Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024

Пушкин и мы

В ЦДЛ прошел литературно-художественный вечер, посвященный великому русскому поэту
Вероника Иванова
14.06.2018
Пушкин и мы

На протяжении двух часов внимание зрителей было приковано к невероятно динамичному и красочному действу. Вот на экране хроника дореволюционной Москвы, Тверская улица и памятник А.М. Опекушина, Пушкинский музей на Остоженке, Музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате, музей дяди поэта Василия Львовича на Басманной и усадьба бабушки поэта Захарово. Музыка Чайковского, Шнитке, Верачини завораживающие звуки скрипки и фортепиано в исполнении заслуженной артистки России Полины Федотовой и скрипачей Давида Ардуханяна и Софии Федотовой погружают в удивительный творческий мир Поэта…

Пушкин был не просто великим поэтом, великим прозаиком, он еще являлся, как сказали бы сегодня, профессиональным историком, – занимал официальную должность придворного историографа. Поэт не только живо интересовался историей, можно сказать – история стала путеводной звездой его творчества. Этой теме и было уделено наибольшее внимание на вечере.

В своем вступительном слове директор Бюро пропаганды художественной литературы СП России Алла Панкова заметила, что очень часто литературоведы называют творчество Пушкина, вобравшее в себя весь его огромный духовный опыт – своеобразным ответом на реформы Петра I в России.

«Мы часто механически повторяем – Петр I прорубил окно в Европу, и порой не осознаём, насколько большие перемены произошли в глубинных основах жизни каждого русского человека, насколько значительно были трансформированы   традиции и устои общества. И вот своеобразным духовным ответом на эти преобразования стало творчество Пушкина», – подчеркнула она.

Самые первые, живые и яркие «впечатленья бытия» были у Пушкина связаны с Москвой. Здесь он родился, здесь провел годы детства. Москва того времени удивляла современников «странным смешением древнего и новейшего зодчества», «редкими противоположностями в строениях и нравах жителей».

«Здесь роскошь и нищета, изобилие и крайняя бедность, набожность и неверие, постоянство дедовских времен и ветреность неимоверная...» – отмечал современник Пушкина поэт К.Н. Батюшков. Детские годы Александра Сергеевича проходили на бывшей Немецкой улице (теперь улица Баумана) и в тихих переулочках «у Харитонья в Огородниках» (Б. Харитоньевский переулок). На экране то и дело возникают пушкинские места Москвы. Сегодня на месте дома, где родился Пушкин, – школа, носящая его имя, в сквере перед школой – памятник: бронзовый бюст Пушкина-ребенка работы скульптора Е.Ф. Белашовой. На Бауманской площади расположена библиотека имени А.С. Пушкина, одна из старейших в Москве; ее попечительницей была старшая дочь поэта Мария Александровна Гартунг. Во время визитов в Москву Пушкин часто бывал в салоне Зинаиды Александровны Волконской на Тверской (ул. Тверская, д.14). В салоне Волконской не раз звучали гениальные импровизации великого польского поэта Адама Мицкевича. И на вечере со сцены прозвучали стихотворения, романсы на стихи польского поэта, а также посвященное ему Пушкиным стихотворение.

Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует.
Они жрецы единых муз,
Единый пламень их волнует.
Друг другу чужды по судьбе,
Они родня по вдохновенью…

«Родней по вдохновенью» были великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин и классик французской литературы Проспер Мериме. Историки литературы отмечали сходство их тем, литературного стиля. Нередко они обращались к одним и тем же сюжетам. Первым переводом Мериме с русского была «Пиковая дама» Пушкина, затем поэма «Цыганы».

Исследователи творчества Мериме считают, что именно пушкинская поэма навеяла на него желание написать новеллу "Кармен", в которой писатель создал один из так называемых «вечных образов» мировой литературы – образ цыганки, для которой свобода дороже жизни.

Возник феномен фигуры Кармен в театральном искусстве, живописи, музыке, поэзии, кинематографе. Поэма Пушкина «Цыганы» не только вдохновила французского писателя на создание новеллы, но и вызвала горячую любовь к русскому языку. И это одно из убедительных свидетельств того, что творчество Пушкина было новой ступенью в мировом художественном развитии.

Особое внимание в программе вечера было уделено художественной значимости московских литературно-музыкальных салонов, в которых собирался цвет русской культуры, известные зарубежные писатели и музыканты. Это были культурные центры, где исподволь формировался духовный облик наступившего XIX века, названного впоследствии «золотым веком» русской литературы, веком Пушкина и декабристов, «Могучей кучки» и передвижников, веком Достоевского и Толстого.

Пушкин был кровно связан с самыми передовыми общественными кругами своего времени. Как художник, он сумел приблизиться к народному слову и к народному духу, сумел создать произведения близкие, нужные и понятные простому человеку.

Именно это сделало Пушкина великим русским национальным поэтом, основоположником современного русского литературного языка, родоначальником новой русской литературы. Этим обусловлено и мировое значение пушкинского творчества. Именно это качество великого поэта особенно высоко оценивал Ф.М. Достоевский, который отмечал удивительную способность Пушкина приобщаться ко всяким, даже самым отдаленным культурным формам, чувствовать себя «как дома» у всякого народа и времени. Автор «Преступления и наказания» видел в этой способности характерную особенность русского характера, единый его дух, основанный на христианской любви...

На вечере перед зрителями предстали события жизни и творчества поэта, связанные с московским периодом. В программу были включены воспоминания цыганки Тани о ее встречах с поэтом, прозвучали редкие романсы пушкинской поры, в том числе и те, которые слышал сам Пушкин (романсы исполнила замечательная солистка театра Новая Опера имени Е. Колобова Елена Терентьева). Народный артист России, артист МХАТ им. А.М. Горького Валентин Клементьев и заслуженная артистка России Татьяна Шалковская читали пушкинские строки, солисты оперного театра Московской консерватории Николай Ефремов и Алхаз Ферзба исполнили сцену из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Были продемонстрированы иллюстрации художника Альтмана, знаменитый портрет Земфиры, написанный армянским художником Сурьянцем, работы художников-иллюстраторов европейской школы. Отношение последних к поэме «Цыганы» особенное. Многих европейцев, не только художников, но и писателей, и композиторов всегда интересовало это художественное произведение, появились многочисленные его переводы, пересказы, а кто-то даже продолжил тему таборной цыганской жизни в своем творчестве. Поэма Пушкин вызывала огромный интерес не только в нашей стране, но и в мире, оказала большое влияние на мировую литературу.

Об этом и не только говорили на вечере, приуроченном к 219-летию великого русского поэта.

Программа была подготовлена Бюро пропаганды художественной литературы СП России на средства Фонда Президентских грантов и субсидии Комитета общественных связей города Москвы.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.