Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
По клавиатуре деревянных нар...

По клавиатуре деревянных нар...

Прошел Первый международный конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
Татьяна Корсакова
30.01.2008
По клавиатуре деревянных нар...

Рахманиновский зал Московской консерватории привык к музыкантам, которых поцеловала слава. Но в этом концерте – концерте лауреатов первого Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко - за громом заслуженных аплодисментов слышалось нечто большее.

Все присутствовавшие в зале хорошо знали историю великой женщины, в честь которой играли молодые победители, знали историю ее великой любви в трагических обстоятельствах «победившего социализма». Да и Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Франция на концерт приехал вовсе не случайно… Внутренним слухом можно было услышать, как из-под звуков роскошного рояля еле слышно пробивался дробный стук тренированных пальцев по клавиатуре деревянных нар. И этот концерт, весь этот конкурс превращался в огромное «Прости» порядочных русских людей за немыслимую подлость идеологизированных тупиц, упрятавших когда-то в уральский лагерь талантливую и, ни в чем не повинную французскую пианистку.
«Вина» Веры состояла в том, что она, ученица знаменитого французского пианиста и педагога Альфреда Корто, девушка из состоятельной парижской профессорской семьи, полюбила русского человека по имени Владимир Шевченко, который работал в одном из советских представительств в Париже. Любовь была взаимной, они поженились, она подружилась с двумя сыновьями Владимира от первого брака… Когда закончилась работа мужа во Франции, Владимир и Вера уехали в СССР. Через некоторое время он был репрессирован и погиб, а вскоре арестовали и ее.

Чтобы не забыть технику игры на фортепьяно, Вера в бараке нижнетагильской зоны нарисовала клавиатуру на деревянных нарах и «играла» по памяти Баха, Бетховена, Дебюсси…


Играла тринадцать лет! «А в первый день свободы бежала через весь город в том же драном ватнике в единственную здесь музыкальную школу, напугала там всех и видом своим, и просьбой оставить ее одну у фортепиано. Она не выходила много часов: Бетховен, Дебюсси, Шопен… У закрытых дверей рыдали школьные учителя». Это я уже цитирую книгу «Портреты по памяти» известного российского журналиста Юрия Данилина, который сыграл огромную роль в жизни Лотар-Шевченко и ее посмертной судьбе.
Он впервые услышал и увидел ее вьюжным февральским вечером на концерте в маленьком городке, где был в командировке. «Совсем немолодая, в платье с чужого плеча (талия там, где она никогда не бывает), яркие волосы и очень бледное печальное лицо. Пальцы над клавиатурой просто пугают – красные, гнутые какие-то, как у посудомойки. Еще мгновение – и я не помню себя до конца этого удивительного концерта». Потом Данилин, бывший тогда собственным корреспондентом «Комсомольской правды» в Новосибирске, встретил ее в Академгородке, и они подружились, и, бывало, чаевничали у Веры Августовны, беседуя, в «зашкапном» пространстве небольшой квартиры, где часто во время репетиций нарочно не закрывалась дверь на лестничную клетку, чтобы добровольные заложники искусства Веры Лотар-Шевченко, студенты и аспиранты, могли слушать ее дивную музыку, привольно расположившись на ступеньках. Первый-то материал о Вере Лотар-Шевченко опубликовал знаменитый педагог и спецкор «Комсомолки» Симон Соловейчик, а потом его сын, редактор газеты «Первое сентября» Артем Соловейчик установил на ее могиле памятник, чудный маленький обелиск из белого мрамора, на котором выбиты слова Веры «Благословенна жизнь, в которой есть Бах». Данилин тоже очень много писал о Вере Августовне, был снят документальный фильм в ее памятный год.

Несмотря на все лишения и беды она прожила 83 года, а вот во Францию так и не вернулась. Не захотела.


С тех новосибирских лет прошло много времени. Юрий Данилин давно «был взят» в Москву, поработал редактором образовательных отделов и первым заместителем главного редактора «Комсомольской правды», затем в «Известиях», «Литературной газете», преподавал научное кино во ВГИКе, создал вместе с Кимом Смирновым научное приложение «Кентавр» в «Новой газете». Да мало ли чего успел! А память о великой пианистке все-таки не давала покоя.
Сначала Данилин организовывал вечера памяти Веры Лотар-Шевченко, на которых играли отдельные пианисты. Затем все это вылилось в фестиваль памяти Веры Августовны, на который приехали известные исполнители, и в их числе молодые, и будущий лауреат будущего первого конкурса памяти В.Лотар-Шевченко Филипп Копачевский, которому было тогда лет 15-16. Через год после фестиваля Данилину пришла в голову идея этого самого международного конкурса, которая смогла осуществиться лишь теперь и только благодаря Фонду первого Президента России Бориса Ельцина. Нашелся и еще один спонсор – «Новосибирскэнерго». На Юрия Данилина, ставшего директором Международного конкурса, свалились все заботы по его организации, а жюри пригласили возглавить известного музыканта из Франции.
На конкурс, который прошел с огромным успехом в Новосибирске, съехались молодые музыканты со всей России. Совершенно особенным, но ни в коем случае не привилегированным, участником стал Олег Аккуратов, учащийся специализированной школы для слепоглухонемых детей в Армавире. Он абсолютно слеп, но у него абсолютный слух. Олега воспитывают бабушка с дедушкой, потому что родители от него давным-давно отказались – у них своя жизнь и свои семьи. А вот директору школы и учителям Олега, его преподавателям музыки, по словам Данилина, – «им, конечно, надо ставить памятник, потому что Олег ничего не может сам, его нужно умыть, одеть, накормить, повести куда надо, и это продолжается уже много лет. Но мальчик совершенно феноменальных способностей, суть которых, конечно, в слухе. Он как бы мальчик-слух.

Он слышит какие-то вещи, которые простые люди не слышат. И живет исключительно музыкой, а педагоги учат его по системе Брайля. В том числе, и ноты, конечно.

Там, в школе, много способных детей, но такого уровня талант - один. Олег совершенно спокойно импровизирует. Он отлично знает мировую музыку. И – мировую литературу. Порой складывается ощущение, что он видит, но это, к сожалению, ложное ощущение».
Концерты в Париже прошли с большим успехом. Публика особо приветствовала отдельных исполнителей, в частности, Филиппа Копачевского - стоя, с криками «Браво!» А Аккуратова даже вызывали на бис. После концерта все музыканты были обласканы зрителями - их ждали у выхода, с ними разговаривали. На всех концертах, было очень много преподавателей музыки и они все отмечали уровень исполнения – очень высокий и совершенно недоступный западноевропейским студентам.
А не так давно Юрий Данилин выпустил книгу «Портреты по памяти». О, какие это портреты! Среди его героев – знаменитые ученые Михаил Лаврентьев, Юрий Косыгин, Дмитрий Беляев, гениальный хирург Михаил Давыдов, великая актриса Фаина Раневская, прекрасный писатель Владимир Дудинцев… и, конечно, удивительная пианистка Вера Лотар-Шевченко.

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..