Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
6 мая 2025
«Просто Марчелло»

«Просто Марчелло»

М. Мастроянни остается одним из самых любимых актеров не только итальянцев
Ирина Баранчеева, Рим
21.01.2019
«Просто Марчелло»

Есть актеры на все времена, и легендарный Марчелло Мастроянни принадлежит именно к этой категории. Об этом свидетельствует огромный успех посвященной ему выставки, развернутой в залах римского выставочного комплекса Ara Pacis.

Выставка носит примечательное название «Жизнь в скобках» и посвящена 70-летию с начала артистической карьеры Мастроянни, а «скобки» – это промежутки между съемками одного фильма и другого, между одним театральным спектаклем и другим, среди которых и проходит жизнь артиста, оставляя на все остальное весьма мало времени...

С момента смерти Марчелло Мастроянни прошло уже больше двадцати лет, но его место в итальянском кинематографе остается по-прежнему вакантным, хотя за эти годы появилось немало актеров с красивой внешностью, претендующих на звание символа Италии.

Однако никто из них не может сравниться по обаянию с легендарным Марчелло, как никто не удостоился его поистине всенародной любви.

Возможно, секрет необычайной популярности актера заключается именно в том, что он был очень скромным и простым в общении человеком, да и сам он не считал себя ни первым красавцем, ни тем более «секс-символом». Он категорически не принимал никакие клише, как не принял «систему звезд» Голливуда, которая навязывает актерам определенный тип, не боялся появляться на экране в комических и даже гротескных ролях, всю жизнь экспериментируя и открывая в своей профессии новые горизонты.

Другим большим везением в его жизни было встретить на своем пути и работать с такими выдающимися режиссерами итальянского кинематографа, отразившими свое время, как Витторио Де Сика, Микеланджело Антониони, Марио Моничелли, Лукино Висконти и, конечно, Федерико Феллини, для которого актер стал его «вторым я» на съемочной площадке и с которым, как шутил сам Мастроянни, его связывали отношения «настоящего, полного и взаимного недоверия».

Аллюзии с Феллини («Амаркорд»!) появляются и в названии документального фильма, посвященного Мастроянни, «Я помню, да, я помню», который незадолго до смерти актера сняла его последняя спутница жизни, режиссер-документалист Анна Мария Татò. В нем сам Марчелло Мастроянни рассказывает о своей жизни – о детстве, об увлечении кино, о любимых актерах, таких как Гэри Купер, Кларк Гейбл, Джон Уэйн, Грета Гарбо и других, о работе с известными режиссерами, о своих партнерах по сцене, вплоть до последних театральных и кинематографических работ.

Обширный фотографический и документальный материал, фрагменты из фильмов, кинематографические плакаты, театральные костюмы, личные вещи актера и даже письмо первой поклонницы, представленные на выставке, ярко и полно воссоздают его славный и долгий путь в искусстве.

Марчелло Мастроянни родился в 1924 году в маленьком городке Фонтана Лири в центральной части Италии, который, однако, его семья оставила несколько лет спустя, переехав в Турин, а с 1933 года окончательно осела в Риме. Отец и дед актера были краснодеревщиками. Один его дядя, Умбрето Мастроянни, стал известным скульптором, а другой, Альберто, книжным иллюстратором и карикатуристом.

Влияние семьи на его художественное развитие сам Мастроянни считал чрезвычайно важным. Примечательно, что его первая дочь Барбара, ушедшая из жизни в прошлом году, продолжила семейную традицию и стала дизайнером мебели. В экспозиции, помимо скульптурных работ Умберто Мастроянни, представлены также образцы спроектированной ей мебели.

Однако Марчелло Мастроянни с детства притягивало к себе кино, темнота кинозала, которую он называл «волшебной и таинственной». Благодаря знакомым семьи, он смог еще ребенком попасть в киностудию «Чинечиттà» и сняться в эпизодах некоторых фильмов. Однако его путь к вершинам успеха отнюдь не был прямым. Сначала Мастроянни закончил Технико-индустриальный институт и работал чертежником и бухгалтером. Только по окончании войны он смог начать учиться актерскому мастерству, одновременно стараясь вновь попасть на съемочную площадку.

В 1948 году Мастроянни дебютировал в фильме «Отверженные» режиссера Риккардо Фреда, снятого по одноименному роману Виктора Гюго, и начал играть небольшие роли в театре.

Именно на театральных подмостках его заметил Лукино Висконти, который пригласил сыграть в двух постановках. Позже Мастроянни исполнил главную роль в фильме Висконти «Белые ночи» – вольной интерпретации повести Ф.М. Достоевского.

Роль мечтателя, которого в фильме зовут Марио, заставила обратить на него внимание публики и критики. А фильмы двух других режиссеров принесли актеру всемирную славу: «Сладкая жизнь» и «8½» Федерико Феллини и «Вчера, сегодня, завтра» и «Брак по-итальянски» Витторио Де Сика. В первых двух Феллини доверил Мастроянни воплотить на экране самого себя и свои фантасмагорические видения (в «8½» актер даже носит очки и шляпу режиссера!). В двух других родился легендарный творческий союз актера с Софией Лорен, который стал символом итальянского кинематографа в мире.

В 60-х годах популярность Мастроянни стремительно растет. В 1962 году журнал Time посвящает ему статью как наиболее любимому американцами зарубежному актеру. Его приглашают в Голливуд, куда тот, однако, не торопится, а продолжает осваивать новые амплуа и искать новые пути как в кино, так и в театре.

В 1971 году Мастроянни встречает свою большую любовь – французскую актрису Катрин Денев. Несколько лет они вместе проживут в Париже, снявшись во многих фильмах. В 1972 году родилась их дочь Кьяра, тоже ставшая актрисой. Однако семью как таковую создать не удалось, и некоторое время спустя Мастроянни вернулся в Италию, где продолжил сниматься в комедиях, авторских фильмах, мелодрамах и даже телевизионных сериалах, а также выступать на сцене, однако критики отмечали, что его время прошло.

Его герой в фильмах Феллини, Антониони или Висконти – романтик, мечтатель, человек ищущий, неуверенный в себе, ставящий перед собой вечные вопросы, – теперь принадлежал прошлому. Из итальянского кино начали уходить чистота и наивность.

Время неореализма закончилось. Современная жизнь, хаотичная и деловая, слишком практичная, оставляющая мало места чувствам, порождала другой тип кино, в котором актер чувствовал себя неуютно.

Последними большими «подарками» в его кинематографической судьбе стали фильмы «Джинджер и Фред» (1985) Федерико Феллини, в котором Мастроянни появился на экране с Джульеттой Мазиной в роли пожилых танцоров, и «Очи черные» (1987) Никиты Михалкова, снятый по рассказам А.П. Чехова, на съемках которого Мастроянни встретился со своей первой любовью – актрисой Сильваной Мангано, вместе с которой посещал курсы актерского мастерства в первые послевоенные годы, мечтая об артистической карьере...

С тех пор за его плечами было более ста фильмов, спектакли, калейдоскоп ролей, самые престижные международные награды, но главным достоинством артиста была его честность перед самим собой и его искусством, за что зрители любили его и для которых он был и остается «просто Марчелло».


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
05.05.2025
Валерий Мацевич
Во Львове уничтожают последний памятник Великой Отечественной войне
К Дню Победы (1941-1945)
05.05.2025
Владимир Карагодин
Строить храмы в честь ратных сражений и побед на Руси всегда было традицией
Фоторепортаж
05.05.2025
Подготовила Мария Максимова
В Третьяковской галерее открылась выставка, приуроченная к 80-летию Великой Победы




* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.