Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
26 апреля 2024
Похищение Европы по-русски

Похищение Европы по-русски

Про художника и издателя Николая Локотькова из Старой Руссы
Станислав Минаков
23.11.2017
Похищение Европы по-русски

Он таки «похитил» Европу, этот мальчишка из курского села Обуховка, родившийся через шесть лет после окончания Великой Отечественной войны. Сельский ребенок, восхищавшийся живописцем Серовым, попав впервые в Эрмитаж в 14 лет, был потрясен залом французской живописи настолько, что стилистика некоторых великих французов, переплавившись в сердце, сформировала его творческую манеру.

Николай Локотьков образование получил на художественном факультете Курского пединститута. С 1974 г. живет в Старой Руссе, здесь открыл художественное отделение в школе искусств и руководил им до 1997 г., преподаватель высшей категории. Локотьков говорит о приютившем его, похоже, навсегда, древнем русском городе: «Есть что-то в этом местечке такое притягательное, что объяснить трудно. Едва вступив на старорусскую землю, я понял, что не уеду отсюда никуда. Может быть, летнее солнце, светившее тогда ярче обычного, узкие улочки со старинными домами, утопающими в зелени, и купола церквей, отражающиеся в реке Полисти, так меня очаровали… Я принимаю свою жизнь как некое послушание, а постоянную борьбу за жизнь журнала — как норму.

Все, чем я занимаюсь в отношении моей художественной студии, детей, журнала, стараюсь выстраивать бесхитростно, в надежде на то, что если это и имеет хоть какую-то ценность, то оно непременно найдет отклик, а если нет, то жизнь сама покажет, что будет дальше.

Но я убежден, что в жизни всегда есть место подвигу: в любое время находится человек, который поднимает в атаку, восстанавливает памятники из руин…».

Большинство работ Николая Локотькова являет нам пример соединения русского земельного начала, русской духовности, а также советского ретрансляционного кода, и воистину «европейской эстетики», в частности, модильяниевой, при создании портретов и человеческих пластических образов и, скажем, ван-гоговской или иной импрессионистической манеры при написании пейзажей, будь то итальянские или родные старорусские. В смысле «мирового усвоения ценностей» Николай Локотьков мне напоминает Станислава Косенкова, уроженца села Рождественка тогда Курской же области, ныне Белгородской. Да и десятилетняя разница у художников в возрасте не устраняет послевоенной поколенческой сущностной и тематической общностей.

Творчеству Н. Локотькова присущ неизъяснимый внутренний свет — грустный, но и улыбчивый, добрый и живой, без агрессивной цветовой палитры, без атаки на зрителя (как это сегодня повелось), словно приглашающий посидеть с автором за деревянным столиком на веранде, выпить чайку с баранками, вдыхая вечерний аромат окружающих садов и лесов, побеседовать (может, и молчаливо) о сиюминутном, не забывая о вечном.

Локотьков — по-настоящему русский провинциальный художник всемирной отзывчивости, и я не знаю в современной эстетической действительности более высоких эпитетов, особенно если помнить слова историка Ключевского, что в России центр находится на периферии.

Недавно вышел из печати полутысячным тиражом альбом произведений Николая Михайловича Локотькова — честно, без экивоков, но и с неким подтекстом названый «Похищение Европы». Живопись, графика, фото, дневниковые записи.

Жанр книги автор определяет как альбом-дневник: «Видимо, сказался многолетний учительский опыт… это профессия, в которой мне все время приходится раскрывать свои и чужие секреты мастерства, делиться знанием, опытом, чувствами и переживаниями. Мне и самому всегда было интересно узнать, додумать, дочувствовать: а что там, за картиной, за гравюрой, за фотографией? Какие душевные ощущения, мысли, идеи, творческие поиски, окутанные радостями и мучениями? Каков он, автор? Мне кажется, что все искусство в первую очередь должно быть искренним. … Отсюда и родилась дневниковая часть книги, которой предназначалось стать просто альбомом».

Изумительны у Локотькова сквозные, через весь альбом, образы красноармейцев, коих много разных — задумчивых, лиричных, отдыхающих, вспоминающих, вернувшихся с фронта и пропавших без вести: цикл линогравюр «Песни о Красной Армии» (1979), «Пропал без вести» и «Память», «На сборах» (линогравюры, 1981), триптих «Жертвы империалистической» (офорт, акватинта, 1981), «Ночи в июне очень короткие» (1982), «Отдых кавалериста» (1989), «Красноармеец на отдыхе» (1991), «Встреча» (1991), «Новобранец» (1994) и скульптурная глиняная раскрашенная фигурка «Красноармеец» (2001), и поразительный, но и внятно прочитываемый красноармейский «Георгий Победоносец» (бумага, гуашь, 2002), и космичный «Спящий часовой» (холст, масло, 2006), и другие. В «Красноармейце» усматривается внутренняя автопортретность, соединение с героем, отсюда и цикличность автора, высказывающегося всякий раз словно не до конца; какая-то главная печаль, туга или «родная мысль», возвращающая его к этому образу — в разных техниках, форматах, состояниях, в разной цветовой гамме, на протяжении всей творческой жизни. Вот и серия «Победители» («Пехотинец», «Летчик», «Моряк», «Молодой боец») создавалась в течение полутора десятилетий, и тоже в разных техниках и материалах. Неслучайно и «программный» триптих 1984-го года «Про войну» («Ждут», «Пропал без вести», «Домой») помещен на разворот книги, то есть сущностен.

По-русски в содержательном смысле решен заглавный офорт автора «Похищение Европы»: «Европу» в облике бабы-крестьянки, стоящей-летящей на стоге сена, увозит бык, запряженный в воз. Находка образа нова и дерзновенна — и пластически решена весьма грациозно.

Отдает дань Локотьков и лубочным графическим стилизациям, посвященным как русским народным песням (например, «Да любил же Ванька чужую жонку»), так и советским («Лучше нету того цвету…»). В близкой стилистике создан и ряд гравюр с образами знаменитых новгородских храмов.

Нельзя не сказать об интересных и очень выразительных работах Локотькова в жанре «ню» («Сахара», «Утро», «Леда», «Ева»), а также вообще о ряде женских образов («Белый танец», «Муза», «Грешница», «Портрет недоверчивой девушки», «Благодушная», «Ждущая»). Приглашают к всматриванию и вдумыванию работы разных лет: «Синий стул» (стул, кстати, нередкий образ у этого автора), «Натюрморт с грушей», «Осенний пейзаж».

Особой жизнью живут у Локотькова множественные «портреты цветов», иначе не скажешь. Живут как люди, со своими характерами и судьбами.

* * *

Убедительными и неотъемлемыми реализациями художественной сущности Николая Локотькова являются также созданная им в 1997 г. частная художественная школа и выросший в 1998 г. словно из ее корня дивный, цветной, изумительного содержания, внешнего вида и полиграфического качества журнал для детей и родителей «Введенская сторона».

Про свою авторскую художественную школу Локотьков говорит: «Я не отбираю детей, учу всех, кто ко мне приходит. Убежден, что каждый человек, независимо от способностей, имеет право изучать, понимать и использовать в своей жизни мировой культурный опыт. И считаю, что абсолютно не гуманно отказывать любому ребенку в его желании попробовать себя в изобразительном искусстве. К тому же мне намного интереснее создать творческого человека из казалось бы безнадежного материала. На одаренных детей всегда учителя найдутся. А как быть другим?» .

И еще. «Старая Русса, — говорит Локотьков, — этот город создан для души, для отдыха, возможно для творчества, но заниматься в нем большими культурологическими проектами, если для этого требуется несколько человек, практически невозможно. Известно, что все более или менее перспективные люди стремятся покинуть провинцию, питая тем самым бурные реки столичного прогресса. Провинция опустошается. В целом это не очень перспективный путь, множество способных людей сломались в этой “мясорубке”, не создав и малого из того, что было предначертано на ладони.

Остаться же жить и работать в районном городе — это значит согласиться с тем, что ты неудачник. Но Господь не только направил меня жить в этот милый городок, но и наградил ощущением того, что главная удача моей жизни — жить и трудиться именно здесь.

С первого дня я знал, что это навсегда, и стал постепенно, исподволь создавать в себе и вокруг себя ту среду, за которой многие “срываются” в столицу. И мой жизненный опыт показал, что это возможно. Я стал свободным человеком. Хотя не без борьбы. Я создаю окружающую меня культурную среду по моим правилам и принципам, и в ней живу. А со мной в ней живут и другие люди, кому довелось родиться и жить в провинции. Мне не приходится подстраиваться, играть по чужим и чуждым правилам. Мне не пришлось ходить за три моря, я нашел все здесь, в провинции».

В 2007 г. Локотьков был избран председателем Правления новгородского фонда культуры. Награжден знаком Министерства культуры «За достижения в культуре». С 1972 г. участвует в выставках, а в 1982 г. принят в Союз художников России. Работы Н. Локотькова были представлены на выставках в Мексике, Тунисе, Польше, Болгарии, Финляндии, Австрии, Норвегии, Германии, США, Эстонии, Швеции. Живописные и графические работы — находятся в музеях России, в Национальном музее народной графики в Мехико, в частных коллекциях разных стран. В 2003 г. немецкий публицист и режиссер, автор популярного цикла телефильмов «Далекий мир» Клаус Беднарц снял фильм о Н. Локотькове — «Художник с Ильмень-озера» (VDR Кельн).

Николай Михайлович хорошо помнит свое детство — как в мятое-перемятое жестяное ведро собирал картошечку на уже убранном колхозном картофельном поле, где, «если побродить, пошвырять землю носком сапога, можно было натолкнуться на оставленную в земле картофелину, а то и целый куст», как потом он вез ее на велосипеде заготовителям, чтобы получить горсть монет, а через три года на скопленные деньги поехал далеко-далеко, в Эрмитаж, смотреть картины.
* * *

Особо следует сказать о журнале «Введенская сторона» (конечно, он тоже нашел место в новом альбоме Локотькова), в котором гармонично соединились все, Богом данные Локотькову ипостаси: и педагог, и художник, и дизайнер, и редактор. В следующем году изданию исполняется 20 лет. На журнал подписываются и за рубежом. Он получил премию Правительства Российской Федерации в области печатных СМИ «За вклад в сохранение и популяризацию культурного наследия страны, воспитание и просвещение молодежи».

Журнал действительно является если не лучшим, то одним из лучших профильных изданий на русском языке. Об этом говорит и премия 2009 года имени академика Д.С. Лихачева (Фонда Д.С. Лихачева), за выдающийся вклад в сохранение культурно-исторического наследия России.

Формулировки мощные, но вполне соразмерные изданию.

Этот весьма и весьма культурный журнал, который задумывается и порождается в Старой Руссе, наполняется всем миром, печатается в Санкт-Петербурге, стал своеобразным центром притяжения культурных и нередко духовных сил больших пространств.

Николай Михайлович Локотьков сам создает и издает журнал, однако авторами и читателями «Введенской стороны» являются как молодые художники и литераторы, так и профессионалы, нередко классики из разных стран. Издание стало по географии международным, а по наполненности и отзывчивости – всемирным, и это, по сути, есть своеобразная духовная воронка, в которую втягиваются большие культурные пространства. Возможно, дело тут в непостижимом космическом феномене, отзвуком коего нам известен Достоевский, связанный родовыми и биографическими узами со Старой Руссой.

В связи с этой «странной» затеей — издания удивительного журнала — Локотьков был определен как «уникальный и маниакальный двигатель русской культуры, из своей трехкомнатной квартиры сделавший редакцию одного из самых уважаемых ныне журналов об искусстве для школьников, учителей, родителей».

На самом деле он — симпатичный, улыбчивый православный человек, прекрасный, теплый художник.

Любит цитировать афоризм «мы грустные, потому что русские». Да, подвижник. А кто еще возьмется издавать художественно-просветительский, полноцветный журнал для молодежи, хоть и давши ему замечательное название — по району Старой Руссы, где и располагается одноименный Введенско-Богородичный храм.

Из ничего, с нуля Локотьков изваял первый номер, который сразу был поддержан писателями А. Солженицыным и Д. Граниным, с радостью в нем опубликовавшимися. Это потом уже журнал удостаивался всяческих грантов, ему помогала Людмила Путина, благодаря которой редакция получала на издание журнала субсидию Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

За неполные двадцать лет вышло 59 номеров этого ежеквартальника. Сегодня тираж каждого номера составляет 3000 экземпляров, имеется также сетевая версия: http://www.art-storona.ru.

Любой номер «ВС» — откровение добра, ума и прекрасного. «Каждый выпуск журнала — признание в любви не только искусству, но всей земле, всей нашей изменчивой многоликой жизни, щедро питающей творчество и придающей ему смысл», — сказала о «Введенской стороне» М. Аграновская.

Как заявлено в выходных данных, журнал «Введенская сторона» посвящен мировой культуре, юношескому творчеству, выявлению и поддержке молодых дарований, нравственному и духовному воспитанию, формированию культуры молодежи, профессиональному обучению.

Помимо работ обычных школьников, свои рубрики в журнале есть у известных искусствоведов, профессиональных художников. Всю корреспонденцию редактор просматривает очень внимательно, отбирая то, что выйдет в свет: чтобы «никоим образом не царапнуть душу ребенка», читающего журнал. Как говорит сам редактор, он не ставит своей целью проводить ранжирование работ, оценивать, кто лучше, а кто хуже.

Журнал насыщен всемирно признанными шедеврами, есть и раздел «Мастера модернизма». Однако странным образом Локотькову удается гармонизировать их с русским духовным (читай православным) консервативным посылом и с произведениями, скажем, современных школьников, людей совсем молодых.

Девиз журнала размещен на титуле: «Будущее российской культуры вырастает из юношеского творчества».

А сам Локотьков, с его собственным творчеством, авторской школой и уникальным журналом «Введенская сторона» есть достойнейшее настоящее русской культуры.


Фото автора и из архива Н. Локотькова.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.