром правят вопросы, ответов нет, и чем больше их задаёшь себе, тем заметнее расширяешь свой духовный объём. А наша картина берёт человека за руку и ведёт в путешествие по религиозному измерению, где по-другому смотрят на мир, которым правят как раз Вера, Надежда, Любовь. Дело всё в том, что, поддавшись на теорию прогресса, мы перестали уделять внимание сущностным духовным вопросам. Нас отвлекли от главного, и сейчас важно вернуть в общественное сознание духовную сторону жизни. Людям нужны духовные советы, поэтому в нашей картине, помимо отца Серафима с его песнопениями на арамейском, участвуют отец Никита, монах Псково-Печерского монастыря, наиглавнейший иконописец сегодня, который недавно переехал в Херсонес, где отец Тихон Шевкунов построил целый византийский мир, и соловецкий кресторез, который делает деревянный поклонный крест высотой 12 метров, наверное, самый большой в мире. Мы следим за тем, как идёт работа. Монахи делятся своими глубинными переживаниями, и мы надеемся, что качество изображения в нашем фильме и яркость художественных образов, музыка, которую написал композитор Виктор Сологуб, песнопения на арамейском языке схиархимандрита Серафима привлекут и молодых людей. 

Если хотите видеть молодых людей среди зрителей, фильм не плохо бы показать по ТВ и на интернет-платформах, где молодёжь интересуется киноновинками...

— Это само собой, «Святой архипелаг» сейчас как раз находится на пяти главных платформах, и зрители только и ждут общественного просмотра и, конечно, ТВ-премьеры. Ведь чем ценна качественная документалистика — как антиквариат, она имеет возвратную стоимость и со временем только набирает энергию. Об этом времени будут судить не по игровым картинам, а именно по этим фильмам, и это придаёт статус документалистике. Мне кажется, на сегодняшний день это невероятно мощный рычаг воздействия на общество, и такой инструмент нельзя не использовать в работе по гармонизации жизни людей.

Пройдя такими маршрутами, пережили ли сами участники проекта нечто удивительное?

— Мы приобрели серьёзный духовный опыт: бывая в сакральных местах, наполненных божественной человеческой энергией, невозможно не меняться. Мы уже как приёмники с настроенными антеннами: пытаемся обратить внимание окружающих на то, что живём в волшебном мире, абсолютно чудесном, просто нужно научиться его видеть. Не просто смотреть, а именно видеть, поэтому у нас всё и получается. На нас это влияет таким образом, что открывается внутреннее духовное зрение, и ты начинаешь воспринимать мир объёмно.

Сколько времени работали над «Крестом»?

— Примерно два года. Всегда стараемся, чтобы в картине были все времена года, потому что каждый период — отдельное чудо. Снимали примерно 15 месяцев, потом монтаж, цветокоррекция, к работе с изображением подходим очень серьёзно, что, к сожалению, почти не делают сегодня наши документалисты. И смотрят они на нас с ужасом, потому что планка задрана очень высоко.

Кроме России, где фильм будет демонстрироваться в 600 кинотеатрах, планируем показать его в Белоруссии, Америке, Австралии, Сербии, Греции. Нет ничего невозможного, после того, как документальные фильмы стали выходить на большой экран, я понял, что все рамки ставим себе только мы сами, в своей голове. Сейчас в Америке, где идёт прокат «Святого архипелага», «Крест» переводится на «американский» язык, потому что английский и тот, который используем в картине, сложен для зрителей, и мы подстраиваемся под них. В нынешней геополитической ситуации столкновение этих двух картин мира, конечно, выглядит странно, но мы и в этом смысле являемся воинами мягкой силы.

Планируете ли участвовать с фильмом «Крест» в фестивалях?

— Напомню, что за «Святой архипелаг» мы получили главный приз в области документального кино на 44-м ММКФ, что случилось впервые за всю историю кинофестиваля. Конечно, картина будет участвовать в фестивалях, на многие заявка уже отправлена, ждём их открытия.

Расскажите, как Вам работалось с монахами, известно, что они не любят окунаться в светскую жизнь, смотреть фильмы, тем более, сниматься в них? Изменилось ли что-то в их отношении к кино после работы с вами?

— Что касается монахов, конечно, с ними непросто, если они не понимают смысла и сути того, что ты делаешь. Конечно, у них совершенно другие жизненные устремления, задачи и вообще образ жизни, и когда мы снимали «Архипелаг», только через какое-то время им стало понятно, что снимаем не просто очередной для нас документальный фильм, а пытаемся создать произведение, которое реально будет иметь значение для общества. И после бесед с владыкой Порфирием мы поняли, что они готовы участвовать в этой картине, нам назначили монахов-помощников, которые стали нашими друзьями и героями фильма. А монахи только в этом случае могут раскрыться и говорить о серьёзных вещах, и даже допустить тебя до неких таинств, вот, скажем, в «Святом архипелаге» у нас снято таинство монашеского пострига, что очень важно. После чего сразу в человеке начинают происходить духовные открытия и с ним совершаются маленькие чудеса, он начинает открывать для себя, что мир не таков, как он привык его воспринимать, даже если он человек духовный, начитался книг и вёл более-менее благообразный образ жизни.

Вдруг понимаешь, что иноки многие вещи воспринимают иначе, например, соловецкие монахи на известную лагерную историю с заключёнными смотрят совсем с другой стороны. Они говорят, что мы даже не представляем, какую роль это сыграло, сколько новомучеников появилось в церкви, и то, что люди претерпели эти муки, означает, что в той — другой жизни они молятся за нас и участвуют во всём происходящем. То есть, ты постоянно сталкиваешься с иным взглядом на мир, и это самое удивительное. В обществе бытует мнение, что монахи — это люди, которые не справились со светской жизнью и спасаются в монастырях от этого бушующего мира. Ничего подобного, это сильные, цельные натуры, образованные личности, но с мощнейшей внутренней энергетикой, благодаря которой чувствуешь — то, что они молятся за всех нас и за этот мир, реальный монашеский подвиг.

Крест — главный христианский символ на Земле. Как, думаете, отнесутся к фильму представители других традиционных религий в нашем многонациональном государстве?

— Взаимообмен культур (не взаимопроникновение, при котором умирают обе культуры), уверен, полезен народам, и это касается креста как символа. Мы с интересом изучаем буддизм, ислам, зороастризм… Жить в современном мире, не понимая сути других религий, невозможно.

Мы, конечно, не могли обойти вниманием историю Ветхого Завета, а там чётко прослеживается появление Креста: Моисей, покидая Египет, что отрезало фараоновы полчища, сначала ударил вдоль, и воды расступились, а потом поперёк, и они сомкнулись, и это был первый крест, нарисованный в пространстве.

Поэтому «крест как символ» — невероятная тема, которую невозможно объять, просто нужно понять, что ты являешь по отношению к кресту, как связан с ним. А именно — что стоишь ногами на земле, корни твои уходят вглубь, а голова направлена к небу, к миру горнему, ты и сам представляешь собой крест, когда раскинешь руки, да ещё несёшь крест и имеешь его. Кресторез Георгий говорит в нашей картине: «Для того, чтобы понять крест, его нужно иметь», поэтому мы просто ставим эти вопросы, начинаем разговор, и делаем это кинематографическими средствами.

Сергей Геннадьевич, у Вас есть пожелание зрителям?

— Есть люди, которые вообще не видят ничего, есть кто видят, когда им показывают, а есть те, которые видят, и вот мне кажется, видящих должно стать больше. От души желаю зрителям открыть в себе эту способность —видеть. Причём, это должно быть не просто видение, в физическом смысле — глазами, должно включиться духовное зрение, и, если человек начнёт подключать духовное зрение и всматриваться в этот волшебный мир, его жизнь станет максимально объёмной.


Беседовала Нина Катаева 

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Е. Д.
27.09.2024 8:37
Кресту Твоему, Владыко, поклоняемся и Святое Воскресение Твое славим!
Е. Д.
27.09.2024 8:30
Вера выше знания.
ус
26.09.2024 15:35
неверно ставить знак равенства между понятиями духовный и религиозный.Духовный не сводится к религии и имеет много важных значений для развития человека...наука,культура и..и..и..

Эксклюзив
07.10.2024
Андрей Офицеров
Более 10 тысяч граждан РФ из мигрантов были направлены в зону СВО
Фоторепортаж
07.10.2024
Подготовила Мария Максимова
К 150-летию со дня рождения выдающегося медика Н.А. Семашко



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.