Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Роберто Идальго: «Я сильно рисковал, играя Мусоргского перед русской аудиторией»

Роберто Идальго: «Я сильно рисковал, играя Мусоргского перед русской аудиторией»

Беседа с известным мексиканским пианистом
21.06.2016
Роберто  Идальго: «Я сильно рисковал, играя Мусоргского перед русской аудиторией»
Музей Скрябина подарил любителям музыкальной классики замечательный вечер фортепьянной музыки, организованный музеем совместно с Посольством Мексики в Москве и Мексиканским агентством по международному сотрудничеству и развитию. Большой зал музея был заполнен слушателями до отказа. На вечере прозвучала латиноамериканская и русская музыка в исполнении известного мексиканского пианиста Роберто Идальго, приехавшего в Россию с гастрольным туром.

Открывая концерт, атташе по культуре Посольства Мексики в Москве господин Хорхе Рейносо представил пианиста, отметив, что Роберто Идальго широко известен у себя на родине в Мексике, а также в Америке, где обучался музыке и где живет уже более тридцати лет. В репертуаре пианиста – произведения европейских, русских и современных латиноамериканских композиторов, с которыми он много гастролирует. Его выступления проходили в крупнейших концертных залах мира.

По окончании концерта с переводчиком Аидой Соболевой нам удалось поговорить с господином Роберто Идальго, любезно ответившим на наши вопросы.

– Маэстро, прежде всего, хочется вас поблагодарить за прекрасную музыку, прекрасное исполнение замечательных мексиканских композиторов, и, конечно же, за исполнение музыки русского композитора Модеста Мусоргского, в котором чувствовалась некая русская удаль, широта…

– Спасибо большое за такую оценку моего скромного труда. Я очень люблю русскую классическую музыку, русских композиторов – Мусоргского, Скрябина, Чайковского, Метнера, Рахманинова, Чайковского, Бородина, Прокофьева... Они мне очень близки по духу. Порой мне даже кажется, что у меня присутствуют русские корни (улыбается). Во всяком случае, я так чувствую.

– Наверное, определенное влияние на ваше восприятие оказала ваш русский педагог Нина Светланова, ученица Генриха Нейгауза, которая обучала вас музыке в американской школе «The Manhattan School of Music». Это так?

– Да, в определенной степени это действительно так. Она много рассказывала мне о русской музыке, о русских композиторах. Наши беседы о музыке часто носили неформальный характер, и это, конечно же, не могло не оставить свой отпечаток на моё отношение к русской классической музыке. Я искренне полюбил русскую музыку с ее широтой, напевностью, своеобразной удалью. А приехав в Россию, я её почувствовал еще больше.

– Вы первый раз в России, в Москве? И как вам наш город?

– Да, в России, и в частности, в Москве я впервые, и меня просто поразил ваш прекрасный город. Я сразу влюбился в него. Он очень красивый, зелёный и гостеприимный. Мне очень понравились русские люди, они очень простые, открытые и доброжелательные. И еще, они очень хорошо чувствуют музыку. Я дал в Москве три концерта, один во Врубелевском зале Третьяковской галереи, второй был в рамках фестиваля «Вселенная звука» в зале Мясковского Московской государственной консерватории имени Чайковского, и третий – в музее Скрябина. Мне очень приятно было играть в этих залах, всё время чувствовалось какое-то эмоциональное единение со слушателями, тонкое взаимопонимание. Российская публика – очень хорошая, умная, глубоко чувствующая. И еще хочется сказать, что я в полном восторге от Третьяковской галереи, этой замечательной сокровищницы искусства. К сожалению, из-за ограниченного времени, посмотреть удалось далеко не всё. Мне также очень понравился музей композитора, по залам которого меня любезно провели музейные специалисты, прочитали интересную лекцию о жизни и творчестве А. Скрябина. Всё это очень вдохновляло меня и очень мотивировало в исполнении русской музыки.

– В каких российских городах вы ещё успели побывать?

- Я побывал в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге (прекрасный, потрясающе красивый город!). Еще я посетил Белоруссию, её столицу – Минск. И только что приехал из Армении, был в Ереване и других городах этой республики.

– Да, вы неплохо познакомились с Россией и даже с некоторыми странами СНГ. А как вы попали в Ереван?

– Дело в том, что, на заре своей юности, когда я начинал учиться музыке, живя в Мексике, моим педагогом была Анна-Мария Антарамиян, армянка по национальности. И мне было интересно побывать на её исторической родине, тем более, что появилась такая возможность. Там я дал один концерт в память о моей первой учительнице музыки. Армянская публика очень хорошо меня принимала. А когда я сыграл им произведение Арно Бабаджаняна, то почувствовал настоящее единение с залом.

– Вам понравилось Армения?

– Да, очень интересная, самобытная страна, она чем-то напоминает Мексику, и люди внешне очень похожи на мексиканцев. Во всяком случае, мне так показалось. Мне организовали там очень интересные экскурсии по городам Армении и культовым местам. Мы посетили древний Эчмиадзин, старинные монастыри, которые произвели на меня неизгладимое впечатление.

– Расскажите немного о своей жизни, о начале своего музыкального пути.

– Я родился и вырос в Мексике, был седьмым ребенком в многодетной семье. Я очень хотел заниматься музыкой, но, как вы понимаете, семье тогда было не до музыки, дома у нас даже не было инструмента. Но я продолжал мечтать и очень просил своих родителей позволить мне учиться музыке. И когда мне исполнилось 13 лет, родители меня всё же отдали учиться в частную музыкальную академию. Проучился я там три года, и окончательно понял, что хочу связать свою жизнь только с музыкой. В то время я очень увлекался джазом, моим кумиром был Скотт Джоплин. Когда я там учился, мне сказали, что настоящую карьеру можно сделать только в США, так как там больше возможностей, и посоветовали поехать туда для продолжения образования, что я и сделал. Я обучался сначала в Маннес-колледже, потом завершил своё обучение в Манхэттенской высшей музыкальной школе, получив степень доктора. Так исполнилась моя заветная мечта стать музыкантом. Но родину свою, конечно же, я не забываю и часто приезжаю туда с гастролями. Там у меня много родных и друзей.

– Я знаю, вы ведёте очень активную концертную деятельность, но еще и находите время на преподавательскую работу с молодёжью в Bloomingdale School of Music. За эти годы вы подготовили огромное количество молодых профессиональных музыкантов. Когда вы всё это успеваете?

– Да, в наш динамичный век, трудно уследить за всем и поспеть везде, но, если хочешь чего-то достичь в этой жизни, приходится проявлять недюжинную активность, иначе можно «отстать от поезда». Но мне нравится такая моя сумасшедшая жизнь, её темп, динамика, это помогает держать себя в музыкальной форме и не отставать от жизни. А что касается преподавательской деятельности, в ней я тоже нахожу отдохновение, работая с молодёжью, заряжаясь её молодой энергетикой, поисками себя, стремлением чего-то добиться в жизни. Это очень стимулирует. К тому же, всегда радует, когда твои питомцы чего-то добиваются, достигают больших высот, испытываешь гордость за них, радуешься,
что в этом есть и твоя заслуга.

- Ваш репертуар сочетает в себе произведения современных латиноамериканских, русских и западноевропейских композиторов. Вы не останавливаетесь на каком-то одном стиле музыки. И всё же, чему отдаёте предпочтение?

– Я выбираю музыку ту, «которая говорит со мной», которая находит горячий отклик в моей душе. Я наслаждаюсь всеми направлениями в музыке, люблю и классику, и джаз, и этно. Всё это наполняет меня новыми знаниями, эмоциями, обогащает духовно.

– Почему из русских композиторов, вы выбрали для исполнения здесь Модеста Мусоргского?

– Потому что я сумасшедший.

– ?

– Когда я собрался на эти гастроли, мои коллеги, узнав, что я буду исполнять в России Мусоргского, сказали, «как ты можешь ехать в Россию и исполнять там Мусоргского»!? Да, я понимал, что я сильно рискую. Мусоргский очень сложный для исполнения композитор. Но мне очень хотелось его исполнить. Я очень долго шёл к нему. Я услышал «Картинки с выставки» еще учась в музыкальной школе. Я уже тогда пытался их разучить. И все время к ним возвращался. А затем ввел в свой концертный репертуар. Хотя, наверное, я сильно рисковал, играя Мусоргского перед русской аудиторией.

– Мне кажется, вы прекрасно справились со своей задачей.

– Спасибо. Очень хочется надеяться.

– Скажите, кого бы вы назвали в числе любимых своих русских исполнителей классической музыки?

– Ну, в первую очередь, я назвал бы Владимира Горовица. Он оказал на меня в своё время огромное влияние. Потом уж, позже, я открыл для себя Рихтера, Гилельса, Фейнберга, Софроницкого и др. В каждом из них есть что-то своё, такое, что мне хотелось бы это использовать в своём творчестве.

– При вашей активной профессиональной деятельности, удается ли уделять достаточное время семье?

– Конечно, это тоже очень важная часть моей жизни. К счастью, моя супруга Джульетта довольно часто сопровождает меня в моих гастролях. И сейчас, например, она приехала вместе со мной в Россию, Белоруссию и Армению, получила массу положительных эмоций от этих поездок. А что касается моих детей, у нас две дочери. Они обе окончили музыкальную школу. Старшая уже взрослая, студентка, обучается вокалу, хочет стать певицей, и у неё для этого очень хорошие природные данные. Хочется верить, что она найдёт себя в этом виде искусства. Ну, а младшая пока ещё учится в школе. Очень увлекается, как и я в молодости, джазом. Кем хочет стать младшая дочь, она пока не решила. Но она очень творчески разносторонняя личность, главное, чтобы она смогла реализовать свой богатый потенциал, занималась своим любимым делом. Ну, и жена моя тоже связана с искусством, культурой, она работает в Правительстве, налаживает культурные связи между Америкой и Мексикой.

– С каким чувством вы уезжаете из России? Полезной была для вас эта поездка?

– Вы даже не представляете, насколько полезна, как я счастлив, что побывал в вашей стране! Россия дала миру таких величайших композиторов! Я получил здесь огромный опыт, и еще больше приблизился к пониманию русской классической музыки.

– Есть желание еще раз посетить нашу страну? И с чем бы приехали в следующий раз?

– Желание огромное! Я очень надеюсь вернуться сюда ещё не раз. Я открыл для себя эту удивительную страну. Мне столько еще хочется здесь увидеть и услышать, чего я, к сожалению, не успел за это короткое время! И я уже решил для себя, что в следующий свой приезд обязательно буду исполнять произведения Скрябина и Метнера.

                  

Беседу вела Фаина Зименкова

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..