Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Победит Человек неунывающий

Победит Человек неунывающий

Актуальные послания 42-го Московского международного кинофестиваля
Нина Катаева
14.10.2020
Победит Человек неунывающий

Кинофестиваль, который прошел в столице, несомненно, войдет в историю. Неслучайно председатель жюри основного конкурса, режиссер и продюсер Тимур Бекмамбетов назвал его «героическим». Нигде, как на международном кинофестивале, основное предназначение которого – обсуждать новое кино, делиться мнениями по поводу тенденций, спорить, восхищаться, негодовать, – не был так чувствителен «новый порядок», установленный пандемией.

Строжайшие проверки масочно-перчаточного режима (пробовали ли вы печатать в перчатках?), измерение температуры столько раз в день, сколько «рейсов» на кинопоказы вы совершите; выходить из залов кинотеатра «Октябрь» каждый раз следовало только на улицу. Полупустые залы и абсолютно пустые фойе – отсутствовали не только кафе и буфеты, но и столы, диванчики, кресла. Путь вел вас по одной дорожке – к креслу в кинозале. О кофе можно было только мечтать, в пресс-центре убрали даже кулер с водой. В первые дни из-за масок коллеги с трудом узнавали друг друга.

Говорить, что все это не сказывалось на настроении, будет неправдой, но и утверждать, что не стоило вообще проводить киносмотр в таких условиях, никто не будет. Браво организаторам: они показали зрителям 220 фильмов из 40 стран, познакомили с мировыми тенденциями, ниточка не прервалась.

В основном конкурсе было показано 13 картин, в конкурсе документального кино – девять и короткометражного – 14, и, надо сказать, тенденция крепнущего конкурса была не нарушена. Правда, из-за «особых» обстоятельств был некоторый «перехлест» отечественного кино в основных конкурсах, фильмы открытия – «Серебряные коньки» Михаила Локшина и закрытия – «На острие» Эдуарда Бордукова со Светланой Ходченковой в главной роли – также были российскими.

По традиции было что посмотреть зрителям и в двадцати внеконкурсных программах, среди которых популярностью пользовались «Восемь с половиной», «Свободная мысль», «Фильмы, которых здесь не было», «Мастера», «Спектр», «Спецпоказы», «Время женщин». По эмоциональному воздействию на зрителей вряд ли сравнится какой-либо фильм с мексиканским «Новым порядком» Мишеля Франко (из «Восьми с половиной»), в сентябре получившим Особый приз жюри на Венецианском фестивале. Это антиутопия, вымышленная история про кровавую революцию взбунтовавшихся бедных против богатых. Но, увы, актуальная на фоне волны беспорядков, охвативших мир в 2020-м… А по раздумьи – убийственна: «новый порядок» в перевернувшемся мире мало чем отличается от «старого», ролями ведь можно поменяться… Что это – предостережение, предсказание или уже явь?..

Собственно, тема человека, которому нужно обладать сверхмужеством и великой силой духа, чтобы выжить в современном мире, стала едва ли не главной на фестивале.

В рамках 42 ММКФ был проведен 5-й Международный кинофорум «Кино стран БРИКС – альтернативы Голливуду». В его работе приняли участие кинематографисты из России, Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки, – кинорежиссеры, продюсеры, исследователи национальных кинематографий, представители посольств и культурных центров стран БРИКС. Зрители увидели десять фильмов в разных жанрах, отражающих культурное и тематическое разнообразие, присущее кинематографиям этих стран. Актуальный опыт, который может быть полезен ведущим кинематографиям планеты, включая Голливуд. Победила лента «Поппи Нонгена» Кристиана Ольвагена (ЮАР), где рассказали историю человека из 70-х, потерявшего трудоспособность, и в результате заполучившего жену-«нелегала», по решению суда. «Очень своевременное кино, – заметил председатель жюри Сергей Мокрицкий, – которое при этом говорит об исторических процессах».

На фестивале работало три жюри. «Серебряного Святого Георгия» за лучший короткометражный фильм «Боюсь забыть твое лицо» жюри под председательством российского продюсера Марины Жигаловой вручило Самеху Алаа (Египет/Франция). 15-минутное трагичное роуд-муви: герой по имени Адам идет через полный опасности город, чтобы в последний раз увидеть любимую.

«Решение было единогласным, – сказала Жигалова. – Фильм поразил нас: каждый кадр в нем – произведение искусства». Кроме того, председатель отметила картину «Руки» Кати Скакун из России, «Последнюю фотографию отца» серба Стефана Джорджовича и «Июль 96-го» бельгийца Мишеля Жакоба – на темы детства.

Председатель жюри документального конкурса, оператор Юрий Ермолин перед тем, как вручить «Серебряного Георгия» корейскому режиссеру Гванчо Чону за фильм «Ноктюрн», признался, что выбирать им пришлось «между яблоком и апельсином» – в таких разных жанрах и столь ярко было представлено большинство работ. Однозначно призовыми были российские картины – «Шаман» Андрея Осипова по сценарию Одельши Агишева, фильм-диспут о Сталине, с новыми фактами, и захватывающий дух «Крым небесный» Сергея Дебижева, снятый из космоса. Путешествие по Вселенной человеческого духа зрителям обеспечено.

«Программными» можно назвать российские фильмы «Человек неунывающий» Андрея Кончаловского и «Хенд мейд» Евгения Григорьева. Отборщики, уверена, базировались на фильмах, несущих позитив, воодушевляющих зрителей, а тема людей труда, создающих главные блага жизни, но не всегда их имеющих, неисчерпаема.

«Ноктюрн», рассказывающий о талантливом музыканте-аутисте, борьбе за место под солнцем которого его мать посвятила жизнь, перекликается с «Городской мечтой» Вэйдзюня Чэня (Китай), в котором старик, торгующий фруктами на улице, буквально дерется за это место с городской администрацией, зачищающей улицы от несанкционированной торговли. Политические фильмы из этого конкурса посвящены нашему брату журналисту, и тоже достойны внимания – во «Влиянии» Дайана Нилл и Ричард Поплак (ЮАР, Канада) убедительно показывают, как умелые политтехнологи политизируют современные СМИ и устраивают революции. А в фильме «Мы не сдаемся» Марка Вайсе (Германия, Приз Гильдии неигрового кино и телевидения) наша коллега Мария Ресса с угрозой для жизни разоблачает диктатора Филиппин Дутерте, под видом борьбы с наркотиками расправляющегося с неугодными. Залы на «политике» были полны, журналисты даже добились вторичного показа «Влияния», так как минут на двадцать там исчезал перевод.

 Основной конкурс в этом году был многолик, но основной темой все же можно назвать преодоление человеком враждебных обстоятельств.

В конкурсе участвовали такие мэтры мирового кино, как обладатель всех возможных «львов», «пальм» и «медведей», корейский режиссер Ким Ки Дук – с драмой «Растворяться».

А также обладатель «Золотой Пальмовой ветви» Канн румынский режиссер Мариан Кришан – с комедией «Предвыборная кампания», автор семи рукотворных фильмов, получивших множество призов, включая «Серебряного Льва» Венеции, Ирина Евтеева – с дилогией о путешествиях Поэта Хлебникова и его Ка, призер Сан-Себастьяна, Карловых Вар и других фестивалей, российский режиссер Валерий Тодоровский – с триллером «Гипноз», обладатель Гран-при 35 ММКФ за «Частицу», турецкий режиссер Эрдем Тепегёз – с фантастикой «В тени».

Четыре фильма сняты дебютантами, и один из них – 26-летний британский режиссер Риши Пэлэм получил «Серебряного Святого Георгия», а также Приз международного жюри прессы – ФИПРЕССИ, за лучшую режиссерскую работу (фильм «Хильда»). Фильм никого не оставит равнодушным. В центре сюжета – душераздирающая семейная история, в которой из-за жуткой ругани родителей зрители не сразу поймут, что в семье, кроме старшеклассницы Хильды и ее младшей сестры, теперь есть еще братик, малыш только что народился. Нетрудно представить, что вскоре все хозяйство и брат с сестрой будут оставлены на попечение Хильды, папаша с мамашей разъедутся в поисках лучшей доли. И пока соцслужбы разберутся, что к чему, отчаянная Хильда найдет выход. Она займется танцами и, победив в конкурсе, преодолеет обстоятельства. Хильду ярко сыграла дебютантка Меган Первис, актрису наградили «Серебряным Святым Георгием» за лучшую женскую роль.

Вручая награду Пэлэму, член жюри, египетский писатель и журналист Махмуд Солиман сказал, что дебютант затронул сложные проблемы семьи, и сделал это «невероятно искусно». Молодой режиссер признался, что ему с командой пришлось пройти через множество препятствий, но работа над фильмом убедила его в том, что «если очень постараться, то все получится». «Не раз наблюдал опровержение этой мысли, у большинства моих ровесников мечты не сбываются, – сказал Риши Пэлэм. – От души благодарен, новых голосов и талантов много, и фестиваль – то место, где их можно взрастить». «Меган Первис начала работать над ролью за год до начала съемок, – рассказал он. – Мы забрасывали ее в самые злачные уголки Лондона, чтобы она прочувствовала характер своей героини. Хильда – малая толика того, что Меган сделает в будущем», – отметил режиссер. Он и принял награду за актрису.

Серебряного Святого Георгия за лучшее исполнение мужской роли получил израильский режиссер и актер Гур Бентвич («Как сыр в масле»). В своем фильме он сыграл режиссера-невротика, который проводит безумную ночь накануне очередной премьеры. «Похоже, наш лауреат что-то знал про наступающий кризис в кино, потому что снял фильм про себя, сам сыграл главную роль, а в женской роли снял свою жену», – пошутила, вручая награду, член жюри, актриса Марина Александрова. Гур Бентвич не смог приехать на фестиваль и в видеообращении поблагодарил Московский кинофестиваль за награду, которую за него получила атташе по культуре посольства Израиля в России Яна Котляр-Галь.

Спецприз жюри «Серебряный Святой Георгий» получил Эрдем Тепегёз – за свою фантастическую историю («В тени», Турция). За призом он поднялся вместе с оператором Хайком Киракосьяном – кадры шахты-монстра, где трудится главный герой, решившийся бросить вызов самому мироустройству, и напомнивший нам, что человек пребывает в вечной борьбе с системой, незабываемы. «Мы решили дать специальный приз картине с очень сильным видением, затрагивающей актуальную тему. Фильм бросает вызов нашей человечности в мире, где кажется, что ее уже не осталось. При этом, история полна надежды и убеждает в том, что даже в самых темных моментах можно найти свет», – отметил член жюри, режиссер Александр Йордаческу (Швейцария, Румыния). Тепегёз поблагодарил жюри и сказал, что посвящает эту награду своему дяде, который погиб на производстве месяц назад.

Спецприз за многолетнее служение искусству кино вручили народной артистке РФ Светлане Дружининой. «Хорошего кино много, но мне кажется, гораздо меньше такого, которое можно смотреть всей семьей, – сказала Марина Александрова, – а благодаря Светлане Дружининой, оно у нас есть».

Дружинина не смогла присутствовать на церемонии, в видеообращении она поблагодарила фестиваль. Приз принял за актрису Дмитрий Харатьян. «Главная награда для режиссера – продолжать снимать свое кино, что с успехом делает Светлана Сергеевна, – сказал актер. – Снят уже четвертый фильм в серии о гардемаринах, готовится к производству пятый».

Первый приз кинофестиваля «Верю. К. Станиславский» за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы великого реформатора сцены был вручён народной артистке РСФСР Светлане Крючковой на церемонии открытия 42 ММКФ.

«Золотого Святого Георгия» за фильм «Блокадный дневник», получивший также приз зрительских симпатий, удостоен режиссер Андрей Зайцев (Россия). Фильм основан на воспоминаниях «ленинградской Мадонны», поэта Ольги Берггольц, на её повести «Дневные звёзды», а также на воспоминаниях блокадников, в том числе писателя Даниила Гранина.

По обледеневшему пустынному городу, похожему на подводное царство, медленно бредет фигура, замотанная в тряпье. Ольга (Ольга Озоллапиня) только что похоронила мужа и уверена, что скоро тоже умрёт от голода. Она хочет увидеть своего отца, работающего в больнице на другом конце города, проститься с ним и попросить прощения…

Фильм смотришь с чувством, подобным тому, с каким когда-то смотрел «Иди и смотри», он врезается в память, хотя пересматривать вряд ли будешь… Ты, действительно, оказываешься внутри мертвого города зимы 1941-1942 годов, вместе с героиней Оззолапини переживаешь все ужасы, встретившиеся ей на пути, и становишься свидетелем ее возвращения к жизни после встречи с отцом (Сергей Дрейден), который убеждает дочь в том, что она сможет вынести невыносимое и еще стать опорой для других…

Получать приз режиссер вышел вместе с исполнительницей главной роли Ольгой Оззолапиней. «Прошло 80 лет, и, честно говоря, никто в мире не знает про блокаду в Ленинграде, – сказал он. – На фестивалях на меня смотрели с недоумением, когда слышали, что снимаю такое кино. И в том, что о блокаде не знают, наша вина. Мы об этом не говорим, и – получается, что этого не было, и страдания эти ушли, как вода сквозь песок. А раз этого «не было», значит, может повториться, и в гораздо более тяжком виде, и цену заплатить придется гораздо большую».

Тимур Бекмамбетов, словно заранее зная мысли режиссера, сказал, вручая ему приз: «Мы пришли к мнению, что главный приз – награда не за профессиональное мастерство, не за умелый подбор актеров, а все-таки за послание, за то важное, что фильм может сказать всем нам…».                          

И далее подчеркнул: «Мы живем в сложное время, нас ждет множество испытаний, и, самое главное, мы должны помнить, что самый большой грех – грех уныния. Важно верить, что мы всё переживем, станем лучше и будем счастливы».

Все-таки победил на 42-м ММКФ Человек неунывающий. «Спасибо тем, кто не испугался и прилетел, кто принял участие в фестивале и вместе с нами отметил этот праздник, –сказала, закрывая 42-й ММКФ, министр культуры РФ Ольга Любимова. – Этот фестиваль мы запомним надолго. И, надеюсь, что в следующем году этот зал будет полным».


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.