Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
Пространство Михаила Булгакова

Пространство Михаила Булгакова

15 мая исполнилось 127 лет со дня рождения писателя
Нина Катаева
15.05.2018
Пространство Михаила Булгакова

Адрес московского Дома Булгакова – ул. Большая Садовая, 10 – известен всему миру. Здесь туристов ждут два музея: та самая «Нехорошая квартира» 302-бис, в которой писатель прожил несколько лет, впоследствии поселив там Воланда со свитой, а также уникальный Музей-театр «Булгаковский дом».

Музеи расположены в разных подъездах: «Нехорошая квартира» государственный, а «Булгаковский дом» неофициальный культурный центр. И в мемориальную квартиру лучше идти после посещения Музея-театра. У входа вас вальяжно приветствуют бронзовые Коровьев с котом Бегемотом; если повезет, увидите реального пушистого Бегемота, его привезла в музей племянница писателя. В фойе самого музея-театра встретит смотритель в казачьей форме, а в первом музейном зале – руководитель научно-методического отдела, экскурсовод Ирина Горпенко-Мягкова. Во времена Булгакова в этом помещении располагалась жилконтора, в которой Михаилу Афанасьевичу пришлось провести немало времени, добиваясь прописки, и председателя которой он вывел в «Мастере и Маргарите» как Никанора Ивановича Босого. За три года жизни в «нехорошей квартире» были написаны повесть «Дьяволиада», «Трактат о жилище», «No 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна». фельетоны для газет «Накануне» и «Гудок», а также важнейшее творение Булгакова – роман «Белая гвардия». Несколько лет спустя события, происходившие в этом доме, появились в первых набросках романа «Мастер и Маргарита».


«Явление незаконное»

Михаил Булгаков (1891-1940) – личность в высшей степени неординарная, окруженная мистическими событиями, как в жизни, так и в творчестве. Анна Ахматова называла его гением, а Борис Пастернак – «явлением незаконным». И в первом зале семь витрин расскажут вам о жизненном пути писателя, который складывался, словно в романе, нарочно не придумаешь. Счастливейшее детство в Киеве, успешная будущность доктора. Но время подкорректировало: в годы Первой мировой военврач, потом земский лекарь в Смоленской губернии. В годы Гражданской войны пережил десять смен власти в Киеве, принимал участие в боевых действиях на Северном Кавказе, и лишь свалившись от тифа, не покинул пределы страны при отступлении Добровольческой армии. Во Владикавказе работал в Политпросвете, в театре, публиковался в газетах, написал пять пьес и в феврале 1920-го неожиданно признался себе: «Я запоздал на четыре года с тем, что должен был давно начать делать  писать». В последующие 20 лет жизни в Москве он наверстал упущенное.

В области чудес писателю, конечно, многое приписывают, но, судя по его дневникам и воспоминаниям современников, с Мастером, действительно, многое приключалось. Взять хотя бы его «общение» с Николаем Васильевичем Гоголем.

Три встречи с духом автора «Майской ночи» и других повестей, зачитанных в детстве до дыр. И в какие моменты! В 1917 году, работая врачом в селе Никольском Смоленской губернии Михаил Афанасьевич пристрастился к морфию, поначалу используя его как обезболивающее средство от сильнейшего аллергического шока. Врач делал операцию мальчику, больному дифтеритом, и порезавшись, ввел себе противодифтеритную сыворотку… На борьбу с «чертом в склянке» ушло не менее трех лет: спасла Булгакова первая жена Татьяна Лаппа, в которую в минуты беснований больного летел горящий примус и смотрело дуло пистолета. По совету киевского врача Ивана Павловича Воскресенского Татьяна стала делать инъекции, постепенно уменьшая дозу и добавляя дистиллированную воду. И зависимость сошла на нет, хотя утверждают, что чудесным спасением доктор был обязан прежде всего замаячившей вдали новой зависимости под названием «писательство».

Сам Булгаков написал в дневнике, что в его спасении участвовал Гоголь, который, явившись во сне, строго погрозил ему пальцем. Гоголь же, в качестве видения, однажды показал ему дом с лепниной, в котором годы спустя Михаил Афанасьевич узнал жилище своей третьей жены Елены Сергеевны. Являлся Гоголь Булгакову и в дни мучительной работы над инсценировкой «Мертвых душ» в Художественном театре. Что-то не клеилось, и на вопросительное восклицание классика писатель произнес сакраментальную фразу: «Учитель, укрой меня своей гранитной шинелью!» И это сбылось. После смерти мужа Елена Сергеевна, в думах о надгробном памятнике, увидела в кладбищенской мастерской огромную каменную глыбу, отставленную за ненадобностью. Оказалось, что это Голгофа, которая почти сто лет была основанием для креста на могиле Гоголя. Этой «шинелью» Маргарита и «укрыла» Мастера...

Обликом своим писатель словно бы мистифицировал все события и пространства, в которых появлялся. Почти все дома, в которых жил он, родственники и друзья, перекочевали в его произведения. Как и, к счастью, многие из его неосуществленных действий: самоубийством закончили доктор Поляков из «Морфия» и главный герой из «Театрального романа», сам Булгаков тоже ходил стреляться к Новодевичьему монастырю, когда запретили все его пьесы в Москве, но выбросил-таки пистолет в пруд. А три жены писателя, умницы и красавицы, появлявшиеся в его жизни словно по чьему-то велению, это разве не мистика? Они помогали Мастеру и спасали его в отчаянные моменты жизни.

Доктор филологических наук Елена Андреевна Земская, племянница Булгакова, его крестница, знала всех его жен и утверждала, что во всех «были какие-то общие черты, которые привлекали Михаила Афанасьевича, и едва ли не царственность была главной общей чертой».


***

Да и сам приезд Булгакова в Москву в сентябре 1921 года и обоснование его именно в доме на Садовой, разве не овеяны мистикой? Комната в коммуналке перепала ему от четы Земских, сестры Надежды с мужем, уехавших в другой город, а получить прописку из рук самой Крупской помогла справка из владикавказского отделения Политпросвета: публицист, драматург, декан театрального факультета. Дому этому будет посвящена глава в «Мастере и Маргарите», а также многие рассказы 20-х годов. Собственно, о необходимости булгаковского музея в Москве специалисты заговорили после публикации «Мастера и Маргариты» в конце 60-х. Из трех адресов выбрали дом на Садовой, который построен был как доходный в 1903 году табачным фабрикантом Ильей Пигитом и позднее признан памятником культуры. Квартировали здесь банкиры и фабриканты, потом педагоги, адвокаты, студенты. Дом был связан с именами художников и поэтов Петра Кончаловского, Георгия Якулова, Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа. Здесь в октябре 1921 года Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Мастерская Георгия Якулова станет топографическим адресом «Зойкиной квартиры» (пьеса 1926 года), а в мастерской Николая Рябушинского, издателя художественного журнала «Золотое Руно», еще до революции был объявлен конкурс на лучший роман о Дьяволе. Видимо, что-то носилось в воздухе и предвещало появление Мастера...

Именно в этот дом угодит Булгаков. Не правда ли, словно кто-то создал декорацию, ждали лишь главного героя? И он явился – никому не известный высокий голубоглазый блондин тридцати лет. Через четыре года он издаст «Белую гвардию» и прославится.

Максимилиан Волошин приравняет дебют Булгакова к дебютам Достоевского и Толстого, а сам роман назовет «душой русской усобицы». В самом деле, «Белая гвардия», как никакое другое произведение, позволяет понять и суть нынешних отношений Украины с Россией.


«Я приехал в Москву, чтобы остаться здесь навсегда»

Культурный центр «Булгаковский дом» существует с 2004 года. Основой его коллекции стал архив булгаковеда-любителя Бориса Мягкова, который он собирал на протяжении тридцати лет. В 1980-х в журналах «Север», «Студенческий меридиан», болгарской «Дружбе народов» стали появляться его заметки, а в 1993 году вышла книга «Булгаковская Москва», в мгновение ока ставшая библиографической редкостью. Бориса Сергеевича не стало в 2003 году, и с его архивом работать пришлось вдове Ирине Яковлевне Горпенко-Мягковой. В 2008 году, при ее участии, вышло второе издание книги Мягкова «Булгаков на Патриарших» с дополнительными адресами и примечаниями.

Команду художников, литераторов, музыкантов, историков в «Булгаковском доме» собрал поклонник творчества Булгакова, предприниматель Николай Голубев. Сегодня коллекция Дома насчитывает 3000 единиц хранения, среди редкостей фронтовое фото Булгакова-врача, его черная папка для бумаг. Ежемесячно здесь устраивают тематические выставки, литературные вечера, лекции. Темы самые животрепещущие, но в них всегда можно уловить отголосок вот этой «В пространстве космоса любви». В репертуаре театра 20 спектаклей, в том числе, детские, и, конечно, здесь можно увидеть «Мастера и Маргариту», «Белую гвардию», «Дни Турбиных», «Зойкину квартиру». Экскурсии проводят и по городу на Театральном трамвае «302 бис» и на заказных автобусах. Любителям пешеходных прогулок Булгаковскую Москву показывают и ночью, например, Ирина Горпенко с часу и до шести утра. Среди экскурсий немало мистических: самая-самая - «Дьявол в Москве».


В неоновом свете. Или в болотном тумане?..

Долгий рассказ о бурной биографии Булгакова экскурсовод прерывает нажатием кнопки на стеллаже, шкаф распахивается, и мы оказываемся в мистической комнате, залитой неоном. На стеклянном мостике, который обрывается со всех сторон в «пропасть», а со стен прямо на вас летят десятки вытянутых фигур. «Не волнуйтесь, мостик выдерживает до 40 человек, успокаивают меня. Обратите внимание: перед посмертной маской Булгакова окно в Киев. Дизайнерам удалось расположить между двумя залами «московским шкафом» и «киевской печкой» тайную комнату, где вы видите Киев, Москву и Ершалаим, звездное небо и летящую Маргариту, Мастера с Иваном Бездомным, и, конечно, эту стеклянная бездну». Через минуту знакомых фигур проступает больше – в лунном луче Иешуа и Понтий Пилат с собакой Бангой, а на Патриарших прудах Воланд, Коровьев и Берлиоз. А вот Воланд со свитой уже на Воробьевых горах - переодеваются в мантии рыцарей, готовясь к полету. «Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над болотами...» кто не знает этих булгаковских строк из эпилога «Мастера и Маргариты»?

«Самое удивительное в том, что Булгаков не выезжал за границу, – продолжает рассказ Ирина Горпенко, – и создавал образ Ершалаима по картам, по «Археологии страданий Господа нашего Иисуса Христа», изданной Киево-Могилянской академией, где его отец был профессором.

Во время работы над романом он изучил не только четыре Евангелия и Ветхий Завет, но и 70 апокрифов и пользовался трудами крупнейших мировых исследователей Фаррара и Ренана, недоступных читателям. Вот почему роман явился совершенным открытием для советских людей». Те, кто слышали в 1939 году, как читал его автор, полагали увидеть публикацию лет сто спустя: они ошиблись. Роман будет опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва».


Осторожнее с зеркалами

Из мистики, как и в романе, попадаем в другой зал. Наблюдает за нами бронзовый Михаил Афанасьевич, удобно устроившийся на стуле – это макет памятника Натальи Базюк. На мониторах можно посмотреть архивные фото, иллюстрации, стенограммы и фильмы. Рассматривая фотографии старой Москвы, с легкостью представите шагающего по ней писателя: Триумфальная площадь, Театр Вахтангова, Художественный и Камерный театры – на всех этих сценах шли пьесы Булгакова. С их героями современные посетители могут пообщаться: оставьте письма или записки Михаилу Афанасьевичу в «Почте любви», и в День исполнения желаний вам ответят. Фантазия тех, кто работает в «Булгаковском доме», неистощима.

В коридоре – панорама Москвы. C крыши знаменитого дома Нирнзее на углу Тверской и Большого Гнездниковского, первого московского небоскреба, в котором на Масленицу Булгаков познакомился со своей будущей третьей женой, писатель набирался впечатлений для очерков о Москве. Отсюда он видел разрушающуюся церковь Параскевы Пятницы, Страстной монастырь, памятник Пушкина на исконном месте. Именно здесь, где на Тверской бульвар поворачивал трамвай «Аннушка», поэт-завистник Рюхин в «Мастере и Маргарите» выливает свои претензии пушкинскому памятнику – «Что-нибудь особенное есть в этих словах: "Буря мглою..."? Не понимаю!.. Повезло, повезло!.. стрелял, стрелял в него этот белогвардеец (Дантес. –Н.К.) и раздробил бедро и обеспечил бессмертие..."

Здесь же замечательная инсталляция с трамваем и головой Берлиоза: просто экспонат для биеннале в Венеции! В театральном зале предметы булгаковской эпохи: репродуктор, шкаф, архивные машинки «Ундервуд» и «Украина» (на таких Елена Сергеевна перепечатывала в 1945 году «Мастера и Маргариту» и писала письма Сталину), патефон, лампа, граммофон, чугунная скамейка, массивная серебряная касса для буфета и картины, фотографии, книги... Еще два макета памятников.

Есть и огромное зеркало – излюбленный булгаковский образ: через него герои попадают в другие миры. Друзья Булгакова знали, что будет лучшим подарком Мастеру: он не мог пройти мимо зеркал.

В этом зале также есть кнопка, нажав на которую попадете еще в одну тайную комнату с безголовой фигурой в белом парусиновом костюме. Это Прокофий Петрович - олицетворение советской бюрократии из «Мастера и Маргариты».


***

В заключение – еще один вопрос И.Я. Горпенко-Мягковой.

– Ирина Яковлевна, как так случилось, что в Москве нет памятника Михаилу Булгакову, роман которого «Мастер и Маргарита», как никакой другой, связан с этим городом?

В день рождения Михаила Афанасьевича у нас открылась выставка, посвященная роли Патриарших прудов в его творчестве. И на первой витрине увидите публикации 1991 года – года 100-летия писателя, посвященные установлению памятника на Патриарших. Скульптором Александром Рукавишниковым была создана многофигурная композиция, в которой автор был изображен сидящим на скамейке вблизи своих героев. Там были все, кроме Воланда, Иешуа, Мастер и Маргарита, Коровьев и Бегемот, автомобиль с водителем Грачом, на котором Маргарита летала на Весенний бал Полнолуния, там даже высился 5-метровый примус. Но с тех пор прошло и 120-, и 125-летие писателя, а памятника нет и в помине. Утешает одно, что в 1988 году над аркой дома, где жил Булгаков, торжественно был открыт барельеф Рукавишникова – с изображением персонажей романа, сейчас он висит у входа в наш культурный центр «Булгаковский дом».

Скульптор не учел, что в 1976 году на Патриарших уже поставили памятник писателю со множеством персонажей – баснописцу Крылову. А пруды – Патрики – давно стали «домашним» местом, и многофигурная композиция оказалась квазитяжелым пространством для местных жителей. В 2001-ом Патриаршие пруды были расчищены, и Юрием Лужковым все же было выделено место для установления памятника. Но мэр потребовал соблюсти условие – устроить трехуровневую стоянку машин под прудами. Конечно, это вызвало вторую волну неприятия у жителей Патриков, и договоренности не были достигнуты. В 2005 году установить композицию рекомендовали на Воробьевых горах, вблизи Андреевских прудов, но, в связи с тем, что философский роман Булгакова вызывал неприятие у православных, они воспротивились. Мотивировали тем, что неподалеку Андреевский монастырь, да еще обнаружили информацию о захоронениях христиан от моровой язвы XVII века… Одним словом, отказали. Но вопрос о том, что автор романа должен быть увековечен в Москве, не снимался с повестки дня.

Конечно, главный памятник Михаил Афанасьевич сделал себе сам, написав роман «Мастер и Маргарита», который начинается и завершается на Патриарших. На иллюстрациях Виктора Прокофьева на выставке видим приключения, которые касаются Ивана Бездомного, трамвая и бала Сатаны. Видим и карту булгаковской Москвы 1981 года, созданную Борисом Мягковым. Пространство нашего дома Булгаков прославил в «Мастере и Маргарите», поселив в «нехорошей» квартире Берлиоза, а потом Степана Лиходеева. Берлиоз, не выдержав экзамена на Патриарших, лишается головы, Иван Бездомный становится сумасшедшим, а история, одновременно сатирическая, романтическая и мистическая, обретает интерпретаторов разных уровней. В 1977 году появляется спектакль Юрия Любимова, потом – югославский, итальянский, польский фильмы, и наконец в 1993 году снимает свой фильм Юрий Кара, которому суждено будет 17 лет пролежать на полке. Позднее появится сериал Владимира Бортко. И все это время Александр Рукавишников хранил свою композицию в мастерской, надеясь, что памятник Булгакову на Патриарших все же поставят.

А тем временем у нас открылся культурный центр «Булгаковский дом» (2004), Театр им. М.А.Булгакова (2011), и перед входом, конечно, с согласия скульптора, были установлены фигуры Коровьева и Кота-Бегемота. Остальным персонажам повезло меньше: Рукавишников установил их около своей академии «Рукав» по Садовому кольцу, 61. Там стоит машина с Грачом, в ней обнимающиеся Мастер и Маргарита. Мы водим туда экскурсии, нельзя сказать, что место удачное: нет фона, освещение, в зависимости от времени года, бывает разным. Вот когда тишина, идет снег, и на Земляном валу нет машин, бывает красиво. Иешуа, идущий по водам, стоит в мастерской Рукавишникова. Когда смотрю на это изваяние, всегда думаю, что самым правильным было бы установить его на Воробьевых горах. Примус, похоже, демонтирован, так работа скульптора оказалась раздробленной на куски. И теперь вопрос об установлении памятника Михаилу Булгакову решается не на федеральном, и даже не московском уровне, а в Краснопресненской управе. С начала нынешнего года было два заседания.

Жители не разрешают ставить памятник Булгакову на том месте, которое отведено на Патриарших. А именно туда приходят в романе Берлиоз и Иван Бездомный в начале романа, и именно там с 2012 года седьмой (!) раз ставим знак, запрещающий разговаривать с незнакомцами. В последний раз поставили на субботнике 28 апреля. Снимают!..

…Уже известно, что памятник Булгакову будет установлен в Сквере имени Булгакова, на пересечении Спиридоньевского и Большого Козихинского переулков, неподалеку от Патриарших прудов. Скорее всего, осенью, ко Дню города. Как в музее восприняли такое решение? Мы намерены расширить пространство Патриарших прудов и сделать новый экскурсионный маршрут, по которому будут идти Берлиоз и Иван Бездомный на встречу с Воландом. Начинаться он будет у памятника Булгакову.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..