Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 марта 2023
Пророческие «сны» Антониони

Пророческие «сны» Антониони

К 110-летию со дня рождения великого итальянского режиссера
Ирина Баранчеева, Рим
03.10.2022
 Пророческие «сны» Антониони

Микеланджело Антониони считается самым «пессимистическим» и не до конца понятым режиссером итальянского кино. С большим опозданием, только в 1995 году, он получил премию «Оскар» за вклад в мировой кинематограф, хотя к тому времени его активная карьера уже закончилась. В том же году в Ферраре был открыт его музей, который, однако, просуществовал недолго, и до сих пор между киноведами ведется полемика о необходимости более активно популяризовать наследие великого режиссера.

Никто так, как Антониони, не передал на экране, ясно и ощутимо того чувства одиночества, оторванности от реальности, неприкаянности современного западного человека, заключенного в материальном, но отнюдь не в духовном благополучии, которым была отмечена вся вторая половина прошлого века вплоть до наших дней.

Антониони родился в Ферраре, старинном и красивом городе, который осенью погружен в поэтический туман, создающий почти сказочную, сновидческую атмосферу. Та же самая атмосфера сна, ирреальности происходящего пронизывает почти все фильмы режиссера.

И не случайно Андрей Тарковский сказал о своем старшем коллеге, что он «принадлежит к очень узкому кругу кинематографистов-поэтов, которые создают свой собственный мир, поэтому его фильмы не стареют со временем».

Антониони остается в истории кино как поэт, как режиссер, который сумел опоэтизировать реальную жизнь со всеми ее язвами и пороками, возведя самые простые и обыденные вещи до уровня символа. Возможно, поэтому массовому зрителю его фильмы казались странными, непонятными, и несмотря на то, что они регулярно удостаивались престижных кинематографических наград, в прокате приносили весьма мало дохода. Часто, чтобы заработать деньги, Антониони приходилось сотрудничать с другими, более удачливыми в коммерческом плане режиссерами, как Роберто Росселлини или Федерико Феллини, или ставить театральные спектакли.

Микеланджело Антониони дебютировал в кино в 1950 году с фильмом «Хроника любви», который один из критиков того времени сравнил с переведенной на язык видео-образов прозой Чезаре Павезе. Последующие его фильмы были высоко оценены критикой, но имели весьма малый успех в прокате, пока не наступил черед знаменитой «экзистенциальной тетралогии» начала 60-х годов – фильмы «Приключение», «Ночь», «Затмение» и «Красная пустыня», – которые принесли их автору международную славу.

В каждом из этих фильмов, сюжет которых подчас не столь важен и уступает место заключенному в них подтексту, режиссер исследует главные болезни XX века.

А именно – эгоизм, неспособность человека к коммуникации, неспособность слышать и понять другого, а также отчужденность, равнодушие к окружающему миру, что одновременно с ним или ранее выразили в своих произведениях великие писатели-экзистенциалисты Альбер Камю и Жан-Поль Сартр, а также философы Карл Ясперс и Мартин Хайдеггер.

Благодаря участию прекрасных актеров, таких как Моника Витти, которая стала «актрисой Антониони», Марчелло Мастроянни, Ален Делон, Жанна Моро, а также интересным кинематографическим находкам Антониони сумел создать в своих фильмах атмосферу грусти, безысходности, невыразимой тоски, в которой живут его персонажи. Они мучаются от осознания бессмысленности всего происходящего, что подчас приводит их к непродолжительному бунту, в большинстве случаев заканчивающемуся возвращением к повседневной обыденности.

Не случайно и в театре режиссер выбирал для постановок особенно близких ему авторов, таких как Пиранделло, Ибсен или Чехов, герои которых пытаются найти смысл жизни, но он разбивается о враждебную им реальность.

С течением времени неприятие действительности, в которой человек целиком подчинен материальным ценностям и телесным удовольствиям, переходит у режиссера в открытый страх.

Его последующие фильмы – «Фотоувеличение» (1966), «Забриски Пойнт» (1970), «Профессия: Репортер» (1975), снятые на английском языке и с участием иностранных актеров, пропитаны неприкрытой тревогой и пессимизмом, а неприязнь героев к правилам окружающего мира переходит в полный отказ от него, в стремление скрыться, убежать.

Режиссер высказывает свой протест против общества потребления весьма ясно и недвусмысленно. Фильм «Забриски Пойнт» заканчивается тем, что его героиня, смотря на богато обставленную виллу, представляет, как она взлетает на воздух со всем ее содержимым, со всеми находящимися в ней нужными и по большей части ненужными вещами, предметами бытовой техники, без которых, увы, не может обойтись современный человек.

Сегодня фильмы Антониони можно прочесть в ключе пророчеств, предупреждений о том, что человек духовно умирает и одновременно губит других, если подчиняет свою жизнь исключительно удовольствиям и комфорту.

Тема старая, как мир, но до сих пор актуальная; предупреждение, которое никто не хочет услышать...

Невероятным образом режиссера постигла судьба его героев. В 1985 году Антониони перенес инсульт, который на несколько лет изолировал его и практически лишил возможности общаться с окружающими. В некотором смысле, он пережил то, чем были «больны» его герои, но все же нашел в себе силы, чтобы вернуться к жизни и сказать последнее слово в искусстве.

Свой последний полнометражный фильм «За облаками» (1995) из-за болезни Антониони снимал в соавторстве с Вимом Вендерсом. Он состоит из четырех небольших новелл, которые все как будто пропитаны атмосферой легкой грусти, вызывающей в памяти некоторые рассказы из цикла «Темные аллеи» И.А. Бунина. Это лирические истории одиноких людей, одиноких, прежде всего, духовно, которые отчаянно пытаются найти себя в чем-то другом, хотя в большинстве случаев терпят поражение. Особенно запоминается последняя новелла, в которой во время одного дождливого вечера в Экс-ан-Провансе случайно встречаются молодой человек и девушка. Он неожиданно влюбляется в нее, но узнает, что она любит только Бога и назавтра должна принять подстриг… Возможно, эта духовно озаренная юная послушница, которая так отличается от остальных героев фильма, и есть единственный по-настоящему положительный и светлый персонаж во всей фильмографии великого режиссера, который таким образом, под конец своей долгой и славной карьеры, решил дать нам луч надежды…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Рок
03.10.2022 18:26
Да, ясно всё описывает автор статьи. Я посмотрел Антониони уже на ДVD в начале нулевых, до этого он был нам, советским, почти недоступен. Показал он Закат Европы с болью, с душой, красиво. Мастер.
Но выхода он не видел, веры уже, по-моему, не было.
Константин Арест-Якубович
03.10.2022 14:10
"Забриски Пойнт" и "За облаками" - два возможно не лучших, но самых ярких фильма великого мастера. Рекомендую. Возможно, каждый найдет в них что-то свое. Ранний Антониони (тетралогия, Blow Up, "Профессия-репортер") - давно не пересматривал, это такой экзистенциализм на экране, философские притчи об одиночестве и отчуждении. Очень уважаю, но... не притягивает. Хотелось бы в мир более теплый.
Александр
03.10.2022 11:41
Реальность такой какой её создает человек не совпадает с реальностью, которую создал Господь. И рано или поздно эти две реальности столкнутся. Апокалипсис это как раз про то, как реальность сатаны сталкивается с Божественной реальностью. Но, если мы обратимся к Ветхому Завету, то мы сможем понять, что строительство Вавилонской башни, это такое же строительство человеками, искушенными сатаной, своей оторванной от Бога реальности. Чем это закончилось известно. Человеческая реальность не выдержала, оказавшись обычным фэнтези. Так, что Микеланджело Антониони больше, чем художник.

Эксклюзив
16.03.2023
Валерий Панов
В прошлом году в России ежедневно происходило до тысячи возгораний. Кто стоит за ними?
Фоторепортаж
20.03.2023
Подготовила Мария Максимова
В петербургском «Манеже» открылась выставка, посвященная 350-летию русского балета.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..