Последний «леопард»
В общественном сознании писатель Джузеппе Томази ди Лампедуза, 125-летие со дня рождения которого отмечается в эти дни в Италии, остается автором одного романа, хотя он написал и воспоминания, и рассказы, и литературоведческие труды. Однако широкую известность ему принес роман «Леопард», вышедший в свет в 1958 году, когда его создателя уже не было в живых. Критики считают его «лучшим итальянским романом XX века».
Однако при жизни автора он был отвергнут двумя крупнейшими издательствами, Mondadori и Einaudi, не говоря уже о многих других, менее известных, которым Томази ди Лампедуза безрезультатно предлагал свою рукопись. Несомненно, это сильно повлияло на его эмоциональный настрой и ускорило его уход из жизни в возрасте 60 лет.
Ситуация (противостояние художника косной критике) чем-то напоминает описанную в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». В жизни Томази ди Лампедуза тоже была «своя Маргарита», которая после смерти мастера продолжила борьбу за публикацию романа — и победила! Тем, что мы имеем это произведение, мы обязаны жене писателя Александре Борисовне Вольф.
Они познакомились в 1925 году в Лондоне, где дядя писателя был послом от Итальянского королевства. Оба принадлежали к высшим аристократическим кругам. Джузеппе Томази ди Лампедуза, родившийся в Палермо 23 декабря 1896 года, был потомком старинного сицилийского рода, уходившего корнями во времена Византийской империи. Александра Борисовна, двумя годами старше него, была дочерью обрусевшего немецкого барона, состоявшего на службе у русских царей. Благодаря тому, что земельные владения фон Вольфов находились на территории нынешней Латвии, их не коснулись революционные перемены, потрясшие Россию. Александра Борисовна очень любила свое семейное гнездо — Стамериенский замок в 200 км от Риги, в котором она проводила много времени.
По своему рождению и социальному положению Джузеппе Томази ди Лампедуза не думал ни о какой литературной карьере. Он рос застенчивым ребенком и позднее вспоминал, что ему больше нравилось проводить время среди книг, чем среди людей. Его жизнь, по сути, небогата событиями. Пожалуй, самым захватывающим эпизодом в ней является его участие в Первой мировой войне, когда во время одного из сражений он был взят в плен австрийскими солдатами, но ему удалось бежать из лагеря и пешком добраться до Италии.
В последующие годы он ведет жизнь, типичную для представителей его класса, время от времени совершая путешествия в Европу. Единственное, что его отличало от других отпрысков знатных родов — это его страсть к литературе. В Палермо он запомнился как «странный князь», который ходил с оттопыренными карманами пиджака, набитого книгами.
В совершенстве владея французским, немецким и английскими языками, а также неплохо зная испанский и русский, он смог прочесть в подлиннике основные шедевры мировой литературы.
Он был одним из самым образованных людей своего времени. Однако его социальное положение закрывало для него двери в академический мир, и его интересные филологические работы по французской и английской литературе увидели свет только после его смерти.
Особое место в жизни писателя занимает его встреча и союз, семейный и интеллектуальный, с Александрой Борисовной Вольф, через которую, по его собственным словам, он «погрузился в славянский мир».
В 1932 году они обвенчались в русской церкви в Риге, но их совместная жизнь складывалась далеко не просто из-за откровенно враждебного отношения матери писателя к своей невестке-иностранке.
Вначале паре приходилось проводить долгие месяцы врозь, во время которых из Стамериенского замка в Палермо и обратно летели их письма друг к другу, ставшие уникальным свидетельством не только истории любви двух выдающихся личностей, но и портретом целой эпохи. Всего их более четырехсот! Они опубликованы и по ним даже поставлен театральный спектакль.
Александра Борисовна тоже была нетипичной представительницей своего класса. Она занималась психоанализом и была ученицей Зигмунда Фрейда. Она продолжила свою профессиональную деятельность в Италии, куда окончательно перебралась во время Второй мировой войны, чтобы быть рядом с мужем.
Пожалуй, он стал ее самым знаменитым «пациентом», которого она освободила от множества «комплексов». В этого застенчивого, не уверенного в себе человека, патологически привязанного к матери, ей удалось вдохнуть новые силы и уверенность в себе.
Возможно, она была первой, кто серьезно обратил внимание на литературный талант Томази ди Лампедуза. Существует мнение, что он начал писать роман, чтобы рассказать своей жене о Сицилии. Оба они принадлежали к исчезнувшему миру. После войны все дворянские титулы и привилегии в Италии были отменены. Фамильный дворец князей Лампедуза был разбомблен англо-американской авиацией. Стамериенский замок в советской Латвии был экспроприирован. Чета приобрела новый дом в Палермо с видом на море, в котором писатель начал работать над романом «Леопард».
В послевоенной Италии, стремившейся освободиться от наследия фашизма, где в кино господствовал неореализм, а в литературе —социальная тематика, роман о былом величии и упадке аристократии, написанный к тому же князем, казался анахронизмом. Однако он вполне хорошо вписывался в общий фон русской литературы в изгнании, которую Томази ди Лампедуза не мог не знать, благодаря присутствию в его доме русских эмигрантов, друзей Александры Борисовны.
Читая роман «Леопард», невольно поражаешься его духовному родству с «Войной и миром» Льва Толстого (начиная с социального положения двух авторов). Как Толстой создает портрет русского общества в переломный момент эпохи (война 1812 года), так и сицилийский автор помещает своих героев в 1861 год — присоединение Сицилии к Итальянскому королевству и создание объединенной Италии.
В чертах Пьера Безухова угадываются черты самого Льва Николаевича. Ему в уста он вкладывает свои сокровенные мысли. Так и в главном герое «Леопарда», князе Салина, который пассивно принимает происходящие на его глазах перемены, исчезновение «леопардов» (аристократии) и возвышение «шакалов» (среднего класса), считая, что «его время ушло», можно узнать Джузеппе Томази ди Лампедуза. А сцена знаменитого бала, на котором появляется Анджелика, до боли напоминает первый бал Наташи Ростовой.
Неудивительно, что подобное литературное произведение поначалу показалось издателям «устаревшим». После смерти мужа Александре Борисовне через друзей удалось передать рукопись писателю Джорджо Бассани, который наконец-то по достоинству оценил роман, и с его подачи «Леопард» увидел свет. Он сразу же был переведен на основные европейские языки и стал литературным бестселлером. А снятый по его сюжету в 1963 году фильм Лукино Висконти с участием таких «звезд» первой величины, как Клаудия Кардинале, Ален Делон и Берт Ланкастер, принес ему заслуженную всемирную славу.